Дворец александра 1 в коломенском. Коломенский дворец

В Коломенском недавно открыли музей - Летний дворец царя Алексея Михайловича Романова

Сам дворец располагался совсем в другой части, но там реконструкция невозможна на настоящий момент, поэтому его разместили здесь, за основу реконструкции взяты старые рисунки и чертежи.


Фото 2.

деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Будучи исключительно богато украшен, вызывал восхищение у видевших его иностранцев и заслужил прозвище «восьмого чуда света».


Фото 3.

Василий III построил в подмосковном селе Коломенском в 1528-1532 годах шатровую церковь Вознесения. В это же время в Коломенском уже существовали царские хоромы. И. Забелин сообщает, что Иван Грозный в Коломенском дворце праздновал свои именины (29 августа).

В 1640 году Михаил Фёдорович построил новые хоромы на старом месте. Обычно новые строения ставили на месте старых. 17 сентября царь с боярами в передней избе праздновал окончание строительства.

Алексей Михайлович в молодости увлекался охотой и регулярно приезжал в Коломенский дворец. В 1649 и 1650 годах он строил в Коломенском новые хоромы. В 1657 году были пристроены новые хоромы по случаю рождения детей в царской семье.

В 1667 году завершился черновой этап строительства дворца Алексея Михайловича. Строили дворец плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов. Зимой 1667 - 1668 года велось украшение дворца резьбой. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений. Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Иностранные современники, посещавшие Коломенский дворец называли его восьмым чудом света.

В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Пётр Высоцкий установил часы на башню перед воротами и устроил механику рыкающих львов.

После смерти Алексея Михайловича дворец был перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметьева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золочёные ворота, названные передними. Когда царя не было в Коломенском, ворота завешивали тканью для сохранения позолоты. Также был проведён ремонт деталей внешних украшений и механизм рыкающих львов, которые стояли у трона. Механика львов располагалась в особом чулане. Ремонт дворца завершился весной 1682 года. После стрелецкого бунта охрана дворца была усилена - было построено 16 изб.

В 1684 году были отремонтированы государевы хоромы и хозяйственные постройки; обновлены роспись помещений и зелень кровель. В 1685 году устроены боевые часы, передние ворота украшены железом и английским оловом. Это был последний ремонт дворца.

В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», но ремонтных работ практически не проводилось.

4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Екатерина повелела создать планы фасадов дворца и составить сметы ремонта. Смета была представлена 11 мая 1764 года. В 1766 году императрица повелела выстроить небольшой дворец на месте скотного и конюшенного двора Коломенского дворца.

31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить. Когда был разобран дворец - неизвестно. Была выполнена деревянная модель дворца (хранится в музее-заповеднике)

Фото 4.

Идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике ещё в 1990-е годы, и в итоге была поддержана Правительством Москвы. Были проведены археологические работы и исследованы сохранившиеся фундаменты. Но поскольку за прошедшее время на месте бывшего дворца сформировался природный комплекс и уже выросли многовековые дубы и липы, было принято решение о переносе строительства на территорию бывшей деревни Дьяковское, за Голосов овраг.

Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами. Ориентация относительно сторон света также не сохранена - макет был повёрнут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что полностью нарушило сакральный смысл первоначального строения.

По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском[


Фото 5.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.

Экскурсию вёл не кто-нибудь, а настоящий боярин!


Фото 10.

Сам мужик прикольный, историк и очень любит свою любимую эпоху XVI-XVII век.

Фото 11.

Дворец - сочетание европейского и русского стиля. амфилада была характерна для западной Европы, между тем узоры сделаны в русском силе, а окна были сделаны из слюды.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

Дверь просто великолепна.

Фото 15.

Стены дворца были покрыты красным сукном - дорогой материал для того времени. Мебель была изысканной и сделанной лучшими мастерами той эпохи

Фото 16.


Фото 17.

Гобелены - подарок французского короля


Фото 18.


Фото 19.

Окна были не просто слюдяные, на них были витражи как в западной Европе. На самом деле реформы Петра 1 начал его отец Алексей Михайлович.


Фото 20.

Здесь сидели бояре. Самые родовитые сидели ближе к царю.


Фото 21.

Здесь царь трапезничал с боярами. Пирушки у них были знатные, отсюда бояре такие толстые. Кстати СЫТО - это напиток наподобие медовухи, который подавали в конце пира и говорят отсюда "наесться до сыта".


Фото 22.

Знаки зодиака, бояре были не такие уж и неграмотные, как их рисуют на уроках истории. Знали астрономию.


Фото 23.

Печка была почти в каждой комнате и отапливала дворец. А снизу располагалась баня

Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

А так представляли себе Америку.


Фото 27.

Тронный зал царя Алексея.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.

Царский трон

Фото 32.


Фото 33.

На потолке тронного зала житие царя Соломона


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Алексей Михайлович был очень грамотным царём, интересовался наукой, читал много книг.


Фото 37.

Спальня царя


Фото 38.


Фото 39.

Подарки от Европейских послов


Фото 40.


Фото 41.

Доспехи - один из подарков царю

Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.

Карты. Любопытно, что на карте есть некая страна Тартария. Причем не просто Тартария, а Тартария Московитая, Тартария китайская и Тартария мордовская и даже независимая Тартария есть. Что это за страна? Загадка. Сектанты ей спекулируют, но всё же её загадка до сих пор не даёт мне покой. Ужели это была Золотая Орда?


Фото 45.


Фото 46.

Еще один французский гобелен


Фото 47.

А это комната царицы


Фото 48.


Фото 49.

здесь царица и другие женщины дворца, которые жили в женской половине, молились.


Фото 50.

А это уже воссозданная комната 18 века, эпоха Петра 1 и Елизаветы Петровны.


Фото 51.


Фото 52.


Фото 53.


Фото 54.


Фото 55.


Фото 56.


Фото 57.


Фото 58.


Фото 59.


Фото 60.


Фото 61.


Фото 62.


Фото 63.


Фото 64.

Надеюсь вам понравилась прогулка ну и в заключение рекомендую ознакомиться с Боярским языком.

Чем интересна историко-художественная реконструкция «Дворец царя Алексея Михайловича» в Коломенском. Как добраться, время работы и цены на билеты 2019.

В Коломенском парке, в окружении живописных рощ, находится место, которое раньше называли восьмым чудом света - дворец царя Алексея Михайловича. Памятник русской архитектуры 17 века выполнен с точным следованием канонам русского деревянного зодчества и напоминает затейливую игрушку. Луковичные башенки, резные наличники, высокие крылечки, расписная черепица на крыше - все производит впечатление сказочности и переносит гостя в стародавние времена. Те самые, когда русской земле неведомы были каменные колонны и европейские дворцы.

Историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича

Забавно, но самая русская часть - построена отнюдь не во времена сказок и былин, а совсем недавно, всего несколько лет назад. Постройка полностью повторяет оригинальный дворец царя, который стоял здесь в 17 столетии. Позже он был заброшен и в связи с активным разрушением разобран. Правда, чертежи и замеры бережливая Екатерина Вторая сохранила, благодаря чему и стало возможным отстроить это великолепие заново.

Корпус здания выполнен из металла и бетона, как и любые современные постройки, но сверху на него «надет» деревянный скелет. Поэтому кажется, что дворец Алексея Михайловича целиком выполнен из бревен, как и его предшественник. Внутри гостям также предстают бревенчатые стены. С одной стороны, внешний деревянный облик не нарушен, с другой - с бетоном как-то надежнее и долговечней.

Дворец царя Алексея Михайловича: экскурсии

У сооружения имеется множество входов и выходов, потому найти собственно вход для посетителей не всегда удается с первого раза. Внутри, как и у настоящего дворца, обустроено 270 различных комнат и помещений: тут и жилые покои, и хозяйственные помещения и всевозможные подсобки. Правда, посетителям открыт вход далеко не во все из них - для туристов доступно около десятка помещений.

Отдельно расположена выставка искусства 17 века, вход в которую оборудован с другого крыльца по отдельным билетам.

Дворец царя Алексея Михайловича в Москве / Фотобанк Лори

Для посещения дворца Алексея Михайловича лучше всего заказать экскурсию в , чтобы было интереснее и познавательней. Только так можно узнать, отчего у царя было столько серебряной посуды, почему у него такая короткая кровать и как происходило таинство омовения государя в бане. Гиды одеты в наряды царевича и царевны, рассказывают очень живо и интересно. В общем, удовольствие незабываемое, пусть и за доплату. Но вернемся к самому дворцу.

Внутренняя отделка и царские палаты

Царские покои - мужская половина. Здесь посетителей ждет аналог современного фойе, где гости и бояре дожидались царя. Тут можно увидеть типичную русскую мебель - лавки и сундуки. Тут же выставлена старинная посуда из меди и серебра - вазы, кубки, тарелки, кувшины и пр. Все это дары иностранных гостей, так как своего злата-серебра у России не было и цари крайне приветствовали подарки из драгметаллов, отчего и прослыли скрягами и сребролюбцами.

Столовая палата, где проходили пиры. Здесь, на широких столах, заботливо расставлены муляжи типичных яств и угощений, коими потчевали дорогих гостей. Тут и запеченные лебеди, перепела, венец кулинарных творений - сделанный из сахарной массы белокаменный Кремль. Удивительно, но стульев вы здесь не увидите. Право сидеть за столом имел только царь-батюшка, а остальные гости кушали стоя. Стены этой части дворца Алексея Михайловича расписаны ярко и пафосно, бросается в глаза обилие золотой краски. Если взглянуть на потолок, можно увидеть уникальные росписи звездного неба со знаками зодиака, солнцем и луной. По тем временам это был прорыв, поскольку в просвещенной Европе кое-где все еще считали землю плоской.

Столовая палата во дворце в Коломенском / Фотобанк Лори

Вслед за столовой следует рабочий кабинет царя. Ничего особенного он не представляет и даже поражает скромностью размеров. Тут можно увидеть стол, стулья, секретер, шкафы. На столе, словно с царских времен, осталась незаконченная партия в шахматы. На стендах выставлены древние книги.

Царская опочивальня - место удивительное. Прежде всего, поражают размеры государевой кровати: она настолько коротка, что впору разве что карлику или гному. Но все объясняется проще: в те времена спать лежа считалось вредным, вот и приходилось персонам, заботящимся о здоровье, встречаться с Морфеем сидя. Зато в остальном все как положено - балдахин, вышитые подушки - все по статусу и высшему классу. Можно увидеть и одну из печей, украшенную уникальными изразцами. Говорят, под царскими покоями находится растопочная, где раньше всегда дежурили слуги, оберегая государя. Если что - слуги погибали первыми, зато монарху угарный газ не угрожал.

Престольная палата - сердце дворца. Пространства здесь не много, тем более непонятно, как в таком тесном помещении царь умудрялся принимать толпы бояр. Особенно если добавить к этому, что они обязаны были находиться в собольих шубах до пят - и это при такой жаре. При таком подходе так и станешь ненавистником мехов и приобщишься к защитникам природы! Но интересна престольная палата другим: здесь расположен трон с золотыми львами, которые шевелятся и издают грозный рык по нажатию кнопки. Доподлинно известно, что Алексей Михайлович был поклонником разных механизмов и хитрых устройств. Он любил демонстрировать гостям своих зверушек, повергая иностранных послов и купцов в состояние шока. Потолки в палате тоже расписные, только вместо звездного неба его украшают царь Давид и Соломон.

Царские бани - самое сокровенное. Ни одна экскурсия по царской резиденции не обходится без посещения мылен - старых царских бань. Правда, если не сказать об этом, то сразу и не догадаешься. Те же деревянные полки-ступени, деревянные панели на стенах, только в центре стоит большая лоханка, в которой омывался Алексей Михайлович перед и после греховных дел, как он сам любил говаривать. Под импровизированной ванной раньше клали раскаленные угли, таким образом, вода не остывала и государь мог греться сколько угодно.

Женская часть дворца. Здесь не так интересно, представлены предметы рукоделия, мебель, кровать. У царицы имелся свой трон, правда, без секретов. В одной из комнат можно увидеть станок для вышивания. Куда более интересна так называемая Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Обстановка тут заметно роскошнее, есть резная барочная мебель и предметы интерьера. Да и изображения самой государыни имеются в виде картин на стенах.

Покои Елизаветы Петровны в Коломенском / Фотобанк Лори

Детско-юношеская часть дворца. В покоях царевичей наиболее интересной считается учебная палата или попросту школьный класс с партами, стульями. В свое время гранит науки грыз здесь первый император России - Петр Великий. В детстве же у него было 15 братьев и сестер. Правда, до взрослых лет дожило меньше половины. И именно здесь прошли младые годы большинства царских отроков.

Несмотря на бурную критику историков о несоответствии многих элементов оригиналу, дворец Алексея Михайловича дает подробное представление о жизни царя в 17 веке и архитектуре того времени. Прогуляться по дворцовым палатам будет интересно и любителям истории, и просто любопытным.

Часы работы и стоимость билетов

Терем царя Алексея Михайловича открыт для посещений ежедневно с 10-00 до 18-00. Выходной день - понедельник, как у большинства музеев.

Стоимость билетов во дворец в Коломенском:

Чтобы охватить все одним махов можно приобрести комплексный билет - «Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция». В него входят посещение хором царя, а также царевичей и царицы Елизаветы Петровны.

В 1660-е гг. Алексей Михайлович построить новый дворец в Коломенском. Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г.

В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».

Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей.

В связи с ветхостью дворца в 1767 г., ровно через сто лет после начала его строительства, императрица Екатерина II распорядилась разобрать его, предварительно сделав подробные обмеры и чертежи. Благодаря этим ценным документам впоследствии дворец мог быть восстановлен.

В 1990-х гг. Правительством Москвы было принято решение о воссоздании дворца царя Алексея Михайловича. Строительство началось в июне 2007 года и завершилось в августе 2010 г. Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 м², в том числе 1 400 м² предусмотренных под художественное оформление интерьеров.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.

При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Аллегорические изображения Европы, Африки и Азии, помещенные в круглых щитах над хоромами, создавали общемировой контекст этой резиденции, а уподобление Алексея Михайловича солнцу, царицы — луне, их детей — планетам и звездам свидетельствовало о космическом величии государя. Дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».

В интерьерах дворца соединились высокое искусство Московского царства второй половины XVII в., передовые строительные технологии того времени и умение мастеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из дубового паркета, стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Кабинет царя Алексея Михайловича

Дворец делится на две половины: мужскую и женскую. Каждая из них имеет отдельный вход с улицы, также можно пройти по переходу внутри дворца. Между "половинами" в подвальном этаже находится мыльня.

Воду для мытья держали в деревянных ушатах и кадьях, а также металлических сосудах. Разогревали ее с помощью раскаленных камней из каменки, которые кидали в воду. Щелок для мытья волос держали в медных луженых тазах, квас - в берестяных туесах. В верхних этажах терема пол и стены мыльни до уровня лавок выстилали для защиты от протечек свинцовыми досками, спаянными по швам. Над дверью в мыльню помещен список иконы "Богоматерь Живоносный источник".

Здесь мылись мужчины. Женские мыльни меньше и расположены отдельно от мужской.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя, хотя в ней находилось много сходных предметов мебели, отражающих высокий статус владелицы. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители. Занятия рукоделием и развлечения цариц также проходили в замкнутом кругу.

Почему в женской части печь круглая? Потому что маленькие дети жили с царицей. О круглую печь сложнее сильно удариться.

Царевне Софье Алексеевне (1957-1704) - третьей дочери царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, как и другим царевнам, был предначертан теремной затвор и вечные молитвы за страну и царскую семью. Однако царевна Софья проявила себя как "принцесса ума великого", которую панегиристы заслуженно сравнивали с Софией Премудростью Божией. По смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, в результате борьбы между придворными группировками и спровоцированного кланом Милославских восстания стрельцов, царями были провозглашены Иван и Петр Алексеевичи, а регентом - их старшая сестра царевна Софья. ,

Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском стал доступен для публики относительно недавно. В 2010 году на день города Москвы было его торжественное открытие.

Для начала немного истории. Нужно же понимать, куда мы вообще приехали и что достопримечательного в этом дворце!

Коломенское – одна из самых древних резиденций российских царей. В 1660-е годы Алексей Михайлович решает произвести здесь широкие изменения, чтобы подчеркнуть важный этап своего правления. В 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия получала территории Левобережной Украины и земли, которые были отвоёваны поляками в Смутное время. В этом же году Большой Московский Собор утвердил за царём ряд функций духовного владыки.

2 мая 1667 г. в торжественной обстановке прошла церемония закладки дворца, в котором отразилась тема триумфа российской государственности и православия. А через пять лет 27 августа 1672 г. дворец был построен и освящён. Дворец Алексея Михайловича был призван показать величие царя и мощь его власти. Его называли «Восьмым чудом света». Современники поражались красотой его внутреннего убранства и внешнего вида. Но в 18 в., когда столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило своё прежнее значение. Дворец Алексея Михайлович ветшал, несмотря на то, что его всеми силами старались сохранить, постепенно разрушался. И в результате в 1767 г. императрица Екатерина II приказала его разобрать, сделав перед этим подробные обмеры и чертежи. Дворец в Коломенском просуществовал ровно 100 лет. Но благодаря предусмотрительно сделанным чертежам его удалось восстановить во всех подробностях, и теперь любой может увидеть воочию настоящие царские хоромы.

Во дворце Алексея Михайловича в Коломенском мы уже были однажды. Это было как раз в день его открытия. Побродили вокруг, но внутрь не заходили. В этот раз решили попасть во дворец, по возможности с экскурсией.

Стоимость билетов . Дворец поделён на мужскую половину и женскую. Стоимость билетов на осмотр только мужской половины – 250 руб. (льготный 120 руб.), только женской – тоже 250 руб. (льготный 120 руб.), всё вместе – 400 руб.(льготный 200 руб.), фотосъёмка – 110 руб., (понятия не имею, почему такая неровная сумма), экскурсия – 100 руб. При чём экскурсия проводится по всему дворцу, а значит только для тех, кто купил полный билет на осмотр дворца. Но это так должно быть. На практике же к экскурсии прибиваются и те, кто купил билет только на мужскую половину и только на женскую. Полный комплект (если идёте вдвоём) из 2 билетов, 2 экскурсий и фотосъёмки обойдётся в 1110 руб. Не хило, однако! По цене можно сравнить дворец Алексея Михайловича с . Это первый государственный музей с такими ценами на билеты, в котором я был. Поэтому, конечно, выгодней как бы невзначай затесаться в толпе экскурсантов и пройтись с ними по дворцу.

Часы работы. Дворец работает с 10.00 до 18.00. При этом касса перестаёт продавать билеты за час до закрытия.

Возле входа во дворец стоит вот такая пушка. Очень много желающих сфотографироваться на ней верхом. Интересный кадр получился, однако).

Экскурсия начинается с мужской половины. Мы успели к самому её началу и были среди тех наглецов, которые прибились к нормальным экскурсантам. Экскурсоводом была женщина, одетая в традиционный национальный русский сарафан, на голове у неё был, как и полагается, кокошник. Мы ходили по комнатам и залам мужской половины дворца, слушая экскурсовода, которая рассказывала обо всех помещениях, о том, для чего они предназначались, различные истории, связанные с ними, особенности интерьера, стили оформления, что использовали строители для украшения комнат и залов, а также некоторые факты из жизни царя Алексея Михайловича.

Коридор, соединяющий сени дворца Алексея Михайловича со Столовой палатой

Здесь отмечали различные праздники, принимали иностранных гостей. С удивлением узнал, что в обычные дни царю подавали на стол всего одно-два блюда, а не как в известном фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где накрыли полный стол. Царь соблюдал все церковные посты и подобные банкеты были только по праздникам. В праздник уже каждому присутствующему могли принести и по 70 (!) блюд. Как только в них всё это влезало?! Интересный факт – чем знатнее был боярин, тем ближе он сидел к царю за столом во время приёмов и празднеств. Иногда возникали даже драки за более близкое к царю место.

Столовая палата дворца Алексея Михайловича

Думная палата. Приёмная в личных покоях царя. Здесь выдавали жалованье и вручали награды, подавали царю челобитные. Также в этой комнате могла собираться Боярская дума.

Престольная палата. Место для торжественных приёмов. Здесь царь принимал иноземных послов, одаривал своих приближённых. Это была парадная палата, что-то типа тронного зала. Соответственно и оформлена она роскошно: изразцы, роспись на окнах и потолке, иконы в золотых окладах, сюжеты с изображением царей Соломона и Давида. Ну, и, конечно же, царский трон, сделанный из сандалового дерева с облицовкой золотыми и серебряными пластинами и украшенный драгоценными камнями. Оригинал его находится в . Возле трона Алексея Михайловича стоят механические львы с двигающимися головами, сверкающими глазами и издающие рык (который больше похож на звуки из засорившейся водопроводной трубы).

Опочивальня. Маленькая комнатка. Здесь вся экскурсионная толпа разместилась с трудом. Кровать тоже маленькая, т.к. в то время было принято спать сидя. Считалось, что душа по ночам где-то путешествует, и если утром увидит, что её владелец находится в положении лёжа, то может к нему и не вернуться.

Комната царевича Фёдора Алексеевича. Он взошёл на трон в 16-летнем возрасте, в 1676 г. после неожиданной смерти отца. Как раз при нём была создана роскошная Столовая палата, см. выше.

Мыльня. Так раньше называли баню. Здесь мылись… вполне логично.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском может вполне претендовать на достопримечательность города, которую нужно обязательно посетить. Не обязательно заходить внутрь, т.к. моё имхо, чего-то сверхинтересного там нет за те деньги, которые просят за вход. Но посмотреть дворец снаружи стоит всем.

Вот ещё несколько фотографий дворца в Коломенском.

Как дойти от метро:

От ст.м. Каширская: выйти из метро, перейти через Каширское шоссе и проспект Андропова и вот вы у цели!

Московские дома: от дерева к камню

Государев двор окружала ограда с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады. Эту пышную и затейливо украшенную систему построек возвели не для удобства царской семьи, а чтобы произвести впечатление на иностранных гостей. Это удалось: Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец восьмым чудом света.

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Она хотела его отреставрировать, но требуемые для этого 56 934 золотых рубля оказались слишком большой суммой. Тогда здание тщательно обмерили и описали. Это помогло в воссоздании дворца.

Место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. А в 2010 открыли воссозданный на другом месте дворец Алексея Михайловича. Еще одним отступлением от оригинала стало использование железобетонного каркаса, чтобы уберечь здание от пожара.

Сейчас во дворце Алексея Михайловича в Коломенском музей. Экспозиция разделена на две половины: мужскую и женскую. Можно увидеть воссозданные интерьеры и предметы быта царской семьи.

Путеводитель по архитектурным стилям

Художественная отделка помещений насыщена: резные наличники и карнизы окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, многокрасочная роспись стен и потолков, узорные ткани на стенах и мебели, ковры. Светильники также воссоздали по русским и западноевропейским образцам XVII – XVIII веков.

В столовой палате оригинально расписан потолок: четыре части мира и знаки зодиака. Ее выполнили по западноевропейским аналогам конца XVI – первой половины XVII веков. А росписи царских покоев изображают библейских царей Давида и Соломона. Не случайно Симеон Полоцкий сравнивал дворец Алексея Михайловича с «Соломоновой прекрасной палатой». А хоромы Государыни царицы украшают росписи на тему времен года и «Притчи из Книги Эсфири».

Говорят, что... ...в XVII веке в Коломенском разыгралась настоящая драма. Одним из приближенных Алексея Михайловича был князь Львов. Но у него появился соперник - боярин Стрешнев. Однажды управитель Коломенского Иван Алексеев сообщил Львову, что местный крестьянин Симеон Данилов занимается колдовством, и к ним обращается боярин Стрешнев. Львов донес царю, что к услугам колдуна при посредничестве Стрешнева обращалась и царская сестра Ирина Михайловна. Началось следствие.
Ирина Михайловна признала, что хотела приворожить польского королевича. А боярин Стрешнев сказал, что обращался к колдуну за лечением, и у него в имении люди болели и умирали реже, чем у других. Это заинтересовало царя, и он решил проверить способности Данилова.
Испуганный Львов допросил малолетних детей Данилова, которые сообщили, что их отец по научению боярина Стрешнева хотел отравить царя. Однако Алексей Михайлович смилостивился над Стрешневым и просто сослал его в Вологду, а Данилова и его жену сожгли. Во время казни колдун проклял весь род Романовых, Львова и доносчика Алексеева. Вскоре Львова поймали на казнокрадстве и посадили в тюрьму, управитель Коломенского Алексеев погиб во время пожара в собственном доме. Трудно сказать, сбылось ли предсказание Данилова, но там были слова: «когда сын отцу голову проломит» (похоже на смерть императора Павла) и «на колдуне все закончится» - может быть намеком на Григория Распутина.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском и его интерьеры на фотографиях разных лет:

Похожие статьи