Что привез колумб из америки в европу. Что еще, кроме гостинцев, привез Колумб из Америки? Растения привезенные из америки европу

Три корабля-каравеллы отправились в 1492 году в историческую экспедицию Христофора Колумба. «Пинта» с водоизмещением 100 тонн –одна из каравелл. На судне был экипаж из 40 человек под командованием капитана Мартина Алонсо Пинсона.
Прошло не более трех дней с выхода в море, как у «Пинты» неожиданно сорвало руль и его ремонт потребовал остановки на Канарских островах. Существовало предположение о саботаже со стороны команды, не желавшей плыть в неизведанные края. Примечательно, что руль срывало в течение плавания не единожды, а корабль порой давал течь.
Тем не менее, отличные судоходные качества «Пинты» позволили ей выстоять под ураганными атлантическими штормами и вернуться из плавания. Каравелла больше не принимала участия в путешествиях Колумба, сведения о ее дальнейшей участи не сохранились.
В наши дни точная копия «Пинты» находится на вечной стоянке в курортном городе Байона, что находится на юге Галисии. Именно сюда каравелла прибыла из своего путешествия в Америку. Каравелла-музей доступна для посетителей. На ней, к примеру, можно познакомиться со всем, что Колумб привез из своего первого путешествия. А привез он шестерых индейцев, гамак, листья табака, ананас и индейку, а также попугая, перья других экзотических птиц и так далее.
Гамак – одно из немногих слов коренных жителей Багамских островов, сохранившееся до наших дней. После того, как с помощью Колумба гамак попал в Европу, его стали использовать во флотах европейских держав – многие века он служил для сна и отдыха моряков.

Что касается индейцев, то их приняли в Испании хорошо. Поглазеть на пленников во время их представления королевской чете собрались толпы. Что думали сами индейцы обо всем этом, нам никогда не узнать. Обращение их в христианство было самой первостепенной задачей. Тех шестерых, которых Колумб привез в Испанию, тут же крестили и назвали христианскими именами.
Когда Колумб отправился во второе плавание к берегам Нового Света в сентябре 1493 года, пятеро из индейцев вернулись с ним. Шестой, по имени Дон Хуан, остался при испанском королевском дворе. Примерно через два года он умер.
Во время пребывания на острове Сан-Сальвадор и затем на Кубе испанцы были удивлены обычаем местных жителей зажигать какие-то листья, свернутые в трубочку, и вдыхать от них дым. Таким образом, европейцы впервые столкнулись с употреблением табака. Листья табака тоже были привезены в Испанию на каравелле «Пинта».

Считается, что Колумб привез из своего первого путешествия не только ананас, но и другие растения: кукурузу, батат, помидоры, сладкий и горький перец, душистый перец, какао, ваниль, бобы, кабачок, тыкву, маниоку, авокадо, земляной орех, орех кешью, подсолнечник, петунию и так далее.
Также из Нового Света испанцами был привезен картофель, но он попал в Европу из Южной Америки только в 1551 году.

Подготовил Николай Илларионов

Из Европы в Америку

Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602

Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.

Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, - те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.

Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное - он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» - пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.

Анджело Тревизан

Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи - редис, салат-латук, капуста и брюква, - и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения - через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья - длиннее, а зерна - больше, чем у нас или где бы то ни было еще.

Микеле да Кунео

По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения - например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо - вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.

Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».

Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».

Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).

Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.

Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.

Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.

Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.

Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.

Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.

Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.

Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, - особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».

Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.

То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».

Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.

Во времена Эрнана Кортесакастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, - ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».

Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси, где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день - удивительное дело - можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо - это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».

Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, - ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.

В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки - колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».

Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».

Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла, самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.

Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд - ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.

Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции - ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Мост в Южную Америку Некогда на землях нынешней Аргентины, Колумбии, Перу и Чили жили люди эпохи мегалита, оставившие последующим поколениям каменные круги, менгиры, дольмены и настоящие жемчужины искусства, поражающие тщательностью отделки. В этом отношении они ничуть

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Кризисы в истории цивилизации [Вчера, сегодня и всегда] автора Никонов Александр Петрович

Из книги Сексуальная культура в России. Клубничка на березке автора Кон Игорь Семёнович

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Закрыть Америку! У синего моря урядник стоит, А синее море шумит и шумит. И злоба урядника гложет, Что шума унять он не может. Максим Горький Изменения сексуальной морали и поведения ставят перед российским обществом множество новых и придают дополнительную остроту

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Гоа. Для тех, кто устал... жить по инструкциям автора Станович Игорь О.

Две Европы Попробуем посмотреть с точки зрения сказанного выше на этническую историю нашей страны. В те века, когда начиналась история нашей Родины и ее народов, человечество населяло Землю крайне неравномерно. При этом одни народы жили в горах, другие - в степях или

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Тур «Роди в Гоа», не пугайтесь, рожать ездят не только в Америку и Европу Человеку цивилизованному может показаться диким то, что в Гоа специально едут семейные пары рожать в натуральных условиях. Не скажу, что является первичным, приезды к нам отца и основоположника этого

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

16. Переплывая Атлантический океан Возникновение атлантической цивилизации Распространение культуры из Европы в Америку и наоборот Ведь по свидетельству наших записей, государство ваше положило предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

В честь кого назвали Америку? Вовсе НЕ в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени уэльсца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота –

Из книги С мольбертом по земному шару автора Демин Лев Михайлович

Из книги Происхождение вилки. История правильной еды автора Ребора Джованни

Из книги Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги автора

Глава XIV Вновь в Америку Лишь несколько месяцев провел Верещагин в кругу семьи, в своем московском доме за Серпуховской заставой. В ноябре 1901 года он вновь отправился на Американский континент. Цель новой поездки была двоякой: во-первых, художник намеревался устроить

Из книги автора

Из Испании в далекую Америку: сахарный путь Если португальцы интересовались специями, а кастильские идальго мечтали об Эльдорадо и о благородных званиях, итальянских купцов прежде всего волновала земля и ее производительность, хотя они тоже не были равнодушны к

Из книги автора

И. С. Кардаш Игорь Стравинский: из Европы в Америку – от балета до балета Игорь Стравинский покинул Россию накануне Первой мировой войны: с 1913 года он попеременно живет то во Франции, то в Швейцарии. Уже с конца 1920-х – начала 1930-х Америка незаметно, но настойчиво

Как первый же в истории отпуск на Карибах обернулся эпидемией, повлиявшей на ход европейской истории

Как первый же в истории отпуск на Карибах обернулся эпидемией сифилиса

В 1493 году Колумб и его друзья вернулись из первого в мире тура по Карибам и привезли гостинцы: новый путь в Индию (на самом деле нет), земельные приобретения для короны, табак, кокосы, сифилис и тропические плоды. Разумеется, сифилис был незапланированным подарком. Хотя не исключено, что индейцы-араваки намеренно подсовывали белокожим подпорченный товар.

Вернувшись из путешествия, зараженные, но все еще верящие в то, что «почешется и пройдет» моряки и солдаты принялись делать то, что подобает морякам и солдатам. Они начали прожигать полученные дублоны в борделях и быстро пришли к банкротству. После этого беднягам (и тем, кто заразился посредством них) не оставалось ничего, кроме как снова пойти работать наемниками.

Если верить кастильскому доктору Раю Диасу де Исле, первым в мире пациентом с сифилисом стал Винсент Пинзон, который, если что, был капитаном «Ниньи» - одного из трех кораблей, на котором команда Колумба открыла Америку.

Карл VIII пытается оттяпать Неаполь, а сифилис готовится оттяпать нос Карлу VIII

В Европе как раз разгорелась очередная серьезная буча, так что наемники были в цене. Французский король Карл VIII, женившийся на 15-летней Марии Анжуйской, мечтал завоевать ее сердце и заодно прославиться как великий завоеватель. Однако ничего из этого не вышло, все получилось даже хуже, чем «хуже не бывает».

У Карла VIII было не только смешное лицо, но и некие права на итальянские земли, поэтому он снарядил поход и отправился завоевывать Неаполитанское королевство и все, что попадется по дороге. Кроме армии солдат, состоявшей из 30 тысяч человек, он снарядил армию полковых проституток, которых было не меньше восьми сотен. Позаботившись о своих бойцах, Его Величество не забыл и про себя, забрав с собой целый гарем фрейлин, которые должны были «помогать по хозяйству». Хозяйство великого полководца не оставалось бездеятельным, так что он подавал заразительный пример войскам.

Сначала кампания шла преотлично. Неаполь быстро пал к ногам Карла, и он провозгласил себя королем Неаполитанского и Иерусалимского королевств, а также императором Востока. Чего еще желать мужчине в 24 года? По случаю невероятной победы король и его войска устроили грандиозную двухмесячную оргию, на которую стеклись тысячи проституток со всей Италии. В такой обстановке даже пары больных сифилисом маркитанток и солдат хватило бы, чтобы устроить эпидемию. Зараженных было явно больше и вскоре едва ли не каждый третий боец в славной армии был покрыт язвами.

Причиной сифилиса посчитали каннибализм и секс с конями

Поветрие грянуло как гром среди ясного неба. Это была словно чума, но гораздо уродливее и ужаснее. Она распространялась неведомым образом и немедленно породила массу кривотолков.

Современники этого поветрия рассуждали так: если чуму Господь послал за смертные грехи, то новую, еще более подлую болезнь, - за что-то намного более отвратительное. Отсюда пошли две первых теории происхождения сифилиса. Первая гласила, что это - кара за каннибализм, которым занимались солдаты Карла. Вторая говорила о том, что причиной стали массовые сношения с лошадьми. Хотя мы-то понимаем: кому нужны лошади, если Его Величество позвал на вечеринку тысячи самых горячих итальянских дев?

Карл VIII терпит поражение и умирает как подобает королю-неудачнику

Удача отвернулась от французов, объединенные силы итальянцев и испанцев выгнали армию сифилитиков обратно во Францию. Карл был посрамлен и в довершение переболел оспой, которая изуродовала его лицо. Было бы логично и иронично, если бы на самом деле это был сифилис, но, скорее всего, это не так. Приехав домой, король настрогал потомство, и ни у кого не было проблем с венерической болезнью, так что ему действительно хватило ума уберечься от этой хвори.

Карл, потерпевший унизительное поражение, распустил войска, а вместе с ними и наемников, которые хлынули во все уголки Европы, разнося «любовную чуму». Цунами эпидемии было таким мощным, что всего за полтора десятка лет сифилис разнесся по всей Евразии и Севрной Африке. В 1512 году с ней столкнулись даже японцы, которые, казалось бы, всеми силами пытались отгородиться от остального мира.

Как сказал Вольтер: «В своем легковерном походе на Италию французы приобрели Геную, Неаполь и сифилис. Потом они были отброшены и потеряли Неаполь и Геную, но сифилис остался при них».

Кстати, король Карл VIII вскоре после провальной экспедиции в Италию погиб слегка неестественной смертью: нечаянно ударился головой об косяк двери и разбил голову, словно перезрелую тыкву. Видимо, придворные были настолько недовольны тем, что с подачи их монарха сифилис стали называть «французской болезнью», что даже не стали придумывать ему смерть с фантазией, как, например, в случае с тезкой короля, Карлом Злым.

Сифилис изменил ход истории

Сифилис изменил мир гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Это была не просто очередная инфекция - он стал рычагом, который сдвинул горы истории. Во многом благодаря сифилису состоялся раскол церкви и к успеху пришли протестанты. Пуританство не нашло бы такого отклика в сердцах паствы, если бы у нее не было живого (а иногда уже и нет) подтверждения того, как Господь карает за разгульную жизнь.

Именно из-за того, что сифилис, прежде всего, пагубным образом влияет на волосы, появились парики, ставшие визитной карточкой Нового времени. Неудивительно и то, что человечество вспомнило и начало активно использовать еще одно прекрасное изобретение - презервативы.

Точно также необходимость лечить провалившиеся носы дала толчок европейской хирургии. Операция по восстановлению носа делалась причудливым образом: у пациента вырезался кусок кожи с руки, но не полностью - должен был оставаться лоскут, соединенный с телом, чтобы кровеносные сосуды продолжали снабжать этот кусок кожи кровью. Затем лоскут прикладывали к носу, и пациент был вынужден ходить с привязанной к голове рукой до тех пор, пока кусок кожи не приживется на месте носа. Человек, который придумал это, был или гением или безумцем.

Именно сифилис помог Нидерландам обрести независимость от Испании. Болезнь была одной из основ антииспанской пропаганды: голландские протестанты утверждали, что источником заразы являются католики и, избавившись от их гнета, можно будет победить и болезнь.

Как бы там ни было, ни религиозная пропаганда, ни страх перед ужасающей болезнью не победили сифилис. Люди продолжали блудить направо и налево, несмотря ни на что. Достаточно сказать, что в Европе эпохи Возрождения он вообще стал основной причиной смерти. Грубо говоря, у среднестатистического европейца было больше шансов умереть от сифилиса, чем от войн, голода, иных болезней и уж тем более старости. На этом фоне тот факт, что у трех из Римских Пап предположительно была эта постыдная хворь, не кажется таким уж удивительным.

Эвфемизмы для сифилиса
(которыми можно блеснуть в компании)

Слово «Сифилис» имеет любопытную (и довольно скабрезную) историю происхождения. Его придумал врач и поэт Джироламо Фракасторо, который дал имя «Сифилус» (то есть «друг свиней») герою своей поэмы. В ней автор иносказательно рассказывал о симптомах болезни и представил свою версию ее происхождения: пастух Сифилус, истосковавшийся по женщинам, возлежал со своими свиньями и за это был наказан брезгливыми богами.

История всем понравилась и заразу начали называть «Сифилис». Хотя до этого у нее было много других звучных прозвищ: Черный Лев, Купидонова болезнь, Великая оспа, Венерическая чума, а шотландцы дали ей суровое название Грандгор, которое больше подходит этой болезни, чем легкомысленный «Сифилис».

Оригинал взят у vova_91 в Вещи завезенные в Европу из Америки



Фото: Global Look

В декабре 1586 г. в Англию из Колумбии впервые завезён картофель. Сначала картофель был принят в Европе за декоративное растение. Долгое время его считали ядовитым растением. Агрономом, обнаружившим, что картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами, а вовсе не ядовит, является Антуан-Огюст Пармантье.



Фото: Wikimedia Commons

ПОМИДОРЫ

После знаменитой на весь мир экспедиции испанского мореплавателя Христофора Колумба, который открыл Новый Свет, в Европу были завезены разные вещи, в основном, это были разные овощи, зерна и растения. Одним из завезенных овощей из Америки в Европу стал помидор. Сначала, когда испанцы еще совсем не знали свойств томата, помидоры считались ядовитыми. Только много позже выяснилось, что они не просто пригодны в пищу, но и обладают множеством полезных свойств. Вообще, в разных странах Европы по-разному относились к томатам: французы называли их яблоком любви за их алый цвет и форму, итальянцы — золотым яблоком. Испанцев же привлек вид растения: тёмно-зелёные резные листья, нежные цветочки и яркие плоды, поэтому они решили привезти их в Европу.

КАРТОФЕЛЬ

Картофель по сей день считается одним из самых полезных и необыкновенных овощей в мире, особенно положительно влияющих на организм человека. Впервые картофель начал культивироваться индейцами 12 тыс. лет назад. Испанцы были первыми из европейцев, кто увидел картофель. Первый биограф Колумба даже сделал записи о картофеле: «Колон открыл один остров Испаньола, жители которого питаются особенным корневым хлебом. На небольшом кустике растут клубни величиной с грушу или с мелкую тыкву; когда они поспевают, то их выкапывают из земли точно так же, как у нас делают это с репой или редькой, высушивают на солнце, рубят, растирают в муку и пекут из нее хлеб…»


Фото: Global Look

ТАБАК

Табак стал великим открытием для Европы, когда испанцы во главе с Колумбом привезли его с земель Нового Света в Европу. Индейцы, жившие на земле Америки, были знакомы с табаком очень давно. Есть версия, что коренные американцы выращивали табак ещё за VI тыс. лет до н. э. Однако индейцы использовали табак не для курения, а для проведения своих религиозных ритуалов и для лечения зубной болезни, при которой индейцы жевали листья табака. Первым европейцем, попробовавшим курить табак, стал испанец из команды Колумба Родриго де Хересу, за что потом попал в тюрьму по повелению инквизиции. Но вскоре новый продукт начал стремительно завоевывать симпатию Старого Света, а так как к табаку быстро привыкали, на него появился нешуточный спрос.


Фото: Global Look

КАКАО

Христофор Колумб привез бобы какао из своего четвертого путешествия, однако, на фоне слишком сильного внимания к привезенному золоту с земель Нового Света, на какао не обратили особого внимания. Но уже позже в Европе был открыт рецепт приготовления шоколада с помощью какао-бобов. И после этого второй зависимостью Европы после табака стал сладкий шоколад. Какао-бобы можно считать одним из самых ценных привезенных даров испанцами в Европу с земли Нового Света. Когда какао-бобы научились правильно готовить, вокруг них поднялся небывалый ажиотаж, и вскоре шоколад стал одной из любимых сладостей Европы.

КУКУРУЗА

Кукуруза или маис также считается одним из самых полезных для человека продуктов. Исконная родина кукурузы — Америка. Именно оттуда кукурузу первым в Европу завез Христофор Колумб. Тогда испанцы называли кукурузу маисом, потому что именно так на языке американских индейцев звучало название злака. Также кукурузу называли индейской пшеницей. Когда семена кукурузы попали в Испанию, её начали разводить в садовых двориках как диковинное растение. И только позже было открыто, что кукурузу можно не только есть, но и готовить её самыми разными способами. Как и другие полезные продукты, кукуруза быстро стала популярна в Европе.


Фото: Global Look

ПЕРЕЦ СТРУЧКОВЫЙ

Стручковый перец стал новым открытием для испанской и европейской кулинарии. Дело в том, что узнав свойства стручкового перца, Колумб привез его с земель Нового Света в Европу как заменитель черного перца. Сразу после этого в Италии и Испании его стали называть испанским перцем. Через страны Балканского полуострова он попал в Восточную Европу, а потом — в Восточную Азию. Стручковый перец, благодаря своим полезным свойствам и вкусу, стал очень популярен среди европейцев в приготовлении различных блюд.

ПОДСОЛНЕЧНИК

В Америке подсолнечник был не просто растением, но священным цветком, который был назван индейцами солнечным цветком. Соцветие подсолнечника отливали из золота и носили на торжествах, а также украшали религиозные места. Испанские моряки из экспедиции Колумба очень заинтересовались необычным и красивым цветком и привезли его в Европу, где он был посажен в ботаническом саду в Мадриде. В Европе подсолнечник долгое время разводили как декоративное растение. Но позже стали известны и другие свойства этого красивого растения, которые стали использоваться в других сферах — для изготовления масла, семечек и других вещей.

Если картошка и табак «приживались» хорошо не в каждой части Старого Света, то другой «подарок» Колумба, а точнее, его матросов, распространился по Европе и даже дальше без особых проблем. Давний спор о происхождении сифилиса в Старом Свете, похоже, разрешён окончательно: в Европу заболевание привёз именно великий моряк.

Когда Неаполь пал под натиском армии Карла VIII, среди французских войск разразилась эпидемия болезни, доселе неведомой европейцам. Вскоре после окончания кампании армия, состоявшая в большинстве своем из наемников, была распущена, и храбрые воины разъехались по домам, попутно распространяя болезнь по остальной континентальной Европе.

Уже в 1526, 1530, 1539 и 1546 годах испанские и французские врачи и историки опубликовали ряд сообщений о болезни, упомянув по ходу и два доказательства «колумбовского» происхождения сифилиса: во-первых, аборигены Нового Света страдали от подобного заболевания, а во-вторых - некоторые из матросов, побывавших вместе с Христофором в Новом Свете, жаловались на те же симптомы, что и посетители кожно-венерологических диспансеров в наши дни.

Со временем появились и защитники благочестия испанских моряков, приводившие тоже два основных аргумента. Это обнаружение в Средиземноморском регионе куда более древних человеческих останков с возможными признаками сифилитического поражения и неспособность врачей начала XVI века, не знавших даже азов микробиологии, отличить сифилис в современном понимании от других заболеваний - например, проказы.

Опубликованная в последнем номере Public Library of Science Neglected Tropical Diseases работа окончательно решила этот вопрос, интересный не только микробиологам и эпидемиологам, но ещё и моралистам.

На сегодняшний день известно уже несколько видов заболеваний, вызываемых спирохетами (род Treponema). В отличие от сифилиса, возбудителем которого является открытая в 1905 году Шаудином и Гофманом бледная спирохета (Tr. pallidum подвид pallidum), другие болезни развиваются в детстве и передаются через слизистую рта или контакт кожа — кожа.

Симптомы и характер развития очень похожи у всех описанных трепонематозов, но вот ареал распространения у каждого возбудителя свой. Для подвида endemicum, вызывающего эндемичный сифилис, или беджель, - это жаркие и сухие страны, для pertenue, инфицирование которым приводит к фрамбезии, - жаркие и влажные.

Такое разнообразие возбудителей только усложнило вопрос о распространении сифилиса по планете.

Команда британских, канадских и американских ученых под руководством Кристины Харпер из Университета Эмори в штате Джорджия проанализировала секвенированный ещё в 1998 году геном штаммов разных подвидов спирохеты, полученной из различных источников.

Идея подобного исследования не нова. Осенью прошлого года были уже проведены аналогичные изыскания для ВИЧ. А сравнение генов людей уже давно используется для описания миграции наших предков.

На этот раз были изучены 21 человеческий штамм Tr. pallidum, один штамм, полученный у дикого бабуина, и 3 штамма Tr.paraluiscuniculi, выделенные из тканей кроликов. Этот 21 штамм включал в себя пять (то есть всех доступных лабораторных) вариантов pertenue и 2 варианта endemicum. Также были получены образцы pertenue у жителей Гайаны - единственного известного очага фрамбезии в западном полушарии. Также образцы получали из Ганы, Гаити, Самоа, Боснии, Ирака, Мексики, Северной Америки и Южной Африки.

Как показал генетический анализ, фрамбезия зародилась в Центральной Африке и Южной части Океании. Подвид endemicum отделился от pertenue - самого древнего представителя из изученных — позднее, распространившись на Балканах и на Ближнем Востоке.

Трепонематоз оказался настолько древним, что распространение штаммов совпало с представлениями ученых о миграции людей за последние несколько тысяч лет.
Но самое главное - подвид pallidum, возбудитель болезни, упоминаемой даже классиками литературы, появился позже всех. Причем он отделился от pertenue ещё до заселения Европы и Ближнего Востока.

Но этот штамм не вызывал венерического заболевания. Второе поколение подвида pallidum, уже венерическое, появилось в Старом Свете в конце XV - начале XVI веков.

Если сопоставить это время с открытием Америки, то роль Колумба в этой миграции становится очевидной, считают учёные. Ведь даже если из первой своей экспедиции Колумб спирохету не привозил, то с этим в течение 10-15 лет справились его последователи.

Ученые также выделили и третий вариант подвида pallidum, самый распространенный сейчас во всём мире. Возник он из второго в континентальной Европе, ну а «миграция» его лежит на совести многочисленных колонистов, несущих свет «развитой цивилизации» по всему миру.

Похожие статьи