Пещера киик коба древняя стоянка. Родные просторы

В крымской пещере были обнаружены важнейшие аргументы к спору о смысле жизни.

Обширный грот Киик-коба находится недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве одного из отрогов Долгоруковской яйлы. Один из вариантов перевода Киик-коба означает «Пещера дикого человека». Удивительно, что средневековые охотники, пережидавшие в этой пещере непогоду, интуитивно догадывались, что она была обитаема в очень далёкую эпоху.

Сама по себе весьма весьма живописная, Киик-коба является историческим объектом мирового значения. Его первооткрывателем стал этнограф, археолог и антрополог Глеб Бонч-Осмоловский. Находки, сделанные им в 1924-1926 годах, произвели сенсацию в научном мире и заставили по-новому взглянуть на жизнь в каменном веке.

Вход в жилище когда-то закрывала сложенная из камней стенка, она дополнительно защищала обитателей грота от холодных ветров. Раскопки внутри Киик-кобы показали, что жизнь здесь не прекращалась на протяжении длительного времени. Почти 2-метровый культурный слой состоял из нескольких сотен кремневых орудий труда - разного рода остроконечников, рубилец, скребков, «ножей» и отщепов вперемежку с расколотыми и обожженными костями животных, которых добывали охотники, жившие тут в эпоху мустье или среднего палеолита (150/100 - 40 тыс. лет назад). Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнём, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным костям было определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц. Больше всего костей принадлежало мамонту, шерстистому носорогу, пещерному медведю, бизону, дикой лошади, кабану, оленю. Мощные напластования древесного угля говорили, что в гроте постоянно поддерживался огонь.

Находки учёного имели важнейшее идеологическое, мировоззренческое значение. Они безмолвно, но красноречиво свидетельствовали, что в пещере Киик-коба в древнекаменный период жили полноценные люди, а не человекообразные животные.

Кострище и стенку для защиты пламени от ветра сделали люди, способные использовать огонь абсолютно логично, осмысленно, разумно. Надо полагать, что наряду с чисто практическими целями - для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, пламя костра вызывало у первобытного человека и благоговейный трепет. Ведь огонь - это подарок свыше: он приходит с неба в виде молнии, даёт свет и тепло подобно солнцу. И даже прирученное человеком, пламя костра упрямо рвётся вверх от земли. Огонь - это частица светила, которая стремится вернуться к своему источнику.

Большое количество разнообразных кремнёвых орудий труда были созданы в результате интеллектуальных усилий, присущих исключительно человеку, который сознательно стремился изменить окружающий мир для своих потребностей. По многочисленным остаткам пищи в виде тысяч костей животных становилось очевидно, что человек, в отличие от животного, заботился уже не только о самом себе и своих детях, но и о других соплеменниках. Мужчины-охотники несли добычу в пещеру, где у костра оставались женщины, занятые ведением хозяйства, дети и старики.

Но самым главным открытием (по иронии судьбы, оно случилось в последний день работы экспедиции), утверждающим разумность людей, живших в пещере Киик-коба, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей.
Скелет на самом дне пещеры принадлежал ребенку возрастом не более года. Младенец лежал в скорченном положении на левом боку. В метре от него, частично в культурном слое, а частично в специальном углублении, вырубленном в скальном полу грота, покоились останки взрослого человека. Он лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами. Позже было установлено, что это была женщина. Она умерла в солидном возрасте - примерно 30 лет, что в суровых условиях жизни в ледниковый период соответствовало 60-летнему возрасту современного человека.

По всей видимости, не случайно, что останки, обнаруженные в Киик-кобе, принадлежали женщине и ребёнку. Важнейшие функции матери, как продолжательницы рода, наряду с активной ролью в жизни общины (собирательство, участие в охоте) и ролью хранительницы огня - всё это определяло высокое общественное положение женщины - главы родовой общины.

Поза, в которой находился скелет из Киик-кобы, была такая же, как и останки неандертальца, найденные за тысячи километров от Крыма - около деревни Ле Мустье во Франции в 1908 году. Его тело было положено в специально вырытую яму в позе спящего человека: на правом боку, голова на ладони, согнутой в локте правой руки, левая рука вытянута вперед, ноги согнуты в коленях. Эта поза весьма символична: человек уснул, но он обязательно проснётся; как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.

Тут необходимо сделать важное замечание. Советская наука неуклонно придерживалась ленинского постулата: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». А находки Бонч-Осмоловского говорили о другом: борьба за существование не разрушила определённые нравственные устои, присущие первобытным людям, жившим в экстремальных условиях очередного ледникового периода. Умершие не были для соплеменников всего лишь мертвой плотью. Оказывая членам общины посмертные почести, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронный обряд неандертальцев носил ярко выраженные черты духовности!

Следует учитывать, что находки были сделаны в 1924-26 годах, когда новая религия - атеизм - уверенно растаптывала старую религию - христианство, и власть внедряла в сознание народа новые символы «жизни после смерти». Уже был построен на Красной площади Мавзолей Ленина, начал формироваться колумбарий в Кремлёвской стене - как олицетворение новых верований о загробном мире, присущих новому, советскому человеку.

Естественно, выводы Бонч-Осмоловского не прошли мимо бдительного ока власти. Успешная карьера, которую учёный делал в областях антропологии, археологии, этнографии, была жестоко разрушена в 1933 году. По обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» Глеб Александрович был арестован и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В Воркуте очень пригодились знания геологии: за новшества, которые он внёс в методику разведки угля, Бонч-Осмоловский был освобождён досрочно. Он не имел права проживания в крупных городах, однако нашёл в себе силы и возможности заниматься любимой наукой: организовал у себя дома антропологическую лабораторию, с 1936 по 1941 год работал с Институтом антропологии МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». В 1940 году учёному была присвоена докторская степень без защиты диссертации, год спустя - снята судимость. Бонч-Осмоловский возвращается в Ленинград, работает старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР, преподаёт в Ленинградском госуниверситете. Однако в жизненные планы вмешалась Великая Отечественная война. Бонч-Осмоловский эвакуируется в Казань, работает преподавателем Казанского госуниверситета, но обострение туберкулёза приводит его к смерти.

Людям XXI века трудно представить условия, в которых жили наши очень далёкие предки. Следы, оставленные людьми каменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно увидеть в музеях (кстати, диорама «Стоянка первобытного человека в пещере Киик-коба» украшает экспозицию Национального научно-природоведческого музея Академии Наук Украины в Киеве) даёт богатую пищу для размышлений.

Философский спор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», заданный названием картины Поля Гогена, выходит далеко за пределы сводов Киик-кобы. История этого замечательного памятника убедительно свидетельствует, что человек способен оставаться самим собой в самых экстремальных условиях существования - и в эпоху Великого оледенения древнекаменного века, и в зоне вечной мерзлоты Воркутинских лагерей.

Вячеслав Хачатурян.
На фото:
1. Под нами - Киик-коба.
2. Такой вид открывался
первым обитателям пещеры. ОЗАРЕНИЕ
И всё-таки огонь...
Будь трижды славен
тот полузверь,
тот полубог,
кто палку трением зажёг
и гончарам очаг оставил.
В колодце смутного сознанья
родился первый светлый блик.
О, как велик был
этот миг,
когда огонь,
огонь! — возник
под пятернёю древнего созданья.
Тот низкий волосатый лоб
был, может, выше лба Сократа.
...И ниц упал питекантроп.
И богом стал в глазах собрата.
Валерий Кузнечиков

Бонч-Осмоловский и Крым

Потомственный дворянин Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890 - 1943) родился под Минском. В 1910-1912 годах Бонч-Осмоловский принимает участие в этнографических экспедициях Русского музея на Кавказе. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком.

В 1920 году, после установления в Крыму Советской власти, Бонч-Осмоловский был назначен председателем Крымского комитета по делам музеев, занимался национализацией и описью предметов искусства, брошенных в период гражданской войны, в частности, сберег богатейшую библиотеку Крымского горного клуба. В 1921 году Бонч-Осмоловский вернулся в Петроград, чтобы заняться археологией. Но с Крымом связь учёный не прерывал, приезжал каждое лето - участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал коллекции для Русского музея и для Центрального музея Тавриды.

Полуостров Крым — это уникальный климат, флора и фауна, история великих сражений, а еще место, откуда началась жизнь человечества. Такие территории на планете можно пересчитать по пальцам, но тем увлекательнее их изучать.

Сегодня туристы могут увидеть, где жили наши далекие предки, полюбоваться природой, которая с тех пор почти не изменилась, ощутить дух времени, живущий в этих лесах.

Столица полуострова — город Симферополь, а одной из самых популярных достопримечательностей в его окрестностях считается грот Киик-Коба.

Жилище первобытных людей

Это самая древняя человеческая стоянка на полуострове. Она находится в Белогорском районе под карнизом плоскогорья Долгоруковской яйлы.
Стоянка открыта в 1924 г. археологом-антропологом Глебом Анатольевичем Бонч-Осмоловским и представляет собой углубление, образованное в скале из-за выветривания породы и вымывания ее грунтовыми водами. Вход расположен на высоте 120 метров. Он хорошо укрыт зарослями, его трудно заметить среди нагромождающихся друг на друга камней. С плато открывается живописный вид на окрестные леса, кажущиеся с такой высоты совершенно дикими и непроходимыми.

Внутри помещение делится на 2 небольших зала. Археологи, проводящие раскопки в 1924—1925 гг., обнаружили здесь значительный культурный слой: его глубина составляла около 2 метров. Это говорит о том, что люди долго жили здесь, не одно поколение успело смениться.

Обнаруженные находки

Хозяева обустраивали, улучшали жилище: сохранились остатки каменной стены, выложенной для защиты от холода и ветра. Они вели нехитрое домашнее хозяйство: археологи обнаружили следы очагов. В более древнее время он один, в следующем культурном слое обнаружено уже три небольших очага.


Помимо этого, здесь найдено множество костей животных. Их изучение позволило определить, что обитатели-неандертальцы научились охотиться на мелкую и крупную дичь, добывали даже птиц. Стены украшены наскальными рисунками, изображающими сцены охоты на пещерных медведей, гиен, других животных.

Кроме того, были обнаружены остатки около 500 кремниевых инструментов, предназначенных для охоты и созидательного труда.

Еще одна находка, придающая особое научное значение обнаружению стоянки, - захоронение первобытных людей. Здесь найдены скелеты женщины и ребенка. Возраст женщины, как определили ученые, составлял примерно 30 лет (что при тех условиях соответствует нашим 60), а ребенка-1 год.

Примечательно, что люди захоронены с соблюдением определенного обряда: для погребения в грунте выдолблены углубления, тела уложены в одинаковых позах, хотя хоронили их в разное время. Это поза спящего: на боку, ладонь одной руки под головой, другая свободно вытянута, туловище и ноги немного согнуты.

Такое отношение к процессу похорон позволило ученым предположить наличие духовных обрядов у этих древних племен.
Изучение находок дало Г. А. Бонч-Осмоловскому богатый материал для исследований происхождения гомо сапиенса. На нем было написано несколько научных исследований, в том числе трехтомная монография «Палеолит Крыма». Антрополог выдвинул гипотезу о том, что люди стали вести наземный образ жизни задолго до предполагаемого превращения обезьяны в человека.

  • Заселение полуострова началось более 300 тысяч лет назад, а найденные орудия труда человек научился изготавливать и использовать уже 100 тысяч лет назад.
  • Захоронение по стилю полностью совпадает с французским, обнаруженным в деревне Ле-Мустье незадолго до этого. Напрашивается вывод, что уже в то время вся человеческая община оказывала умершим схожие почести.
  • Крымские раскопки доказали, что неандертальцы представляли собой развитое в духовном и в интеллектуальном плане общество: осмысленно улучшали жилище, добывали дичь различными способами, заботились о членах племени, в том числе стариках и детях.
  • Место имеет множество названий. С крымско-татарского Киик-Коба переводится как «дикая пещера», однако иногда ее именуют Волчьим гротом, Ослиной пещерой, Козьей тропой
    Она и сегодня укрывает путешественников: туристы-экстремалы, исследующие Долгоруковскую яйлу, часто останавливаются здесь на ночевку.

Как добраться до грота Киик-Коба

Он находится на правом берегу реки Зуя, в 8 км от поселка с таким же названием. Доехать можно на автобусе до села Опушки или Курортное. Дальнейший путь придется проделать пешком. На машине лучше ехать до Курортного.
К пещере ведет два пути. Как в сказке: один короче, но сложнее, другой проще, но идти по нему дольше. Каждый путешественник делает выбор для себя, но стоит иметь в виду, что на короткой тропе нужна осторожность: придется протискиваться в узкие расщелины, в некоторых случаях передвигаться чуть ли не ползком, при этом на пути попадаются обрывы.
На обеих тропах можно полюбоваться редкими растениями, увидеть другие небольшие углубления и встретить диких животных, например, косуль.
Однако если турист не имеет опыта горных походов, лучше записаться в группу опытного гида. В противном случае есть риск заблудиться, получить травму, да и просто пропустить что-либо интересное.

Грот Киик-Коба сегодня

Сейчас здесь никаких археологических изысканий не ведется. Но в 1947 г. достопримечательность признали природным памятником мирового значения.

Добравшись до цели, современные путешественники попадают не в мрачное подземелье. Наоборот, он отличается высокими сводами, белыми стенами, обилием света, проникающего сквозь естественные отверстия.


Итак, это место, которое обязательно стоит посетить, находясь в Крыму. Путешествие будет интересно и тем туристам, которые любят активный отдых, и тем, кто увлечен историей.

Проходя среди нетронутой природы, человек ощущает дыхание времени и прикасается к жизни далеких предков.

Атмосфера здесь наводит на философские мысли, заставляет задуматься о зарождении и развитии человечества. Посещение этой достопримечательности входит в пятерку самых востребованных экскурсий в окрестностях Симферополя.

25.09.2015

Древнейшая стоянка первобытного человека в Крыму. Научный объект мирового значения, древнепалеолитическая стоянка.
Киик-Коба - научный объект мирового значения, древнепалеолитическая стоянка, находится в предгорном Крыму в гроте, на правом берегу реки Зуя, в 25 км к востоку от Симферополя, в 8 км южнее посёлка Зуя. Навес-грот обращен к югу, площадь грота около 50 кв. м.

Название переводится с крымскотатарского языка, как «Козья пещера», «Дикая пещера» или «Пещера дикого человека

Стоянка обнаружена в 1924 году Г.А. Бонч-Осмоловским. Это древнейшая стоянка первобытного человека в Крыму.

В ходе раскопок 1924–1925 гг. здесь были найдены останки неандертальцев (женщины и ребёнка), около 500 кремневых орудий труда, применявшихся около 100 тысяч лет назад и характерных для мустьерской культуры, костные остатки вымершей фауны Крыма: пещерного медведя, гигантского и благородного оленя, сайгака, дикой лошади, осла и др.

Карта

Где находится Грот Киик-Коба? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°58.004′, 34°21.015′ , почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Грот Киик-Коба

Россия, Республика Крым , .
южнее поселка Зуя, недалеко от балановского водохранилища

Фото

Грот Киик-Коба

Грот Киик-Коба — одно из самых красивых и интересных мест полуострова Крым, которое располагается вдоль реки Зуя в восьми километрах от одноименного поселка. Грот-пещера представляет собой навес у подножия скалистого склона, общая площадь которого 50 кв. метров. Перед пещерой находится небольшой плато, с которого можно вдоволь налюбоваться открывающимися видами лиственных лесов, протянувшихся до самого горизонта. В переводе с крымско-татарского «Киик-Коба» означает «Козья пещера» или «Дикая пещера» и, побывав там, многие согласятся, что название вполне оправдывает себя.

История пещеры

Известность пещера приобрела после 1924 года, когда Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский с группой археологов обнаружил в ней стоянку первобытных людей. Здесь были найдены орудия труда, применявшиеся около 100 000 лет назад и останки вымершей фауны. В последующие годы команда археологов продолжала раскопки. При очередной исследовании, 1925 году были обнаружены останки женщины и годовалого ребенка, датируемые 100 000 лет до нашей эры. Всего из той экспедиции было привезено более 600 экспонатов: это были и орудия труда, и останки животных, и предметы быта древних людей. Женщина, согласно исследованиям, была в возрасте чуть более 30 лет (по нашим меркам 60 лет), а ребенку около 1 года. Основными животными, найденными в пещере, были: зубр, сайгак, мамонт, олень, дикий кабан, дикая лошадь.

Интересно, что несмотря на возраст останков, все они похоронены согласно одному обряду: захоронения располагались в искусственно созданных углублениях, тела уложены в положении на боку, одна ладонь под головой, вторая вытянута вдоль туловища. Очевидно, ритуальные обряды уже тогда использовались древними людьми для захоронений. Культурный слой при проведении исследования составил около 2,3 метра, что свидетельствует о том, что грот служил укрытием для древних людей в течение долгого времени, вплоть до нашей эры. Уникальность этих находок в том, что до той поры историки и ученые утверждали, что Крымский полуостров не был заселен в каменном веке, к которому относились найденные артефакты. Найденные захоронения неандертальцев — одна из важнейших находок для ученых и историков: считается, что именно от этого рода сформировался в последующем HomoSapiens. В 1947 году грот-пещера признана природным памятником мирового значения. На сегодняшний день раскопки в этих местах не проводятся, в пещеру приезжают туристы со всей страны.

Что можно найти в пещере

Грот Киик-Коба начал свое существование под воздействием грунтовых вод и выветривания древней породы. Точной даты образования пещеры никто не знает. Чтобы создать такую красоту, природа немало потрудилась: грунтовые воды и ветер долгие годы образовывали углубление в породе. Сегодня пещера возвышается на 90 метров над рекой Зуей. Недалеко от входа в грот можно обнаружить источник, которым, вероятно, пользовались и древние люди. Внутри пещеры несколько слоев — согласно исследованиям, следы пребывания здесь древних людей располагаются снизу вверх от наиболее ранних к поздним. Здесь можно обнаружить очажки с золой и углем, осколки кремня, орудия, даже кости животных.

Как добраться до пещеры Киик-Коба

Пешком дойти до грота можно двумя путями: на автобусе или автомобиле. Однако, и в том, и в другом случае конечный отрезок пути придется преодолевать пешком. Можно добраться до поселка Зуя: от Белогорска расстояние составит 18 км, а от Симферополя — 22, затем продолжать путь пешком вдоль одноименной реки в южном направлении около 8 км. Ориентиром будет служить скалистый навес, обращенный к югу. На автомобиле проще доехать до села Курортное (в 30 км от Симферополя и в 25 км от Белогорска), из села также продолжать путь пешком. К гроту ведут две дороги: короткая и длинная. Стоит отметить, что короткая дорога более трудная, особенно для неподготовленных туристов. Местные жители доброжелательно относятся к туристам и с радостью укажут путь в стоянке первобытных людей.

Отправляться в путь лучше в дневное время и не пренебрегать указателями на дороге. Для отдыхающих вблизи Симферополя грот Киик-Коба входит в список самых популярных и обязательных к посещению достопримечательностей.

Пещера Киик-Коба находится в значительном отдалении от основных туристических троп, поэтому для комфортного путешествия стоит иметь хорошую физическую подготовку и спортивную одежду. Несмотря на кажущуюся сложность пути, добраться туда можно даже с детьми. Наиболее легким и в то же время познавательным способом исследовать пещеру Киик-Коба является поход в организованной туристической группе с местным гидом. Турагентства предлагают различные по времени и сложности походы, а руководитель познакомит с историей и особенностями местности. Далекое расположение от крупных городов, обилие лесов вокруг, необычный вид и история данного места привлекает все больше и больше туристов. Активные туристы — любители истории нередко остаются здесь и с ночевкой — об этом говорят многочисленные следы от костров.

Видео о пещере Киик-Коба. Крым

Во многих уголках Крымского полуострова когда-то были идеальные условия для пребывания на этих землях первобытного человека. Одно из таких мест находится на юге от поселка Зуя, в долине одноименной реки. Эта пещера-грот известна далеко за пределами Крыма. Площадь стоянки неандертальцев Киик-Коба составляет почти 50 квадратных метров, а самой ценной находкой археологов считаются останки приблизительно годовалого ребенка и пожилой женщины. Расположение пещеры на определенной возвышенности позволяет наблюдать с этой точки яркий живописный пейзаж.

Историческая значимость древнего поселения

Древнепалеолитическая стоянка Киик-Коба считается научным объектом мирового значения. На многих современных фотографиях пещера похожа на скальный навес узкой вертикальной формы. Открыли ее в 1924 году, причем под ее сводами было найдено множество предметов, представляющих историческую ценность:

    костные останки животных;

    почти 500 единиц кремневых орудий труда;

    обширные пласты древесного угля.

На территории пещеры сохранились следы кострищ - нескольких очагов, в которых постоянно поддерживался огонь. Обнаруженный культурный слой составляет более двух метров. Это позволило сделать выводы, что обитать в пещере люди могли вплоть до нашей эры. Захоронение в специальной погребальной яме женщины и ребенка свидетельствует о том, что интеллект обитателей стоянки был достаточно развит. Об этом же говорят и доказательства проведения похоронного ритуала.

Среди множества останков диких животных были найдены кости обитавших здесь в те времена пещерных гиен, диких лошадей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного медведя, большерогого оленя, джигетая - дикого осла. По многим признакам, включая найденные орудия охоты, было ясно, что неандертальцы освоили охоту на мелкую и крупную дичь.

Как добраться до древнепалеолитической стоянки в гроте Киик-Коба

Посещение пещеры возможно с детьми, желательно с четырехлетнего возраста.

При поездке на автобусе нужно будет от Симферополя доехать до села Курортное или Опушки.

Многие отдыхающие изъявляют желание воспользоваться услугами турагенств. В организованной экскурсии опытный гид проведет по всем значимым местам, а также расскажет много интересных фактов. Кроме того, стоит посетить историко-археологический музей в Симферополе, где представлены найденные в Киик-Коба экспонаты.

Похожие статьи