7 чудес света древнего мира карта месторасположение. Чудеса света: сколько их было и сколько сохранилось

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до нашей эры.

Начнем с интересного факта: Геродот был первым, кто создал список семи самых впечатляющих чудес в мире, известных древним грекам, но с тех пор его труды были утеряны. Сегодняшний традиционный набор древних чудес (перечисленных ниже) записан в стихотворении Антипатра Сидонского, написанном в 140 г. до н.э., хотя более поздние списки включали римские, а затем христианские достопримечательности. В 1-ом столетии поэт Марциал защищал Колизей, в то время как средневековый богослов Григорий Турский добавил Храм Соломона и Ноев Ковчег. Как видно, дебаты относительно этого списка длились на протяжение тысячелетий - не утихают дискуссии и в 2020 году.

О каждом из этих чудес света мы уже рассказывали отдельно, потому советуем Вам также проследовать по ссылкам в статье, где доступно множество полезной информации. Отдельное внимание уделим пирамидам, рассказав о каждой:

1. Египетские пирамиды

Возглавляют список семи древних чудес света Египетские пирамиды , что не удивительно, так как они являются единственным из чудес света, сохранившимся до наших времен. Эти каменные сооружения стали величайшими памятниками древнеегипетской архитектуры, служили усыпальницами для египетских фараонов и должны были обеспечить вечное жилье для бессмертного духа правителей. Период строительства относится к II-III тысячелетиям до нашей эры. За это время было построено более сотни этих сооружений. Немного подробнее:

Сфинкс

Спустя тысячу лет после его создания в 1550-1397 гг. до н.э. Сфинкс был погребен под песками пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами Сфинкса, вырезан рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился Сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил освободить его от песка. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинили Сфинксу мамлюки, которые отбили ему нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека). Окончательно статуя была очищена от песка в середине 1920-х гг.

Статуя 57 м длиной и 20 м высотой, ширина лица 4,1 м, высота лица 5 м - изображает фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время Сфинкса считают начальником стражи некрополя, он отождествлялся с богом Гором.

Хеопс

Рейтинг:+34 Автор статьи: Enia_Toy Просмотров:287539

Архитектурные строения прошлого считаются чудесами архитектурной мысли и зодчества. К таковым можно отнести Колизей, Вавилонскую башню, ворота Иштар и десятки других строений прошлых тысячелетий. Но существуют строения, которые выделены в группу «7 чудес света». Читайте про в нашей статье. Выбор числа 7 неслучаен, поскольку оно считалось священным.

7 чудес света древнего мира: список

В список семи чудес древнего мира входят строения трех культур: вавилонской, греческой и египетской. Сегодня из 7 чудес света уцелели только пирамиды в Гизе, тогда как остальные 6 полностью разрушены и только от некоторых остались руины.

Пирамиды Гизы — старейшее из . Они были построены примерно 4300-4600 лет назад. Самой высокой из них является пирамида Хеопса , которая долгое время была высочайшим сооружением на планете.

Все остальные (а это Александрийский маяк, Колосс Родосский, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии и ) были построены между VII и III веком до нашей эры.


Большинство было разрушено в течение первых тысячи лет. Зато Александрийский маяк и мавзолей были разрушены только в XV веке. По ссылке вы можете почить подробнее про .

Семь чудес света древнего мира: причины разрушения

Причиной разрушения трех из 6 чудес (колосс, маяк и мавзолей) стали землетрясения. Еще два сгорели (статуя Зевса и храм Артемиды), а сады царя Навуходоносора в Вавилоне разрушили персы.

Семь чудес света древнего мира: эволюция списка

Первый список чудес был создан еще Геродотом и включал 3 чуда острова Самос. В новых списках о них уже не упоминается. Позже он расширялся, изменялся. Так, из него была исключена Вавилонская башня.

В наши дни список чудес света был переработан, расширен. Также в 2007 году был создан альтернативный список «7 современных чудес света», в который вошли:

    — Колизей;
    — Великая Китайская стена;
    — Мачу-Пикчу;
    — Петра;
    — Тадж-Махал;
    — Чичен-Ица;
    — статуя Христа-Искупителя в Рио.


Существуют и другие его вариации, более полные и списки чудес по странам.
Также на сайте вы можете почитать и о других интересных чудесах древней архитектуры, как европейской, так и других цивилизаций. Особенно рекомендую почитать про Великую Китайскую стену.

О чудесах света слышал каждый, но с тем, что именно считают таковыми, часто возникает путаница. Нередко в этот список включают те строения и памятники, которые, безусловно, имеют огромную историческую и культурную ценность, однако в официальном перечне отсутствуют. Кроме этого, в 2007 году в Португалии были выбраны новые «чудеса», поэтому можно сказать, что их уже более семи. Все они внесли огромный вклад в культуру человечества. О семи чудесах света Википедия и другие энциклопедии пишут очень подробно. Остановимся на кратком описании каждого.

Вконтакте

Чудеса Древнего мира изучают ещё в школе на уроках истории. В него вошли те сооружения, которые были созданы ещё до нашей эры. До наших дней не сохранилось ни одно из них, кроме пирамид Хеопса в . К ним относят:

  • Пирамиду Хеопса.
  • Статую Зевса в Олимпии.
  • Колосса Родосского.
  • Александрийский маяк.

Пирамида Хеопса и Мавзолей в Галикарнасе

Оба сооружения относятся к легендарным гробницам, но время их постройки очень разное.

Интересно, что пирамида Хеопса - самое древнее чудо света и, вместе с тем, единственное сохранившееся до наших дней . Создано оно приблизительно за две тысячи лет до н. э., и о загадках его постройки до сих пор ведутся споры и выдвигаются порой совершенно невероятные теории. Например, форма расположения пирамид точно повторяет расположение звёзд в созвездии Орион, поэтому некоторые считают пирамиды даром инопланетных цивилизаций. Ежегодно на них съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего мира. Действительно, сооружение поражает раз и навсегда.

Это сооружение, как и все мавзолеи, построенные позже, получило имя царя Мавсола, который повелел после своей смерти установить памятник, подобный пирамидам Египта, и прославляющий самого царя и его жену. Здание было не только гробницей, но и храмом. На первом ярусе покоился царь, а на втором можно было проводить богослужения. В мавзолее были установлены как статуи богов, так и статуи самого Мавсола и его жени Артемисии. Статуи царственной четы сохранились и по сей день, можно найти их фото и даже посмотреть на них в Британском музее.

Название сады получили от имени легендарной царицы Семирамиды, однако она, как ни странно, не имеет к ним ни малейшего отношения. Спустя два века после её смерти, вавилонский царь решил жениться на дочери царя Мидии - страны, утопающей в садах и зелени. Вавилон же стоял в пустыне, и для того, чтобы поразить невесту, правитель приказал создать сады невиданной красоты. Кадки с растениями цвели так пышно, что почти скрывали здание, на стенах которого располагались, и словно висели в воздухе. Особенно величественно сооружение смотрелось посреди бесплодной пустыни, когда путник видел в бескрайних песках волшебный сад, символизирующий величие Вавилона и его царя.

Верховный греческий бог достигал высоты пятиэтажного дома , для работы над ним архитектор Фидий потребовал создать мастерскую, повторяющую храм, в котором была установлена статуя. При этом Зевс, сидящий на троне, словно «не вмещался» в храм, если бы статуя могла встать, то сломала свод. Тем самым подчёркивалось величие бога.

Материалы тоже были выбраны соответствующие: слоновая кость и золото . Интересно: Фидий в те далёкие времена, когда физика ещё не достигла своего расцвета, сумел так выбрать материал и расположение статуи, что казалось, свет, попадающий на неё, отражался, и она словно светилась изнутри. После установления христианства и закрытия языческих храмов Зевс был перевезён в Константинополь, где, к огромному сожалению, сгорел.

Его значение было велико, здание использовалось не только для религиозных обрядов, но и для общественных собраний и даже торговли. Работали над сооружением лучшие скульпторы и архитекторы, здание поражало своей красотой и величественностью. Знаменито оно ещё и тем, что было сожжено вспыльчивым юношей Геростратом, решившим таким образом оставить своё имя в истории. Стоит отметить, что у него это действительно получилось. К счастью, храм был восстановлен.

Колосс Родосский

Колосс на глиняных ногах рухнул спустя семьдесят лет после постройки, однако по праву занимает место среди чудес света. О его высоте ведутся споры, указывают размеры от сорока до шестидесяти метров. Существует легенда, что между его ног легко проплывали корабли, хотя сейчас эта теория вызывает споры. Согласно найденным описаниям, колосс мог находиться не в порту, а на суше, в городе Родосе. Его возвели как благодарность богу Гелиосу за то, что он защитил город от вражеских войск, которые ушли после года осады. Интересно, что главный скульптор колосса закончил жизнь самоубийством, так как для завершения своего творения занял огромную сумму, которую был не в силах вернуть.

Александрийский маяк

Александрийский маяк — это сооружение спасло жизнь не одному кораблю, так как свет его распространялся на шестьдесят километров . Построенный среди рифов и скал, маяк высотой сто тридцать пять метров указывал путь в спасительную бухту в одном из самых опасных морских мест. По сохранившимся описаниям, очень интересны были скульптуры внутри маяка:

  • Одна из них указывала на положение солнце весь день, а по ночам её рука опускалась.
  • Другая была устроена как часы, каждые шестьдесят минут отбивая час.
  • Третья всегда указывала рукой в ту сторону, куда дует ветер, и тем самым использовалась как флюгер.

Чтобы увековечить своё имя, скульптор, от которого требовалось прославить царя, пошёл на хитрость - высек своё имя на камне, покрыл его штукатуркой и написал имя царя. Спустя века, штукатурка осыпалась, а до нас дошло имя архитектора - Сострат Книдский.




Семь чудес света, фото и описание уникальных архитектурных сооружений показывает величие древней истории.

Античная эпоха своими величайшими культурно-историческими памятниками положила начало выдающимся творениям человечества, которые продолжают наследие с новыми открытиями и подлинными чудесами.

Что же такое чудеса света, сколько их существует, какие они бывают, почему по отношению к ним употребляется именно слово «чудо», какое значение имеют эти объекты для мировой истории и культуры — на эти вопросы мы и постараемся ответить, а так же дать определение, краткое описание и привести фотографии тех, что существуют в 21 веке.

Со времен Древней Эллады чудом света принято называть античное произведение архитектуры и искусства, которое не имеет себе равных красоте, величественным размерам, драгоценной отделке и неповторимости.

Таких чудес в древнем мире насчитывалось 7. Кто не слышал про Восьмое чудо света? Наверное, все. А назвать его вы сможете? Перечислите их, и вы убедитесь, что их всего семь и в наше время. Ни один список или таблица в учебнике его не содержит. А все потому что 8 чуда света официально не существует — это всего лишь выражение, призванное дать оценку чему-то поистине восхитительному и грандиозному, или… подчеркнуть необычайную курьезность какого-то явления или происшествия.

Вконтакте

7 чудес света — список

Итак, что входит в перечень:

  1. - возраст составляет порядка 4,5 тысячи лет, ежедневно толпы туристов посещают данную достопримечательности Египта.
  2. - удивительный и необыкновенный подарок сделанный мужем для любимой супруги. Среди пыльного Вавилона выросли прекрасные, зеленые, полные экзотических растений, птиц и животных сады.
  3. Статуя Зевса в Олимпии - только это чудо находилось на территории материка Европа. Уже в течение 300 лет проводились олимпийские игры, и только потом началось возведение величественного и главного храма.
  4. Храм Артемиды Эфесской - прекрасное сооружение, сожженное ради «прославления» имени.
  5. Мавзолей в Галикарнасе - достаточно долго простоял на своём месте - девятнадцать веков.
  6. Колосс Родосский - огромная статуя богу солнца, которому поклонялся народ .
  7. Александрийский маяк - не просто маяк, а город-крепость, на вершине которого днем и ночью горел огонь. Подвозили дрова на муллах по извилистой дороге внутри сооружения.

Подробное описание семи чудес

Пирамида Хеопса

Первое чудо света — пирамида Хеопса. Античное достояние Египта располагается в северо-западной части Каира. Месторасположение указывает на 4 части света и показывает уникальную точность сооружения. Величайшее египетское чудо света возводили 20 лет. На его строительство использовали труд около миллиона рабов, работа которых продолжалось и после смерти фараона Хеопса.

Площадь основания пирамиды достигает 53000 кв. м, а высота по окончании строительства достигала 147 м. Попасть внутрь к усыпальнице фараона можно только через один вход, который располагается над землей на уровне 15,5 м.

Стоит отметить: потревожить покои фараона решился халиф Абдалла Аль-Мамун, который провел туннель в пирамиду с намерением наживы, в итоге не обнаружил никаких сокровищ.

Висячие сады Семирамиды

Второе чудо света — висячие сады Семирамиды. Представляют шикарный подарок Навуходоносора – вавилонского правителя для своей любимой супруги. Впоследствии богатство и пышность города разрушились наводнением. Конструкции и постройки, где росли сады, размыты и поломаны под воздействием мощного водного потока.

Достопримечательность ставит современников в заблуждение о месте своего расположения. Многие ученые-археологи предпринимали неоднократные попытки найти следы древнейшего феномена.

Статуя Зевса в Олимпии

Третье чудо света — величественный Зевс являлся шедевром ювелиров. Автор — великий мастер того времени – Фидий. Чудеса света, описанные в Википедии, рассказывают, что автор около 10 лет создавал свое творение. До настоящего времени точно не определены размеры статуи, считается, что примерная высота составляла 12-18 м.

Пьедестал для трона имел внушительные размеры, его оформлением служили фрагменты из Олимпийских игр и жизни богов. На нем восседал обнаженный по пояс громовержец, поддерживаемый у ног двумя львами. На теле - золотой плащ с изображениями животных и растений. На голове — венок, держит громовержец в одной руке скипетр, в другой - золотую статую богини Победы.

Храм Артемиды Эфесской

Четвертое чудо света — храм Артемиды Эфесской. Центр паломников античной эпохи находится в Турции. Был возведен силами амазонок, которых считали основательницами города. Вскоре город был сожжен Геростратом. В VI веке проект нового строительства под руководством Херсифрона предусматривал белые мраморные колонны.

Его возведение длилось 120 лет и проходило по такому же проекту, с предварительным сбором денежных средств и драгоценностей горожан.

Полезно знать: в день пожара храма родился Александр III Великий, а фраза «геростратова слава» превратилась в символ плохого поступка.

Мавзолей в Галикарнасе

Пятое чудо света — мавзолей в Галикарнасе. Свою гробницу правитель Мавсол строил под личным присмотром. Трехуровневый мавзолей возвышался на 46 метров. Нижний уровень был облицован мрамором. В нем находилась гробница царя. Следующий уровень представлял колоннаду, подпирающую крышу, создавая пирамидальную форму.

Верхушку олицетворяли фигуры Царя Мавсола с Артемисией, находящихся в колеснице с 4-мя лошадьми.

Колосс Родосский

Шестое чудо света — колосс Родосский. Островитяне Родоса возвели памятник своему покровителю Гелиосу в благодарность за победу с захватчиками. Памятник – олицетворение свободы и независимости жителей острова. На протяжении 12 лет шло строительство статуи. По многочисленным описаниям современников Колосс находился на насыпи, которая являлась своеобразными воротами в город. В одной руке юноша держал пылающий огонь Гелиоса.

Высота статуи достигала 36 м. Подпорные столбы конструкции сооружения оказались ненадежными и спустя всего 65 лет обрушились в результате землетрясения. Статуя колосса Родосского — чудо света, которое просуществовало меньше всех остальных.

Стоит отметить: непрочные строения в дальнейшем стали называться термином «Колосс на глиняных ногах».

Александрийский маяк

Седьмое чудо света — Александрийский маяк. Башня получила свое название от одноименного города , расположенного вблизи острова Фарос. Маяк выполнял свою непосредственную роль, освещая ночью пламенем путь заблудившимся к берегу кораблям. Конструктором гигантского строения в 140 метров был Сострат Книдский.

Состоящий из нескольких ярусов, маяк служил жильем моряков и портовых рабочих. На вершине восьмиугольной башни находился источник света — большой костер. Уникальное творение прослужило до 15-го века, когда землетрясение полностью разрушило его.

Примите к сведению: второе название маяка – Зевс-Спаситель.

Кто впервые описал 7 чудес света

Первооснователем произведения «О семи чудесах света» являлся Филон Византийский. Его небольшое сочинение на 12-ти страницах состоит из рассказов очевидцев уникальных строений.

Ни одно из описанных чудес Филон Византийский не видел собственными глазами, и писал о них по рассказам других

Информация о жизни и творчестве великого инженера и поэта состоит из небольших фактов, которые знамениты своими великими открытиями. Чудеса света описывали многие талантливые авторы: Геродот, Страбон, Павсаний, Секвестр, Кассиодор и др. Однако, они не имели единого представления и своеобразно определяли уникальные монументы.

Семь чудес света древнего мира

Вошедшие в нашу жизнь известные чудеса света и составляют чудеса древнего мира. Почему чудес света не пять и не шесть… а именно 7?

«7» — это число, связанное со священным богом Аполлоном, означает завершенность и совершенство в представлении древней цивилизации.

Составляет список достопочтенных правителей античного века. Основываясь на их значимости и были созданы грандиозные памятники того времени.

Каждый памятник из списка – воплощение архитектурного искусства. С начала эллинской эпохи сочинения об уникальных памятниках распространялись на папирусах греческими авторами. Широко изучались в школе и являлись учебным пособием.

Сколько чудес света сохранилось до наших дней

Только одна пирамида Хеопса полностью сохранилась до нашего времени. Египетское чудо древности до сих пор хранит тайны великих предков. В данный момент это самое огромное архитектурное возведение из камня, достигающее 137 м. Во время своего существования уменьшилась почти на 10 м.

Архитектурные достопримечательности, интересные многим исследователям в мире и составляющие чудеса света древнего мира, сохранились частично или в виде копии:

  • Александрийский маяк вследствие землетрясения разрушился и не поддавался восстановлению. К настоящему времени дожила только крепость.
  • Копия Зевса выставлена в Эрмитаже. Это самая высокая античная скульптура современности высотой 3,5 м.
  • Просуществовав 19 веков, мавзолей в Галикарнасе разрушен землетрясением. Гробницы Артемисии и Мавсола находятся в Британском музее.
  • Обнаружить сады Семирамиды за 18 лет раскопок удалось только немецкому историку Роберту Кольдевей. Найдены постройки Древнего Вавилона и сооружения, окружавшие сады.

Семь чудес света нашего времени

7 июля 2007 года составлен список 7 чудес света современности. Дадим описание и представим фото каждого объекта, который вошел в список, который назвали списком Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великая Китайская стена

Строительство величайшего оборонительного сооружения началось в 3 веке до нашей эры, и теперь ещё таит в себе много легенд. При возведении преследовались главные цели: защита территории от монгольского нашествия и создание гарантии защиты одного государства от другого. Недолжное внимание к великой конструкции постепенно разрушило ее в некоторых местах. С конца ХХ века началось масштабное восстановление архитектуры.

1997 год был ознаменован занесением в статус чуда современного мира. Архитектурное сооружение простирается почти на 9 тысяч км, имеет высоту от 6 до 10 метров.

Знаете ли Вы, что: возведение стены привело к десяткам тысяч смертей из-за тяжелого труда и эпидемии.

Статуя Христа-Искупителя

Знаменитый символ бразильского народа находится на самом верху горы Корковаду. Возвышаясь над городом с раскинутыми руками, Христос-Искупитель своим 38-метровым ростом словно обнимает всех жителей мегаполиса, и в то же время уже издалека приветливо встречает гостей.

Строительство монумента приурочено к 100-летней годовщине независимости . Средства на постройку собирали все жители страны. Детальное изготовление статуи проходило во Франции.

Тадж-Махал

Вершиной монгольского архитектурного стиля является белоснежный дворец , расположенный на берегу Джамны. Два десятка лет велось строительство, было построено к середине ХVII века.

В мавзолее находятся усыпальницы Мумтаз-Махал и Шаха-Джахана, потомка Тамерлана. Нахождение по краям дворца четырех минаретов помогает защитить гробницы от подземных толчков и разрушений.

Колизей

Самый громадный амфитеатр античной эпохи вмещает более 50 тысяч человек. Начало строительства при династии Флавиев длилось 8 лет. В VIII веке из-за внушительного размера стал называться .

Вначале своего существования на арене амфитеатра упражнялись в своем искусстве гладиаторы. После разграбления варварами и землетрясения ХIV века Колизей буквально растащили по кирпичикам. Только с ХVIII века сооружение взято под охрану как важный архитектурный мегаобъект.

Мачу-Пикчу

Так прозвали город в небе, который расположен в на высоте около 2500 м над морем. Ранее являлся резиденцией императора. Почти нетронутая древняя городская архитектура не пострадала от нападок испанских завоевателей.

Четкая структура города восхищает архитектурным проектом. Однако о городском населении и городе мало что известно.

Петра

Иорданская Петра – город в скале, находится над морем на уровне 900 метров. Дорога к нему проложена через природное ущелье, которое выполняет роль городских стен.

Сохранившиеся руины домов, построенные традиционным каменным методом, протягиваются на километры. Эд-Дейр – 45-метровый монастырь, высеченный в скале. Главная достопримечательность — мавзолей Эль-Хазне — до сих пор хранит легенду о несметных сокровищах. Ранее город выполнял миссию торгового пути, соединяя Дамаск и районы Красного моря.

Обратите внимание: приключенческий фильм Индианы Джонс снят в Петре.

Чичен-Ица

Мексика знаменита легендарным городом под названием, напоминающим по созвучию бобовые, любимые между прочим местными жителями. Чичен-Ица — цивилизацией майя, имеет 24-метровую пирамиду Храм Кукулькана, которая насчитывает 365 ступеней.

Сколько дней в году, столько и ступеней. Находящийся природный колодец — Священный сенот. Глубина его «смертельная» — 50 м. Ранее служил для обряда жертвоприношений. Известно, что в сенот сбрасывали живых людей. Сейчас в нем плавают туристы.

Смена цивилизаций оставляет после себя грандиозное наследие архитектуры, которое частично сбереглось до наших дней. На вопрос - сколько чудес света в мире и какие, теперь можно ответить определенно. Появление новых чудес является свидетельством того, что в мире еще много таинственных мест для изучения и признания их значимости для всего человечества.

Предлагаем Вашему вниманию интересный фильм о семи чудесах света древнего мира:

Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Он был организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вебера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года.

Колизей или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

В древнем Риме сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них — Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это — символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н. э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора.

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально — просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества — государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа — подиум с просторной террасой — находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, — неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе — дорическими, на втором — ионическими, а на третьем — коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один — для императорской свиты, другой — для весталок, третий — для судей и последний — для почетных гостей.

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт могли поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. э., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. э.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. Нижний ярус — знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй — для свободных граждан Рима среднего сословия, последний — для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы, которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины — состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей. Сначала выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии — перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей — бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон. В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Нынешний вид амфитеатра — почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом.

Похожие статьи