Устюг православный что посетить. Сказочные достопримечательности великого устюга

Древний город, основанный на берегу реки Сухона еще в 1207 г., – это именно то место, куда стоит поехать путешественникам, желающим не только получить массу ярких впечатлений, но и постичь душу русского Севера, проникнуться его неповторимым очарованием. Достопримечательности Великого Устюга, фото и описания которых вы найдете в статье, во многом уникальны. Город существует более 800 лет, сохраняя удивительную самобытность. На его гербе изображен античный бог Нептун, а в замечательном дворце на одной из улиц «прописаны» Дед Мороз и Снегурочка.

Помимо потрясающих церквей и соборов, о которых мы поговорим отдельно, у города есть еще несколько символов. Увидеть эти знаковые достопримечательности Великого Устюга следует в первую очередь.

  • Телефон: +7 817 385‑21-10.
  • Адрес: Поселение Марденгское. Добираться сюда лучше на маршрутных автобусах, отходящих от автовокзала 4 раза в день или на такси, заплатив около 200 р.

Совершив получасовое путешествие в пригород Великого Устюга, вы окажетесь в мире чудес – сказочной вотчине Деда Мороза. Сначала гостей пригласят в великолепный терем, где любимый персонаж фольклора проживает со своей вечно юной внучкой. Здесь юным и взрослым посетителям покажут Тронный зал, Комнату подарков, Кладовую сказок. Продолжится экскурсия посещением Ледника, где Дедушка Мороз живет жарким летом. Массу впечатлений ребенку подарит прогулка по Зимнему саду – островку тропиков, обжитому колоритными экзотическими растениями. Ну и, конечно, дети смогут вдоволь кататься с красочно оформленных горок, поучаствовать в конкурсах и викторинах, организованных аниматорами.

  • Адрес: Советский проспект. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Семен Дежнев является, пожалуй, самым знаменитым уроженцем Великого Устюга. Поэтому памятник великому путешественнику и мореходу, которому многие современные ученые отдают лавры первооткрывателя Берингова пролива, горожане почитают особо. Каменное изваяние казацкого атамана установлено на цилиндрический пьедестал. На пилоне за его спиной размещены барельефы, повествующие об эпизодах из жизни и походах Дежнева, внесшего неоценимый вклад в российскую географическую науку.

  • График работы: выставочный зал работает по будням, с 10:00 до 15:00.
  • Телефон: +7 817 382-05-10.
  • Сайт: http://www.sevchern.ru
  • Адрес: ул. Угловского, 1. Остановка транспорта «Фабрика Северная Чернь».

Славу города мастеров Великому Устюгу принесли настоящие шедевры из драгоценных металлов, которые уже более 300 лет создают местные мастера. Их творения поражают своеобразием, неподражаемой тонкостью работы. Изящные, подчерненные или позолоченные столовые приборы с клеймом завода чрезвычайно высоко ценятся искусствоведами, не раз удостаивались высших наград на престижных международных выставках. В экспозиции выставочного зала представлены лучшие творения продолжателей славных традиций древнего русского ремесла, возрожденного в 30-х годах прошлого века знаменитым мастером М. Чирковым.

Восхитительные храмы и церкви

Ценители изящной архитектуры получат огромное наслаждение от осмотра потрясающих храмов Великого Устюга. Большинство церквей, возведенных несколько веков назад, находятся в хорошем состоянии, хотя и не являются ныне действующими.

  • Адрес: Советский проспект, 62. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Успенский собор, освященный в 1658 г., является одной из главных достопримечательностей Великого Устюга. Шедевр русских зодчих имеет традиционную для храмов XVII в. кубическую форму. Восьмерик основного купола, как и изящные угловые башенки, увенчан позолоченной луковичкой с крестами. Очень интересна архитектура двухчастной колокольни, имеющей классическую главку и остроконечный шатровый купол со шпилем. В склепе собора покоился прах первосвященников епархии, а его стены украшали превосходные фрески, часть из которых сохранилась до наших дней. В настоящее время храм, в котором продолжаются реставрационные работы, можно осматривать только снаружи.

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 19:00.
  • Сайт: http://difo1975.cerkov.ru
  • Адрес: ул. Набережная, 57. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Превосходный белокаменный храм с подчерненными куполами, освященный в 1668 г., возведен на месте упокоения Прокопия Праведного, жившего в Великом Устюге и канонизированного православной церковью в середине XVI в. Святому, саркофаг с мощами которого хранится в храме, приписывается несколько чудес. Сегодня собор является одновременно музеем и действующей церковью. Обязательно побывайте здесь и осмотрите восхитительный резной иконостас, вновь заблиставший позолотой после реставрации, проведенной в последнее десятилетие прошлого века.

  • Адрес: Советский проспект, 86. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Подлинной жемчужиной архитектуры города считается удивительно красивая церковь Вознесения Господня, освященная в 1648 г. Когда-то великолепное сооружение, в экстерьере которого причудливо переплетаются традиции византийских и древнерусских зодчих, украшали 11 главок. Храм поражал современников оригинальностью форм, обилием декоративных элементов, кокошников, резных розеток, изяществом фигурных барабанов. После ряда реконструкций церковь стала пятиглавой, но отнюдь не утеряла своеобразия и очарования. В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы.

  • Адрес: ул. Набережная, 66. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Удивительный храм в честь святого Николая Гостунского – покровителя мореходов, появился в городе в начале XVIII в., когда река Сухона еще была судоходной, а Великий Устюг считался крупным портом, о чем до сих пор свидетельствует Нептун, изображенный на его гербе. Многоярусная одноглавая церковь, как и стройная колокольня, увенчанная высоким шпилем, является замечательным образчиком своеобразной устюжской архитектуры периода Средневековья. В конце прошлого века храм был тщательно отреставрирован и преобразован в выставочный зал музея этнографии.

  • Адрес: деревня Морозовица, ул. Центральная, 122.

Чтобы увидеть это архитектурное чудо, даже в своем нынешнем состоянии не перестающее восхищать, без сомнения, стоит проделать четырехкилометровое путешествие из города в деревеньку Морозовица. Возведенный в XVIII-XIX веках монастырский комплекс впечатляет великолепием Троицкого и Тихвинского храмов. До наших дней сохранились Святые и Северные ворота, сторожевая башня. Обязательно осмотрите восхитительный четырехъярусный иконостас Троицкого собора, поражающий утонченностью резьбы и уникальными деревянными скульптурами.

Музеи, памятники и скульптуры

Проблем с проведением досуга у гостей замечательного города не возникнет. Путешественник, впервые приехавший сюда, найдет на что посмотреть в Великом Устюге, во время прогулок по тихим улицам, а туристов, увлекающихся историей и культурой, привлекут экспозиции местных музеев.

  • График работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00.
  • Телефон: +7 817 382‑34-05.
  • /mus-icons
  • Адрес: Советский проспект, 84. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Экспозиции музея, представляющие огромный интерес для ценителей филиграни, черноного серебра и финифти, размещаются в стенах Вознесенского храма. Во время экскурсии вы сможете ознакомиться с великолепными коллекциями церковной утвари XV-XVIII веков, старинных украшений, превосходных образчиков художественного шитья. Жемчужинами обширного собрания икон являются образа «Богоматери Одигитрии Смоленской», «Сень Царских Врат». Главной ценностью музея специалисты считают белокаменный Крест святого Прокопия. Желающим предлагают поучаствовать в мастер-классе иконописи и даже попытаться собственноручно написать образ.

  • График работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:300.
  • Стоимость билетов: взрослый 100 р., детский 50 р.
  • Телефон: +7 817 382-35-76.
  • Сайт: http://www.ustyug-museum.ru
  • Адрес: ул. Набережная, 64. Остановка транспорта «Сбербанк».

Обязательно побывайте в замечательном музее краеведения, основанном в 1910 г. Его экспозиции способны порадовать ценителей искусства, повидавших немало. Небольшая коллекция живописи включает полотна кисти В. Поленова, И. Айвазовского, И. Шишкина, А. Васнецова. Собрание изящных изделий из бересты, выполненных в неповторимом Шемогодском стиле, вообще, уникально. Кроме того, в выставочных залах представлены старинные иконы, церковная утварь, знаменитая северная чернь, артефакты, найденные археологами во время раскопок на территории некогда процветающего купеческого города.

  • Адрес: Комсомольская площадь. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Почетное место в ряду выдающихся исследователей-первопроходцев земли Русской рядом с Семеном Дежневым занимает еще один уроженец устюжской земли Ерофей Хабаров. С юношеских лет он начал заниматься пушным промыслом, в котором весьма преуспел. Продвигая все дальше на Восток, Ерофей Павлович открывал новые земли, богатые естественными ресурсами, тщательно записывая впечатления и прорисовывая карты. Впоследствии, его бесценные записи стали основой для картографирования Забайкалья и Дальнего Востока. Не случайно, именем Хабарова назван самый крупный город на реке Амур.

  • Адрес: Перед зданием Речного вокзала. Остановка транспорта «Ресторан Устюг».

Неподалеку от Великого Устюга находится место слияния рек Юг и Сухона, дающих начало главной водной артерии североевропейских земель России – Северной Двине. Оригинальная скульптура, установленная на городской набережной в 1983 г., подтверждает неоспоримость данного факта. Античный полубог, опершийся коленом на валун, сливает воедино воду из двух открытых амфор, символизирующих реки. На постаменте выбиты слова четверостишия, поэтически описывающего рождение Северной Двины.

Куда сходить с детьми в Великом Устюге?

Очаровательный городок порадует замечательными сюрпризами юных путешественников. Погружение в мир сказки и чудес принесет ребенку множество ярких, запоминающихся впечатлений.

  • График работы: со вторника по субботу включительно, с 10:00 до 18:00. Перерыв на обед с 12:00 до 13:00.
  • Стоимость билетов: взрослый 100 р., детский 50 р.
  • Телефон: +7 817 382-35-76.
  • Сайт: http://www.ustyug-museum.ru
  • Адрес: площадь Коммуны, 7. Остановка транспорта «Речное училище».

Уникальный музей размещается в здании ныне не действующей церкви Жен Мироносиц – памятнике архитектуры XVIII века. Его экспонатами являются различные новогодние украшения: от Вифлеемских звезд и фарфоровых ангелочков, которыми наряжали елки под Рождество наши дедушки и бабушки, до стеклянных и пластиковых аксессуаров праздника, распространенных в наши дни. Колоритные игрушки из ваты, древесины или глины, шикарные гирлянды, фигурки Снегурочки и Деда Мороза, изящные наконечники невероятно колоритны. Осмотр экспозиции приведет любимое чадо в восторг.

  • График работы: ежедневно, время работы следует уточнить, позвонив по номеру контактного телефона.
  • Телефон: +7 817 385‑21-10.
  • Сайт: http://votchina-deda-moroza.ru
  • Адрес: Поселение Марденгское, территория вотчины Деда Мороза.

Одной из главных достопримечательностей Вотчины Деда Мороза считается небольшой зоопарк, основанный в 2009 г. В просторных вольерах, построенных на площади 7 га, содержится около 50 видов животных и птиц. Здесь вы увидите лосей, оленей, лис, волков, бурых медведей, филинов, сов, других представителей фауны российского Севера. С некоторыми животными дети смогут поиграть. Желающим предлагают прокатиться на нартах, запряженных лайками.

  • График работы: ежедневно, в будние дни с 9:00 до 18:00, по выходным с 10:00 до 18:00.
  • Телефон: + 7 817 382-04-84.
  • Сайт: http://www.pochta-dm.ru
  • Адрес: Переулок Октябрьский, 1А. Остановка транспорта «Улица Луначарского».

Помимо восхитительной загородной вотчины в сказочном бору, есть у Деда Мороза резиденция и в самом Великом Устюге. В элегантном историческом особняке размещается почтовое отделение, куда стекаются ежегодно миллионы писем от юных россиян. Во время экскурсии детишкам расскажут о том, как работает волшебная почта, научат правильно оформлять послания Деду Морозу, покажут великолепную коллекцию новогодних почтовых открыток, в том числе раритеты начала прошлого века.

Великий Устюг, по праву считается одним из лучших центров семейного туризма в России. Приехав сюда на Рождественские каникулы, вы сделаете восхитительный новогодний подарок обожаемым детям и сами себе. Где как не здесь можно почувствовать все очарование русского Севера, насладиться восхитительными прелестями зимы.

Великий Устюг.
Архитектурные и художественные памятники Великого Устюга.

Великий Устюг находится слишком далеко как от Москвы (около 900 км), так и от Петербурга (1100 км). Удалённость города от “центров цивилизации” усугубляется . Последние 70 км пути до Устюга могут служить прекрасным полигоном для испытания машины на прочность, а водителя на психическую уравновешенность. Новомодное желание “увидеть Древнюю Русь” можно осуществить гораздо проще и дешевле. От Москвы до Суздаля – чуть больше 200 км, а от Питера до и того меньше.
Остаётся ещё “дедморозовщина”, существующая в форме новогодних организованных экскурсий, когда Великий Устюг битком набит детишками, желающими приобщиться к “сказке”.
Однако, не считая новогодних каникул, Великий Устюг и вправду похож на сказочный город. Только ехать туда надо не зимой, а, например, поздней весной, в начале мая, когда снег уже почти растаял, Сухона и Юг полноводны и величавы, а северное солнце заходит в 11, чтобы вновь подняться над горизонтом около 3 часов утра.

Великий Устюг, впервые упомянутый в середине XII века, ровесник Вологды и Москвы, подобно другим древнерусским городам, пережил многочисленные пожары, поветрия и вражеские нашествия. Единственно, чем его история выгодно отличается от , и , так это фактическим отсутствием монголо-татарского ига (ой, извините товарищ Мединский, “отношений финансовой зависимости между Русью и Ордой”). Великий Устюг тяготел к , а та, в свою очередь, подчинялась Москве, что не сильно нравилось новгородцам, претендовавшим на Двинский край. В конце XIV века тамошние ушкуйники в очередной раз разорили город, забрав с собой богатую добычу, в том числе и особо чтимую устюжанами икону Богородицы, связав её верёвками, подобно полонянке. За это нечестивцев поразила Божья кара – неподалёку от все они заболели ужасной болезнью. Новгородский архиепископ Иоанн спас своих земляков, отслужив молебен и обещав возвратить всё похищенное в Устюг.
Город пострадал и во время усобицы XV века между Василием Тёмным и сыновьями Юрия Звенигородского Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой, нарушив крестное целование, обманом захватил город и приказал своим воинам перебить местных жителей. Спустя 14 лет брат Василия Косого Дмитрий Шемяка, бежав из Москвы, пришел в Двинский край. После переговоров устюжане присягнули ему на верность, тех же, кто открыто выражал свою приверженность Василию Тёмному, потопили в Сухоне с “каменьем великим на шее”.
Великий Устюг оказался важнейшим центром на пути в зырянские и пермские земли и далее, “за Камень”, в Сибирь. Знаменитый русский мореход Семён Дежнёв был родом из Устюга.

Памятник Семёну Дежнёву в Великом Устюге. 70-е годы ХХ века.

XVII и, отчасти, XVIII столетия стали временем расцвета Великого Устюга. Богатые купцы и промышленники строили каменные церкви и жилые хоромы. Эти сооружения до сих пор определяют облик города. В XIX веке Устюг оказался в стороне от торговых путей и превратился в обычный уездный город Российской империи. Его нынешнее “тупиковое” положение, удалённость от столиц и, даже, от собственного областного центра привели к некоей “изоляции” и самодостаточности. Устюжане, как и встарь, рубят лес, создают дивной красоты северную чернь, варят пиво (кстати, отличное, в том числе от б клинского) и гонят замечательные настойки: морошковую, облепиховую, брусничную и т.п.

Графинчики с устюжскими настойками.

Дедморозовская конъюнктура накладывает на город свой отпечаток. Если раньше в Великом Устюге была лишь одна гостиница “Сухона”,

то теперь их не меньше дюжины – на любой вкус и кошелёк. Причём если “вотчина деда мороза” требует несуразные 100 евро 6400 руб. за ночь, то в центре города в уютной можно остановиться в три с лишним раза дешевле.

На первом плане – , за ней – зелёная коробка “Сухоны”.

В Великом Устюге меня не покидало ощущение затерянности не только в пространстве, но и во времени. Если не обращать внимание на детали, то возникает стойкое ощущение возврата в прошлое. Чем вам не картинка из эпохи “развитого социализма”?

А эта церковная кружка на ограде явно родом из XIX столетия. Облезла, заржавела, но уцелела!

Ощущение “провала во времени” усугубляется малолюдьем и тишиной, непривычными для жителя большого города. На майские выходные(!) никто коллективно не ахал, глядя на устюжскую старину. Представляю, что в это время творилось в Суздале!
А посмотреть здесь есть на что. Через дорогу от гостиницы виден ансамбль бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он состоит из Спасо-Преображенского собора конца XVII столетия и стройной Сретенско-Преображенской церкви 1725-39 годов.

Храмы Спасо-Преображенского монастыря. Слева собор, справа Сретенско-Преображенская церковь.

Собор массивен, внушителен, окружён гульбищем и будто опирается на могучий четверик пристроенной с юго-запада шатровой колокольни.

Сретенская церковь напротив легка, изящна. Она легко взмывает в небо, напоминая .

Монастырские храмы выходят на главную транспортную артерию Великого Устюга – улицу Красную. Хотя мне больше по душе её историческое название Преображенская. Вдоль Красной улицы стоят многочисленные купеческие особняки, лавки и скромные деревянные дома.

Дом Кузнецова начала ХХ века. Такому не стыдно и в губернском городе стоять. Деревянный особняк 1815 года на каменном подклете. Застройка Преображенской (Красной) улицы.

Если идти по Преображенской на восток, то неизбежно упрешься в Смольниковское озеро, возникшее, как бы сейчас сказали, в “результате природной катастрофы”.

Смольниковское озеро. На противоположном берегу видны дома Песьей слободы.

На берегу установлен стенд (спасибо устюжанам) повествующий о той самой природной катастрофе словами старинной грамоты.

У самой дамбы стоит старейшая и красивейшая посадская церковь Великого Устюга, построенная на средства богатейшего местного купца Никифора Фёдорова сына Ревякина. Церковь возвели в 1648-49 годах и освятили во имя Вознесения Господня.

Храм, изукрашенный в духе “дивного русского узорочья”, напомнил мне московскую церковь Рождества Богородицы в Путинках. Ревякин, бывавший в Москве по торговым делам, наверняка был знаком со столичными храмами и, возможно, пригласил для строительства Вознесенской церкви тамошнего каменных дел мастера. Удивительное сочетание объёмов, приделов, лестниц, папертей и колокольни создаёт яркий праздничный образ храма.
В церкви находится музей иконописи. Внутри сохранился иконостас.

Здесь же можно увидеть многочисленные иконы местночтимых святых: Прокопия Устюжского с житием.

Прокопия Устюжского и Иоанна Праведного в молении иконе Благовещенья. Той самой знаменитой иконе, что хранится в Третьяковской галерее.

К сожалению в церкви у нас синхронно сели аккумуляторы в фотоаппаратах и многого сфотографировать не удалось. Фрагмент Распятия со страстями Господними в клеймах оказался последней снятой нами картинкой.

За Александровским озером лежит Нижний посад, в котором было несколько церквей. Наиболее интересная из них освящена во имя Жён Мироносиц (1723 г.). В ней также находится музей, посвящённый рождественской и новогодней ёлочной игрушке. Нам было бы интересно его посмотреть, но 10 мая музей оказался закрыт.

Когда-то берег Сухоны у Нижнего посада был весьма оживлённым местом. В 70-е годы прошлого века здесь построили Речной вокзал. Но сейчас судоходство по Сухоне практически прекратилось, здание заброшено и лишь скульптура Водолея напоминает о былом.

Бесхитростные стишки на пьедестале напоминают, что город назван по устью реки Юг (устье Юга – Усть-Юг), которая, сливаясь здесь с Сухоной, образует Северную Двину. Официальный герб Великого Устюга, высочайше конфирмованный Государыней Екатериной II, выглядит куда изящнее.

От статуи Водолея открывается замечательный вид на центр города. Кучи песка на первом плане жизненно необходимы – в городе ведутся работы по укреплению набережной, частенько страдающей от весеннего ледохода.

Вдалеке виден живописный ансамбль Соборного дворища. К нему то мы и направимся.

Возвращаемся по дамбе к Вознесенской церкви и идём по пешеходному Советскому проспекту, бывшей Успенской улице. Однако Успенской она стала лишь в 1804 году, а до того звалась ещё интереснее – Здыхальня. Ничего себе адресочек был бы у местной администрации – ул. Здыхальня 103? 🙂

К счастью ничего особо советского, за исключением одинокой пятиэтажки и красных флагов (их можно списать на день Победы) здесь не наблюдалось. Она сплошь застроена старинными купеческими особняками и лабазами.

На краю луга, бывшего когда-то торговой площадью, одиноко стоит Никола Гостунский – покровитель плавающих, путешествующих и торгующих. Невысокий зимний храм 80-х годов XVII века спустя примерно 40 лет надстроили стройной летней церковью подобно тому, как возводились .

Рядом с церковью свечой подымается в небо восьмигранная колокольня. Её возвели одновременно с надстройкой летнего храма в 20-х годах XVIII столетия. Изящный шпиль с крестом и ангелом вознёсся над берегом Сухоны в 1776 году.

Мимо купеческих особняков, принадлежавших Жилиным, Субботиным, Кострову

Усадьба Кострова, нынешняя городская администрация.

идём в направлении Соборного дворища. Рядом с ним нас ждёт “дедморозовщина”. Симпатичный двухэтажный особняк примерно столетней давности занят офисом (!) Деда Мороза. Господи, а как же наш посконный патриотизьм? Каково это учреждение нашего Деда ихним бездуховным словом называть?! 🙂 Понятно, что русское “контора”, тоже не особо русское, а голландское, но так всё же привычнее.

Рядышком стоит лубочно-новодельная почта Деда Мороза. Хорошо хоть, что не “мейл” или “пост-офис”, а то и до такого могли додуматься.

Рядом с почтой деда Мороза виден прекрасный особняк купца Красильщикова(справа), занятый местной налоговой службой.

Ну её, эту административно-чиновничью “сказку”! Посмотрим лучше на дивной красоты соборную колокольню, возведённую в самом конце XVII века, позже надстроенную и перестроенную, с особой звонницей для тысячепудового колокола, звавшегося Варлаамом.

Видно, что соборная звонница послужила образцом для колокольни Николы Гостунского, да и для Симеона Столпника, до которого мы ещё доберёмся. Мы не удержались и тут же полезли наверх. Подъем оказался на удивление лёгким.

Вот они, колокола, на расстоянии вытянутой руки!

Соборные главы и кресты, сияющие червонным золотом, лишь чуть дальше.

За церковными маковками видна отливающая серебром спокойная гладь Сухоны.

К северо-западу раскинулся ЦПКиО им. Булдакова. Не пугайтесь – Булдаков вовсе не коммунист, а местный… купец, пожертвовавший свой усадебный парк городу. Вот ещё бы корявую аббревиатуру куда-нибудь убрать.

К востоку над крышами домов и ветвями деревьев поднимается ещё один величественный храм. Это Михайло-Архангельский собор одноимённого монастыря. Мы к нему обязательно доберёмся, но только к вечеру.

А вот и уже знакомый нам ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Пора, наконец, спуститься с небес на землю, где стоит великолепный ансамбль Соборного дворища Великого Устюга.

Успенский собор, одноимённый главному храму Москвы, впервые упоминается аж в 1290 году. Основал его Ростовский архиепископ Тихон. Деревянный храм часто горел и вновь отстраивался на том же месте. Первый каменный собор возвели здесь ещё при Иване Грозном в середине XVI века. Однако пожар не пощадил и его. На месте “рассевшихся от огня” стен старого собора горожане начинают строить новый, шестой по счёту Успенский храм. Средств, как всегда, не хватало и лишь помощь самого позволила завершить храм в 1663 году. Спустя еще 70 лет собор перестроили в соответствии с новыми вкусами эпохи барокко.

Успенский собор справа, звонница слева. На первом плане – статуя Семёна Дежнёва.

На набережную Сухоны, отделяя собор от реки, выходят ещё несколько храмов. Скромную Богоявленскую церковь, иначе именуемую Власия Севастийского, лучше всего рассматривать со стороны алтаря. С набережной её закрывает довольно унылая пристройка, занятая выставочным залом. А с восточной стороны и тебе алтарная апсида, и кокошники, и наличники и, даже, карниз с поребриком. 🙂

Невысокий массивный собор Иоанна Праведного поставлен над гробом местночтимого святого Иоанна, чью икону мы уже видели в Вознесенской церкви, в 1656-63 годах. Ктитором, т.е. жертвователем на храм был всё тот же Никифор Ревякин, купец гостиной сотни. Храм выглядит не очень красивым из-за позднейших перестроек, массивной придельной церкви столетней давности, пристроенной со стороны реки, ну и за счёт культурного слоя, конечно.

Рядом стоит ещё один собор, освящённый во имя святого Прокопия Устюжского. Возвели его спустя несколько лет после Успенского и Иоанновского соборов. Устюжские гости братья Гусельниковы, не желая отставать от Ревякина, пожертвовали средства на строительство храма, завершённое в 1668 году. Собор Прокопия Устюжского действующий. В нём сохранился великолепный иконостас, но фотографировать внутри запрещено.

Собор Прокопия Устюжского с поздними пристройками: трапезной и крыльцом начала ХХ века. Вид с набережной. Собор Прокопия Устюжского с поздними пристройками: приделом 1867 года слева и ризницей справа. Вид со стороны Соборного дворища.

Вдоль Набережной стоят несколько старинных усадеб конца XVIII века. Розовый дворец принадлежал купцу Усову, а соседний белый – Захаровым.

На закате мы добрались до усадьбы Михаила Матвеевича Булдакова. Внушительный трёхэтажный дом смотрит на реку.

Ворота по столичной моде украшены литыми позолоченными львами. Лёвики здесь совсем не страшные, скорее симпатичные и улыбчивые.

С Набережной открывается дивный вид на заречное село Дымково с церквами Димитрия Солунского и Сергия Радонежского.

Где-то вдали у слияния Сухоны с Югом стоит Троице-Гледенский монастырь, отмечающий первоначальное местоположение Великого Устюга. По изустному преданию город был основан Всеволодом Большое Гнездо на холме у слияния Сухоны и Юга. Высокий холм, на котором стояла крепость Гледен, оказался не слишком удачным местом. Воды обеих рек постоянно подмывали его склоны и постепенно жители перебрались на противоположный берег Сухоны в урочище “Чёрный Прилук”. Со временем новое поселение получило прежнее имя – Устюг, а Гледенская крепость простояла ещё долго и была разрушена в ходе усобиц XV века.

Вид с Гледенского холма. Слева – Сухона, справа – Юг, прямо – Северная Двина.

Чтобы попасть в Троице-Гледенский монастырь нужно выехать из города по направлению на Никольск и примерно через 8 км свернуть влево на Морозовицу. В село ведёт неплохая асфальтовая дорога, которая заканчивается на высоком берегу Юга рядом с любопытной избой, украшенной резьбой по дереву.

Особенно хорош резной балкончик перед чердачным окном.

и некие животные (собаки? волки? куницы?) на скатах крыши.

Не пугайтесь неприветливого вида ворот. Тесовая калитка слева не заперта. Монастырь находится далеко не в лучшем состоянии. Больше половины стен и кельи утрачены. Прямо на территории монастыря находится чьё-то подворье. Его хозяин предупредил меня, обратив внимание на огромную лохматую собаку весьма недружелюбного вида, коварно слившуюся с окрестным пейзажем. Фото собора пришлось делать с не самого удачного ракурса.

Троицкий собор построен на средства богатейших местных купцов Грудцыных. Хотя первое пожертвование в размере 1500 рублёв сделано по завещанию других видных горожан – Босых – в 1658 году. Строительство началось в 1659 году по заказу Силы Грудцына и продолжилось на средства его брата Ивана. После смерти братьев работы остановились. Старец обители Филарет, тесть третьего брата Василия Грудцына, завещал ему достроить храм и оставил на это деньги. Однако Василий деньги присвоил, а строить собор не стал. Лишь после жалобы игумена монастыря патриарху Иову, Василий возобновил строительство. Собор завершили в самом конце XVII столетия. Главное сокровище монастыря находится в соборе. Это потрясающий резной иконостас, созданный тотемскими резчиками Тимофеем и Николаем Богдановыми. Они трудились над его созданием 8 лет, с 1776 по 1784 год. Иконы написали местные мастера, бывшие “по совместительству” купцами – Алексей Колмогоров, Егор Шергин и священник Василий Афанасьев.

Иконостас выглядит очень светским, “дворцовым”, возможно потому, что его иконы неканоничны, они были исполнены по образу западноевропейских гравюр.

Нехарактерно для русских церквей и обилие очень выразительной деревянной скульптуры. Особенно хороши царские врата со статуями четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луки.

Иконостас выполнен с “заворотом”, в его пристенных частях установлены более традиционные иконы Богородицы, Николы Чудотворца…

и Троицы Ветхозаветной с деяниями.

Сравните её с храмовой иконой Троицы, находящейся в местном чине иконостаса справа от Царских врат.

Иконостас богато изукрашен искусной золочёной резьбой. Излюбленными мотивами иконостаса стали прямо-таки рокайльные завитки.

И “процветшая виноградная лоза”, символизирующая Иисуса Христа.

Виноградная лоза обвивает спиралевидные деревянные колонки, подобные тем, что можно увидеть в пражских и венских католических храмах. Правда тамошние колонны всё же выполнены из мрамора.

Удивительно, что этот прекрасный иконостас сохранился до наших дней. В ХХ веке безбожники закрыли монастырь, устроили здесь сборный пункт для раскулаченных, детскую колонию и лишь около 30 лет назад сохранившиеся постройки передали музею. По словам смотрительницы иконостас пришлось отмывать от нескольких тонн… голубиного помёта. Птицы залетали в собор через выбитые окна и очень уютно чувствовали себя внутри.

С сожалением покидаем собор, не забыв купить книгу с великолепными репродукциями икон. Рядом с собором стоит полуразрушенная трапезная палата с Тихвинской церковью.

Вот бы куда направить рвение наших священнослужителей, но нет. Всемирно известные памятники, за вход в которые берут деньги, им гораздо интереснее.
От монастыря открывается дивная панорама Великого Устюга. На переднем плане – разлив Сухоны и Юга.

Будучи в Великом Устюге надо обязательно заехать в село Дымково, стоящее на южном берегу Сухоны. Дымково примечательно не только и не столько своими храмами, хотя они тоже хороши.

Церкви села Дымково. Слева храм Димитрия Солунского (1700-1709), справа церковь Сергия Радонежского (1739-1747).

В Дымково едут главным образом ради великолепных видов Великого Устюга. В первую очередь “набрасываешься” на Соборное дворище.

Затем взгляд ловит знакомый силуэт Николы Гостунского. Обидно только, что в кадр нахально лезет райкомовская пятиэтажка, чуть ли не единственная в центре города.

Вот усадьба Булдакова с соседними церквами: Леонтьевской слева и Ильинской справа.

Это уже Городище рядом с Александровским озером. Колокольня за деревьями относится к церкви Варлаама Хутынского, полуразрушенная церковь в центре называется Сретенско-Мироносицкой, а золотые главки венчают знакомую нам церковь Жён Мироносиц, где находится музей елочных игрушек.

А это что такое? Почему не знаю?

Это церковь Симеона Столпника – прекрасный образец барокко, да не одна, а с отдельно стоящей колокольней. Позже мы специально заехали в Нижний Посад, чтобы посмотреть на неё поближе. Смотрите, какая красавица, что твой дворец!

Колокольня тоже хороша, хоть и облезла немного.

Прощальный взгляд из Дымково на Великий Устюг. Ну до чего же хорош город! А Сухона то какая красавица! Может и к лучшему, что лежит Великий Устюг за стопятьсот вёрст от Москвы, да от Петербурга?

Вроде всё посмотрели, кроме Деда Мороза, конечно, который в наши планы и не входил. Как же всё, а Михайло-Архангельский монастырь?

Стоит он в пяти минутах ходьбы от гостиницы “Двина” на берегу Безымянного ручья. Основал его монах Киприан аж 1212 году “при езерах за острожную осыпью”, т.е. за пределами городских укреплений. В пожаре 1651 года монастырь сгорел дотла и тогда всё тот же Никифор Ревякин выделил средства на строительство каменного Архангельского собора. Возводили его ярославские мастера.

Трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы также строилась на средства Ревякина. Выглядит она довольно печально, потому что в ней до сих пор находятся классы Устюгского автодорожного техникума.

К счастью сохранилось великолепное крыльцо с ползучими арками и монументальный крытый трёхарочный переход. Он напоминает нам, что на севере со снегом и морозом шутки плохи.

Изящная надвратная церковь освящена во имя Владимирской иконы Богородицы. Стоит она на месте бывших Святых врат обители.

За надвратным храмом спряталась маленькая церковка Преполовения Пятидесятницы 1710 года. Стоит она над могилой основателя монастыря Киприана.

Теперь и вправду всё! Жаль, что на праздники многие церкви были закрыты. Не удалось нам увидеть ни интерьеры Успенского собора, ни иконостас Михайло-Архангельского. Вернуться в Великий Устюг в ближайшее время вряд ли удастся. Но северный город на Сухоне настолько прекрасен, что нам с лихвой хватило того, что мы увидели. Ведь сюда можно приехать ради одного этого заката!

Статьи Тотемско-Устюжского цикла.

Он известен как родина Деда Мороза. Но настоящую славу этим местам принесли реальные люди: великие угодники Божии и бесстрашные открыватели новых земель

Удачная география

Двадцать часов пути от Москвы до станции Ядриха, потом еще 40 минут на автобусе или такси, и мы на месте – в древнем Устюге. Обычно сюда едут в «гости к Деду Морозу», и самое большое число приезжих приходится на зимние месяцы. На самом деле здесь хорошо в любое время года.

История города насчитывает более восьми веков. Впервые он упоминается в летописях в начале ХIII века, когда Устюг стал входить в Новгородское княжество. Потом городом завладели суздальцы, а в XIV веке – московские правители. Все это время благодаря своему выгодному географическому положению он был важным торговым центром на северо-востоке русских земель.

Отсюда отправлялись первопроходцы для исследования уральских и сибирских территорий. Устюг – это родина великих исследователей Семена Дежнева и Ерофея Хабарова, чьи имена хорошо известны каждому школьнику.

В этих суровых северных местах искали уединения многие молитвенники. Строились святые обители, и местные монахи просвещали языческие племена. Уроженцем Великого Устюга был и святой Стефан – креститель пермских земель. До наших дней здесь сохранилось двадцать восемь храмов (к сожалению, в основном недействующих), а также уникальная застройка, которую теперь редко можно встретить в провинциальных городах России.

Первый на Русском Севере

Прогулку по Устюгу мы начнем с Михайло-Архангельского монастыря, который находится на пересечении улицы Павла Покровского и Октябрьского проспекта. Он был основан в 1212 году монахом Киприаном и стал первой христианской обителью на Русском Севере.

Для его возведения Киприан выбрал невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. От главных ворот монастыря начинались две важнейшие магистрали города: улица Архангельская и Спасская Гулыня, которые вели к Успенскому храму и торгу. В Средние века монастырь был одним из самых богатых на Руси.

В 1651 году все постройки сгорели, но сразу же были возведены новые, каменные храмы, сохранившиеся до наших дней. Правда, используются они не по назначению – территорию обители занимает автомобильный техникум.

Все здания находятся в довольно плачевном состоянии – в глаза бросаются разрушающиеся карнизы и давно не реставрированные фрески на порталах. Между тем здесь, под небольшой церковью Преполовения Пятидесятницы, покоятся праведные мощи преподобного Киприана.

Пройдя метров сто на юг, оказываемся в Комсомольском сквере, где когда-то находился Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас от него остались лишь два храма посреди огромной поляны. Обе церкви – Преображенская и Сретенская, переданы городскому архиву.

У мощей Прокопия Устюжского

От бывшего Спасского монастыря по Красному переулку дойдем до набережной и повернем направо. Двести метров, и мы на месте. Здесь, на небольшом пятачке, расположено пять храмов. Три из них, Успенский, Иоанна Устюжского, Прокопия Праведного – действующие, а два, к сожалению, нет – Богоявления и Алексия, митрополита Московского. В церкви Прокопия Праведного покоятся мощи этого угодника Божия. И прежде чем приложиться к ним, не лишне будет вспомнить, чем прославил себя этот святой.

После смерти отца – богатого немецкого купца – Прокопий был вынужден покинуть Восточную Пруссию. Погрузив товары на корабль, он отправился в Великий Новгород. Здесь, пленившись местными церквями и красотой богослужения, «заморский гость» принял православие и раздал все имущество бедным. Некоторое время он был монахом Хутынского монастыря, а затем отправился в восточные земли.

Прокопий выбрал для себя один из самых трудных путей аскезы – юродство. Зимой без одежды он дошел до Устюга и стал жить на паперти Успенского храма. Спал, где придется: на сырой земле, на камнях, куче мусора. Питался подаянием. Но от богачей, наживших состояние неправедным путем, милостыню не принимал, как бы ни был голоден. Подавая пример величайшего смирения, он с легкостью переносил лишения и неустанно молился.

В беседе с благочестивыми людьми каждое слово блаженного было скрытым наставлением или предупреждением. В Устюге его другом и собеседником стал блаженный Киприан – основатель Михайло-Архангельской обители.

Прокопий прожил в юродстве шестьдесят лет и умер у ворот монастыря. День своей кончины он знал заранее. Это случилось 8 июня 1303 года. Похоронили блаженного на берегу Сухоны, под камнем, на котором он любил сидеть.

В 1547 году на Московском Соборе Прокопия причислили к лику святых. Это был первый случай прославления юродивого. В 1668 году на месте его погребения построили каменный храм, а мощи святого поместили в раку.

Заречная сторона

От соборного дворища открывается потрясающий вид на реку Сухону и противоположную сторону с Дымковской слободой и ее храмами. Туда и отправимся. Проще всего доехать до этого места на такси (цены в Устюге низкие, не в пример московским).

Здесь на высоком берегу стоят два великолепных храма, посвященных Димитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Снаружи, на алтарной стене Димитриевской церкви, сохранился пятиметровый образ Спаса Вседержителя. К Его ногам в молении припали святые: Прокопий Устюжский, Николай Чудотворец, Варлаам Хутынский, Иоанн Устюжский, Димитрий Солунский и Сергий Радонежский.

Раньше перед иконой горела ведерная лампада, которая служила еще и сигнальным огнем. Эта традиция зародилась в 1450 году, когда в городе княжил претендент на московский престол Дмитрий Шемяка. Он приказал своим солдатам следить за дорогой и при приближении войск великого князя Василия Темного зажигать лампаду.

Столица соли

Осмотрев в городе древние храмы и купеческие особняки, можно, пользуясь случаем, отправиться в древний Сольвычегодск – столицу империи Строгановых. Это чуть больше 100 км от Великого Устюга. История города такова. В 1515 году небогатый делец Аника Строганов построил на местных соляных источниках небольшой заводик. И дело пошло. Соляной завод стал первым кирпичиком в гигантской промышленной империи Строгановых.

Случилось это не без содействия Ивана Грозного, который поручил Строганову следить за северными торговыми путями. Кроме того, самодержец разрешил удачливому предпринимателю торговать пушниной и содержать собственное войско, а также дал ему монопольное право на производство соли – белого золота XVI века.

Строгановы были настолько богаты, что несколько поколений русских самодержцев одалживали у них деньги для казны. Именно Строгановы снарядили оружием и припасами казаков Ермака, да еще укрепили его войско «300 ратными людьми из своих владений», когда Ермак Тимофеевич отправился завоевывать Сибирь. Этот поход был в их интересах – Строгановы рассчитывали «повоевать» татар и обезопасить торговые реки.

Свою столицу Сольвычегодск Строгановы отстроили по первому разряду – роскошные дома, золотошвейные мастерские, величественные храмы. Но уже в XVIII веке город приходит в упадок. До начала прошлого века в нем было тринадцать церквей, а сейчас, к сожалению, осталось три. Об этих утратах напоминают информационные стенды с архивными фотографиями.

Будущий святой родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Воспитанный благочестивой матерью, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви. За один год Стефан (имя святого в миру неизвестно)
выучился читать Священные книги и стал помогать отцу на богослужениях. Еще в молодости он принял иночество в монастыре Григория Богослова в Ростове, который славился своей богатой библиотекой. Проявляя большие способности к учению, Стефан выучил греческий язык, чтобы читать святых отцов в оригинале. Но самое большое его желание было просвещать язычников. Взяв благословение у Коломенского епископа Германа, Стефан направился «в страну языческую – Пермь». Святитель говорил: «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел для них Часослов, Псалтирь, избранные места из Евангелия и праздничные службы. Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему поклонялись, и строить святые храмы. Богослужения велись в них на зырянском языке. Святитель ходатайствовал за зырян в Москве, во время неурожая снабжал их хлебом. Плодом его трудов стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству.

Строгановское барокко

У самой пристани, на холме над Вычегдой, высится Благовещенский собор, возведенный в 1584 году. Когда-то он находился на территории обширной строгановской усадьбы. Сейчас в храме располагается краеведческий музей, где можно увидеть древний иконостас, которому более четырехсот лет, а также уникальные иконы, златотканые облачения, драгоценные оклады и утварь. Но больше всего поражают красно-белые росписи стен, сохранившиеся здесь с момента постройки. Можно подняться на колокольню собора и осмотреть окрестности.

Отсюда хорошо виден комплекс бывшего Введенского монастыря. Архимандрит этой обители Феодосий (Соболев) был расстрелян в 1918 году на одном из пустынных островов реки Вычегды. В 2005 году он был причислен к лику святых как преподобномученик. Сейчас на территории монастыря располагаются корпуса бальнеологического курорта. Но один храм, построенный в стиле строгановского барокко, является действующим. Здесь также сохранились оригинальный иконостас и росписи. Но для нас главное то, что мы можем приложиться к чтимой Донской иконе Божией Матери, а также к образу святых Зосимы и Савватия Соловецких.

В блокнот паломнику:

От Великого Устюга до Сольвычегодска надо ехать на автобусе до Котласа (автобусная станция находится на улице Володарская), а оттуда на автобусе или на такси до «старого» Сольвычегодска. Город находится на другом берегу реки Вычегды, которая не замерзает даже зимой, поэтому и паромная, и понтонная переправы работают круглый год.

Длительное время Великий Устюг считался обычным провинциальным городом в России, куда ради старинных соборов, интересных музейных центров доезжали некоторые туристы. Более того, именно здесь находится родина Деда Мороза, которая стала привлекать российские семьи с конца XX столетия.

В последнее время число экскурсантов только возрастает, причем наибольший туристический поток приходится на новогодние праздники. Именно в это время чудес многие люди получают хорошую возможность для того, чтобы открыть абсолютно новые и поистине привлекательные грани культуры России и понять, что Великий Устюг, несмотря на свои небольшие размеры, заслуживает повышенного внимания.

Городская Резиденция Деда Мороза – это волшебное место, где живет известный сказочный персонаж. Данная резиденция находится на северной окраине города, а точнее – в живописном сосновом лесу. Именно здесь взрослые и дети получают возможность насладиться магической и праздничной атмосферой, сокровенной радостью. Несмотря на то, что очень многие люди вспоминают о существовании Деда Мороза только перед Новым годом, резиденция доступна для приема гостей в любое время года.

Основной объект – это дом сказочного персонажа. Интересно, что здание построено с учетом лучших традиций русского деревянного зодчества. Также на территории вотчины располагаются следующие объекты:

  • Почта Деда Мороза.
  • Небольшое кафе, где можно отведать традиционные русские блюда.
  • Сувенирные лавки.
  • Гостевые коттеджи.
  • Детские игровые площадки.
  • Настоящая русская деревня.

Каждый гость, вне зависимости от своего возраста, получает замечательную возможность для того, чтобы насладиться удивительными эмоциями.

Местоположение: Советский проспект — 85.

Церковь Николая Чудотворца располагается на берегу реки Сухоны. Храм был построен на денежные средства приезжих купцов. Строительные мероприятия начали в 1682 году. Однако работы удалось завершить только в конце первой четверти XVIII века.

Церковь радует своим архитектурным исполнением:

  • Отсутствие столпов.
  • Наличие нескольких ярусов.
  • 3-ярусная колокольня.

Такое исполнение подчеркивает величие религиозной достопримечательности.

В 1986 году после реставрационных работ удалось открыть выставочный зал музея при церкви. В наши дни в выставочном зале регулярно проводятся просветительские и экскурсионные мероприятия, позволяющие узнать больше нового и интересного о традиционных ремеслах Великого Устюга.

Местоположение: улица Никольская.

Собор Прокопия Праведного построен в честь покровителя Великого Устюга. Храм был построен в 1668 году на денежные средства местного купца Афанасия Гусельникова. При этом собор построили над местом упокоения мощей святого.

Религиозная достопримечательность несколько раз перестраивалась на протяжении трех столетий. Основной ценностью собора считается резной 5-ярусный иконостас, который покрыт позолотой. Иконостас был создан в первой половине XVIII столетия. В 1980 – 1990-ые годы иконостас и предметы настенной живописи отреставрировали, благодаря чему ценные вещи по-прежнему радуют многих верующих и даже туристов.

Местоположение: улица Набережная — 57.

Великоустюгский Государственный историко-архитектурный и Художественный музей-заповедник

В музейном центре представлены многочисленные постоянные и временные выставки. Посетители получают возможность не только ознакомиться с ценными экспонатами, но и поучаствовать в мастер-классах для маленьких деток и взрослых.

Музейный центр был открыт в 1910 году. Однако во время революции, когда действовали атеистические общества, потребовалось приложить усилия для спасения ценной коллекции предметов, важных документов и книг. В результате появился Музей северодвинской культуры, но он был только предшественником нынешнего культурного учреждения.

В 1988 году краеведческий музей приобрел уникальный статус музея-заповедника. В наши дни собрание насчитывает более 90 тысяч предметов:

  • Иконы.
  • монументальная живопись.
  • Нумизматика.
  • Книги.
  • Предметы местных ремесел.

Экспозиция регулярно обновляется.

Местоположение: улица Набережная — 64.

Спасо-Преображенский монастырь включает в себя два храма, один из которых используется зимой, а другой – летом.

Монастырь был основан в Великом Устюге в далеком 1422 году. Тогда был построен первый деревянный храм. Однако к нашим дням сохранились только каменные здания, относящиеся к концу XVII – началу XVIII столетий.

Спасо-Преображенская церковь, считающаяся главной, строилась в 1689 – 1696 годах. Особенного внимания заслуживает резной золоченый иконостас 1697 года, удивляющий своим пышным оформлением. Иконостас появился через год после завершения строительства церкви при монастыре, но при этом считается одним из самых важных объектов для верующих.

Музей, посвященный стеклянной бутылки, считается уникальным для России. Культурное учреждение появилось благодаря Александру Коковину, который уверен в том, что стеклянная бутылка не подделывается.

Экспозиция насчитывает 600 экспонатов , причем большая часть из них была сделана в царскую эпоху. Посетители могут увидеть бутылки из-под слабых и крепких алкогольных напитков, медицинских препаратов, парфюмерии, молока, лимонада.

Местоположение: Советский проспект — 121.

На расстоянии около 25 км от Великого Устюга, в небольшом населенном пункте Красавино, располагается музей «Русская изба», который привлекает большое число туристов. Посетители могут открыть интересные грани русской старины, узнать обычаи и обряды, поверья и традиции.

Музейный центр позволяет увидеть интересные предметы крестьянского быта, а именно кросну, прялку, детскую зыбку, светец и утюги. Тематические выставки заслуживают особенного внимания для каждого, кто хочет открыть важные аспекты своей родной культуры.

Церковь Вознесения, удивляющая своим архитектурным исполнением, считается одним из самых важных памятников архитектуры. Храм был построен в 1648 году, причем это событие состоялось благодаря местному купцу Никифору Ревякину. С того времени храм претерпел некоторые изменения, но структура и особенности исполнения все-таки удалось сохранить.

Изначально церковь обладала 11 главами. Однако неоднократные перестройки привели к тому, что храм теперь является 5-главым.

Богатый декор, украшение фасада кирпичом и резным белым камнем, цветными изразцами, — это особенности, которые придают уникальный вид храму.

Местоположение: Советский проспект — 84.

Усадьба Булдакова, состоящая из главного дома и двух флигелей, была построена в начале XIX века. Здание представляет собой интересный образец архитектурного ансамбля и обладает важным историко-архитектурным значением. Главный дом прежде был построен по заказу купца Михаила Булдакова, который прославился как землепроходец и «первенствующий» директор Российско-Американской компании.

Осенью 1804 года Булдаков оказался владельцем земельного участка на окраине города. Через пару лет здесь удалось построить большой дом, а еще через год – два флигеля, являющиеся служебными помещениями. В наши дни усадьба по-прежнему украшает набережную Великого Устюга, причем по соседству располагается парковый комплекс.

В 1995 году усадьба Булдакова получила статус памятника истории и культуры федерального значения.

Местоположение: улица Набережная — 45, 46, 47.

Дымковская слобода включает в себя несколько храмов, расположенных прямо на берегу реки Сухоны. Строительство самого первого храма пришлось на 1383 год. В наши дни Дымковская слобода состоит из трех религиозных объектов:

  • Храм Дмитрия Солунского.
  • Храм святого Дмитрия.
  • Храм Сергия Радонежского.

Здесь проводятся экскурсии. К сожалению, красота архитектуры представлена только с внешней стороны, так как вход закрыт. Несмотря на данный факт, многие получают возможность насладиться открытием религиозных страниц Великого Устюга.

Улица Набережная – это уникальная панорама Великого Устюга. Здесь архитектура способна оставить наилучшие впечатления. Набережная улица существует с самого начала истории города, причем при перестройках города ее существование не было отменено.

Изначально улицу активно застраивали церквями и купеческими особняками. В наши дни многие туристы могут оценить старинную архитектуру.

Октябрьский переулок – это улица, которая открывает интересные грани истории Великого Устюга. До 1804 года улица считалась загородной, причем она соединяла два центра населенного пункта и была разделена Архангельскими воротами Большого острога. Только одна треть улицы располагалась в городской черте. Впоследствии план Великого Устюга был кардинально изменен, но при этом архитектура Октябрьского переулка по-прежнему удивляет стариной.

Музей новогодней и рождественской игрушки позволяет прикоснуться к Новому году, который считается самым любимым праздником для взрослых и детей. Одной из основных традиций считается украшение елки, причем это событие становится настоящим волшебством.

Музей новогодней и рождественской игрушки существует в 1998 году. Коллекция включает в себя елочные игрушки, открытки, фарфоровые статуэтки, дедов-морозов и снегурочек. При этом посетители могут увидеть несколько елок, которая украшена с учетом принципов определенного десятилетия или иного временного периода. В результате посетители могут понять, какие русские обряды и обычаи играют важную роль для подрастающего поколения.

Один из залов посвящен уникальным экспонатом, позволяющим понять традиции Нового года и Рождества в других странах мира.

Местоположение: площадь Коммуны — 7.

Фабрика славится уникальными изделиями, созданными из бересты (березовой коры). Каждое изделие украшается необычной резьбой, плетением, росписями.

Предприятие существует с 1972 года. Именно тогда городские власти решили, что традиционные промыслы Великого Устюга следует сохранять. В результате удалось не только сохранить промысла, но и поспособствовать их успешному развитию.

Фабрика в настоящее время выпускает предметы нескольких сотен разных наименований, начиная от коробок и корзинок, заканчивая подстаканниками, сувенирными разделочными досками и декоративными тарелками, шкатулками, письменными наборами. Вся продукция выпускается с учетом традиций.

Местоположение: улица Набережная — 1.

Троице-Гледенский монастырь находится на расстоянии 4 км от Великого Устюга. Монастырь расположился на возвышенности, а точнее – в месте слияния двух рек, Сухоны и Юга.

Монастырская обитель существует с XII – XIII столетия. Прежде здесь находилось небольшое поселение Гледен, в честь которого и назвали монастырь. Однако поселение перестало существовать примерно в XV веке из-за постоянных междоусобных войн между князями. Несмотря на такие исторические испытания, монастырь все-таки удалось восстановить.

В наши дни главными сооружениями являются Тихвинская церковь с трапезной палатой, Троицкий собор с шатровой колокольней, украшенной ширинками и карнизами. Монастырский комплекс окружает невысокая каменная ограда с двумя воротами, небольшой 2-ярусной башней на северо-восточном углу.

Монастырь упразднили в 1841 году, но в 1912 его восстановили в виде женской обители. К сожалению, в 1925 году монастырь вновь упразднили. С начала 1980-ых годов комплекс восстановили, но только в качестве музея.

Местоположение: улица Центральная.

Красный переулок – это второстепенная улица Великого Устюга, но при этом застройка стартовала в 1804 году. Через полтора столетия спустя на нечетной стороне располагался Устюжский торг, который и поспособствовал более активной жизни в городе. В наши дни на месте торга располагаются магазины. На четной стороне находятся Дом культуры, редакция газеты и небольшая типография, уютная гостиница.

Красный переулок уже существенно изменился, но он при этом включен в часть охранной зоны города.

Великий Устюг – один из самых интересных и особенных городов России, позволяющий понять, насколько захватывающим может быть открытие разных граней родины.

В экспозиции представлены произведения устюжского иконописания, лицевого шитья, редкие книги. Памятник древнерусского зодчества церкви Вознесения. В храме сохранилось 7 иконостасов 18 века.

Краеведческий музей Великого Устюга

После осмотра архитектурных памятников Великого Устюга непременно стоит посетить местный музей–заповедник. В обширной экспозиции великоустюжского краеведческого музея представлены многочисленные экспозиции и временные тематические выставки. Помимо осмотра экспонатов здесь можно принять участие в различных мастер-классах, которые проводятся специалистами музея как для самых маленьких посетителей, так и для взрослых.

Музей, посвященный истории Великого Устюга, был открыт в 1910 году, когда появилось церковное древлехранилище при Михайло-Архангельском монастыре. Это был первый городской музей, просуществовавший до революции. Затем в 1918 году, когда в Великом Устюге, как и во всей стране, активно действовали многочисленные атеистические общества, было решено спасти ценнейшую коллекцию предметов, документов и книг из церковного древлехранилища. Так появился Музей северодвинской культуры, ставший предшественником современного музея.

В 1988 году краеведческий музей Великого Устюга получил статус музея–заповедника. В настоящее время его собрание насчитывает более 90 тысяч предметов, многие из которых являются уникальными. Большую историческую ценность и интерес представляют коллекции икон, монументальной живописи, книг, местных ремесел, нумизматики. Экспозиции музея регулярно обновляются, открываются новые выставки.

А какие достопримечательности Великого Устюга вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Зоопарк Деда Мороза

В начале 2009 года было принято решение о строительстве зоопарка в Великом Устюге. Это был совместный проект Московской области и Вологодской, так что зоосад деда Мороза является филиалом Московского зоопарка. Зоопарк строили по европейским канонам.

В резиденции Деда Мороза каждый может найти для себя развлечение по вкусу - совершить погружение в Сказку или прогуляться по живописному лесу. Но еще одно увлекательное занятие здесь - это посещение Зимнего сада, расположенного неподалеку от дома Дедушки Мороза.

Даже в морозные дни, когда за окном минус тридцать, в Зимнем саду буйным цветом расцветают великолепные экзотические растения. Здесь есть и цветы, и кустарники и тропические растения, раскинувшиеся на многочисленных клумбах и в оранжереях.

Помощники Деда Мороза и сотрудники Зимнего сада с любовью ухаживают за своими хрупкими заморскими питомцами. Зайдя в Зимний сад, возникает ощущение, что вы внезапно перенеслись в лето, где звонко щебечут попугаи и журчат фонтанчики.

Музей истории Великого Устюга

Музей истории Великого Устюга был создан в 1910 году, когда в Михайло-Архангельском монастыре было открыто церковное древлехранилище. Постепенно этот первый музей вырос в обширное собрание предметов, рассказывающих об истории Великого Устюга - крупнейшего торгово-ремесленного центра Русского Севера.

Экспозиция располагается в главном здании музея, расположенном на городской набережной - в прошлом этот дом принадлежал купцу Г.В. Усову. Представленные экспонаты охватывают период с XII по ХХ век. Здесь можно увидеть не только обнаруженные археологами артефакты, но и предметы вооружения XII–XVI веков, а также оригинальные фотореконструкции. Все эти материалы являют собой великолепное наглядное пособие по истории, быту и религиозным традициям финно-угорского и славянского населения этих мест.

В ходе осмотра экспозиции посетители узнают об огромном значении Устюга и его жителей в освоении северо-восточных земель, а также в создании единого Русского государства.

Церковь Вознесения

Среди многочисленных памятников архитектуры Великого Устюга совершенно особое место занимает церковь Вознесения с ее великолепным декоративным убранством. Храм Вознесения был построен в 1648 году по инициативе одного из богатейших устюжских купцов - Никифора Ревякина.

С тех пор церковь претерпела некоторые изменения, но сохранила свою сложную структуру и выразительность, являясь самой древней из сохранившихся в городе.

В XVII столетии храм был одиннадцатиглавым, но впоследствии несколько раз перестраивался и сейчас имеет пять глав. Наибольшую ценность представляет собой богатый декор, здесь можно проследить множество архитектурных элементов и приемов: и "ползучие" арки, и двойные барабаны с гранеными главками, и асимметрия объемов, и профилированные фронтоны, и кокошники на окнах. Фасады украшены кирпичом и резным белым камнем, а также цветными изразцами.

Все это делает церковь Вознесения подлинной архитектурной жемчужиной в ожерелье храмов Великого Устюга.

Сретенско-Преображенская церковь

Сретенско-Преображенская церковь входит в комплекс построек Спасо – Преображенского монастыря. Впервые этот храм упоминается в исторических источниках, датированных 1630 годом. В 1679 году деревянная церковь была уничтожена пожаром, как и соседняя Преображенская церковь. Каменный храм был возведен лишь спустя несколько десятилетий.

Церковь Сретения достойна быть признанной одним из лучших образцов местного культового зодчества второй половины XVIII века. Отличительной чертой постройки является то, что в ее верхних ярусах предусматривался ярус колокольного звона - такие церкви назывались "под колоколы". Внутреннее пространство Сретенской церкви украшает небольшой двухъярусный иконостас конца XVIII - начала XIX века, богато украшенный многочисленными декоративными элементами.

Вплоть до 1764 года Сретенская церковь использовалась в качестве теплого храма располагавшегося здесь Спасо-Преображенского женского монастыря. После того, как монастырь был упразднен, церковь была обращена в приходскую.

Церковь Жен Мироносиц

Церковь Жен Мироносиц является одним из наиболее привлекательных архитектурных памятников Великого Устюга. Посетив ее, путешественники долго хранят в памяти сложившийся образ этой церкви с небольшими куполами и изящными белоснежными стенами. Она имеет действительно неповторимый вид, будучи храмом, на первый взгляд, неброским, но вполне изысканным.

Церковь была основана в XVI веке, когда был построен первоначальный деревянный храм. Что касается современного облика, то церковь обрела его в первой четверти XVIII века, когда была возведена каменная церковь. Средства на строительство храма выделил устюжский купец Худяков Петр Родионович, вписавший себя таким образом в историю города.

Архитектура здания церкви довольно своеобразна. Нижний этаж не имеет декора, что обусловлено старинными традициями, ведь подклет служил исключительно хозяйственным нуждам. А верхний этаж оформлен в стиле нарышкинского барокко, который является редкостью для архитектуры Великого Устюга.

Кроме того, в результате исследований было установлено, что храм Жен Мироносиц был одним из богатейших. В одном из исторических документов был обнаружен перечень богослужебной утвари - множества предметов из золота и серебра, а также святых мощей - например, крест с частицами мощей двенадцати святых. Последнее обстоятельство играло важную роль, ведь наличие мощей святых имело особое значение в вопросах, касающихся статуса той или иной церкви.

Самые популярные достопримечательности в Великом Устюге с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Великого Устюга на нашем сайте.

Еще достопримечательности Великого Устюга

Похожие статьи