Поезда в Индии — как разобраться в классах и как купить билет. Путешествия по большой земле Впечатления о железной дороге Индии

Ругаете РЖД?! Добро пожаловать в общий вагон индийского поезда! Побывать в Индии и не покататься на поезде и, в частности, в общем вагоне - значит пропустить невероятно интересный опыт, как с точки зрения коммуникации и визуальных образов, так и возможность в полной мере загрузить свои обоняние, ощущения, осязание!

Побывав впервые в Индии в 2007м году, я поробовал спальные вагоны "без" и "с" кондиционером (Sleeper AC & non-AC), а в этой поездке наконец-то добрался до General Class ночного поезда. Это невероятно круто! А вокзалы... Вот где вы еще увидите такой вокзал маленького провинциального городка глубокой ночью как не в Индии?!


На самом деле ничего особенного, ведь наверное все ездили в общем вагоне нащих поездов... разница лишь в том, что в Индии вы встретите открытых и доброжелательных попутчиков. Кто-то из самостоятельных путешественников попадает в общий вагон случайно, не озаботився билетом заранее, а в Индии ежедневно на поездах едут десятки тысяч людей и то, что билетов в sleeper классы нет - это обычная практика.

Судя по фильмам и по тому, что я видел, общие вагоны тоже бывают заполнены по разному, бывает и так, что пассажиры свисают из дверей. Так что мне, можно сказать, повезло, по вагону можно было передвигаться относительно спокойно, хотя все места, верхние полки, тамбуры и... туалеты (!) были заняты.

Но все начинается с покупки билетов. Я напишу отдельную статью про поезда в Индии, сегодня покажу фотографии:

Вагон "второго класса", он же "общий класс", пишут на вагонах и так и так. В поезде жарко, вместо окон решетки, под потолком неработающие вентиляторы. Во время проезда через лесополосы в вагон залетают всякие тропические бабочки и стрекозы, которые также быстро и выдуваются ветром.

Прийдя на посадку за 40 минут до отправления, мы с друзьями так и не смогли сесть в один вагон, поэтому ехали в соседних. Как выяснилось позже, нам повезло, что мы вообще сидели.

Тусклый искусственный свет, высокое ИСО, ужасающий баланс белого... но делать серию черно-белой сознательно не стал, все-таки Индия - это, прежде всего, ЦВЕТ!

В тамбуре ребята ужинают. Я с огромным трудом смог отказаться от предложения присесть рядом. Практически каждый попутчик приветлив, пытается заговорить, что-то показать, чем-то угостить... Даже краской меня намазали в вагоне в преддверии праздника Холи. К сожалению, со знанием английского было всего несколько человек в вагоне.

Парень не верхней полке принял лишнего по случаю Холи и все время норовил упасть вниз:

На нижней полке усаживается в среднем 5-6 индусов, хотя полка по размеру такая же, как и в нашем плацкарте (на 3 сидячих места). На полу кто-то ложится спать и так почти в каждом "купэ":

Вокзал - это отдельная история. Здесь ночует огромное количество народа, бывают моменты, что нужно просто переступать через спящие тела, чтобы двигаться вперед:

Офис главного кондуктора:

Что вы увидели на фотографиях?!
Антисанитарию, грязь, почувствовали неприятный запах?!

Скорее всего вы окажитесь правы, я же увидел кусочек настоящей Индии, встретил приятных собеседников и уже даже послал фотографии своим попутчикам. Отбросьте стереотипы и комплексы, попробуйте почувствовать страну с разных сторон.

Продолжение следует...

Дешевые билеты в Индию найдет

Мы поехать на железнодорожный вокзал.
Нам был нужен поезд до Каджурахо – места, где на храмах изображена по сути дела порнография: фрагменты из Камасутры .
Ресепшен постоялого двора откуда мы рассматривали проплывающие по Гангу трупы не смог нам помочь, ибо сайт бронирования жд билетов глухо висел с прошлого вечера.
Заходим на вокзал…
Мама дорогая!
Цыганский табор покажется белым мягким и пушистым, чем то что лежит на полу.

Где тут у вас билеты покупают?
Ага! : направляют в отдельно стоящий зал бронирования .
Перед тем как что-то покупать в кассе, надо заполнить бумажку, где указать направление, конечный пункт прибытия, имена и возраст пассажиров.

Выясняется, что поезд до Каджурахо ходит 3 раза в неделю и мы как назло попали в тот день, когда он не ходит.
Нам советуют сходить в основное здание – там есть бюро продажи билетов специально для туристов.
Поход ни о чем – там бронируют билеты на несколько дней вперёд – на заранее, но поход все же успешный: полицейский как-то хитро улыбаясь предлагает нам билеты без места, просто посадочные на поезд до города Sotna .
– А уж из него вам на машине до Каджурахо ехать 2 часа.
Вроде бы все неплохо, но уж больно хитро улыбается полицейский.
Все же решаем рискнуть

Нас проводят с заднего хода в кассу, там за 30 рупий мы покупаем посадочные.
Потом Андрей просит провести нас к контролеру, так чтобы он подтвердил наши возможные места.
Контролёр подтверждает и пишет на бумажке наши места.

Да, все нормально. Поэтому предлагаю алгоритм покупки жд билетов в Индии:

Покупаете посадочный билет без места.
Садитесь на любое свободное место в вагоне такого класса – какой в вашем посадочном.
Ждете когда подойдет контролер и оплачиваете ему остаток денег – за место

Индийская чугунка немного похожа на наши плацкартные вагоны и в тоже время не похожа.
Напишу о тех вагонах, в которых довелось ездить:
Вагон 3 класса AC : это наш плацкартный вагон, если добавить в него третью спальную полку. Одно “купе” рассчитано на 6 человек + 3 места сбоку.
Что не говори – наши плацкарты гуманнее: 4 + 2 боковых.
В режиме поездки люди в отдельно взятом участке вагона сосредоточены так:
три + три обычно сидят на нижней полке лицом друг к другу как в электричке. Если кто-то сразу решил пойти спать – лезет на третью полку
На боковых местах: обычно кто-то лежит на верхней и один лежит на нижней, а где третий – черт его знает где, видимо присоединяется к 3+3 …
Вообщем выглядит это вот так:

Средняя полка используется как спинка сидения снизу, а верхняя (третья) всегда в разложенном состоянии.
Проводник разносит постельное белье, предварительно стряхнув с него тараканов (простыня, полотенце и шерстяное одеяло).
Цвет белья серый.

Боковые места и “купе” завешаны шторами, так, что когда входишь в вагон и идешь по узкому коридору мимо штор главное смотреть в оба и не стукнуться лицом о грязную пятку торчащую из-за занавески.
Так же в вагоне принято пердеть и рыгать – а зачем себя сдерживать-то?

В вагоне есть кондиционер, который фигачит холод так, что приходится ходить в тамбур греться.
Проводник спит в тамбуре, на специальной полке.

В тамбуре по 2 туалета: один с обсосанным толчком, другой с дыркой в полу – типа сортир.
В тамбуре не закрываются двери на улицу, так, что приходится держаться за что-то, чтобы не вылететь на полном ходу на улицу, если вагон качнет.
Курить можно в тамбуре около туалетов, это помогает не нюхать стойкий запах мочи…

Вагон 2 класса AC , тоже самое, что 3 класс, только компоновка как у нашего плацкартного вагона: 4 + 2 сбоку
Еще ездили в вагоне что-то типа электрички.
По-моему это общий вагон без класса.
Отличительная черта такого вагона – на потолке вентиляторы.
Окна за решеткой и без стекол.
Вернее стекла можно опустить, если на улице нет дождя.
Мне понравилась эта электричка: не холодно, можно курить в окно. Вот примерно, что это собой представляет:

Мы зашли в вагон.
Сели на свободные места.
Рядом сидело два молодых парня и один работяга. Двое сразу же пересели в другое место, как только мы открыли бутылку рома.
Работяга смотрел на нас как на пришельцев.
Пить ром отказался, но съел все чипсы и печение которыми мы его угостили.
Потом при удобном случае пересел в другое место.
Так что ехали втроем на двух скамейках (положено 6 человек).
Где-то через минут 15 после начала движения состава подошел кондуктор.
Сразу же в вагоне освободилось 50% скамеек. Я так понял, что кто не хочет платить за место – едет стоя.
Мы выкупили места, что-то по 150 рупий с человека.
Так что, кто не хочет платить за место – едут сидя на корточках в тамбуре или стоя. Как этот парень на фото сзади нас:

Тем временем поезд до Каджурахо тащился как черепаха, постоянно останавливаясь и пропуская встречные составы. А потом еще пошел такой ливень, что показалось, что стоянка в глухом месте, среди каких-то кустов будет вечной. Тем временем кондиционер разошелся не на шутку и мне приходилось выбегать в тамбур для согрева.
Мы ехали с Олегом в одном купе, а Андрей в другом вагоне – классом повыше. Я сходил к нему, так чтобы предупредить, что через 30 минут ожидается наша станция.
Захожу в его вагон – а там все в занавесках и не понятно где его искать. Не будешь же все их раздвигать и смотреть кто в домике живет. Выручил индус

  • Уууу, ааа… что то сказал и радостно на купе показал.
    Смотрю, Андрюха сидит на скамеечке, а напротив бабушка лежит и спит на нижней полке. Ты, Андрюха, зачем бабушку…?
    Договорились, что встречаемся на платформе через 30 минут, как будет наша станция.
    Встретились и пошли на выход в город. Тут уже таксисты подоспели.

  • Сколько будет до Каджурахо ? 1500? Нет, давай за 1200. Согласен? Поехали.

То есть расстояние в 100 с лишним км на троих на комфортабельном джипе формой похожего на G-класс Мерседес нам обходилось по 300 рублей на человека. Вот бы в Москве такие цены на такси иметь…

По пути заехали в винный магазин и купили рома и джина (я местный ром не полюбил – очень сладкий он для меня – и пил исключительно джин).
Едем по узким дорогам, водитель по и дело сворачивает в кювет, уходя от столкновения с встречными грузовиками и автобусами. Но и сам периодически сгоняет на обочину легковушки и моторикши.
Поэтому я понял индийские ПДД так: у кого в Индии машина больше – тот имеет преимущество на дороге .

Все ночью едут с дальним светом. Как они что-то видят на дороге после того как расходятся и не врезаются в пасущихся на дороге коров – для меня загадка.
Коровы кстати – реально задолбали. Я пожалуй теперь откажусь от говядины и буду есть курицу и овощи. Как индус…

Приехали в Каджурахо мы около 23:00.
На улицах пустынно. Заметно, что деревня (а это деревня) живет зажиточно из-за своих широко известных храмов.
На окраине замечены указатели на Холлидэй Инн и другие сетевые отели. Ну, а мы едем в отель Harmony , который забронировали через интернет
Все отели Каджурахо

5 /5 (12 )

Индусы, к моему удивлению, очень даже путешествующий народ. У них всегда есть куда и к кому съездить - десятки родственников рассыпались по разным уголкам страны. Да и отдать почести маме Ганге - тоже своего рода долг, а сколько мест для паломничества… Можно всю жизнь кататься! Путешественники тоже не брезгуют индийскими поездами, даже 40-часовыми, ведь это относительно дешево по сравнению с билетами на самолет, да и как пропустить очередное приключение. Поэтому билеты на индийские поезда разлетаются на ура в считанные дни, задолго до отправления.

Классы вагонов в индийских поездах

Классов вагонов у индийских поездов действительно много. Расскажу о тех, на которых я ездила.

Second Sitting или General Class - это общий вагон, на который можно купить билет чуть ли ни в минуту отправления поезда. Стоит он очень-очень дешево, поэтому в вагон зайдет половина Индии, всю колоритность и разнообразие которой можно будет прочувствовать без всяких удобств (чаще всего стоя, ну или сидя на одной полупопице). Хотя иногда можно попытаться устроится в тамбуре у открытой двери вагона и с ветерком наблюдать проносящиеся мимо пейзажи, а также часто красивые, но порой не очень чистые картины городской и сельской жизни. По ту сторону реальности белолицего путешественника обязательно заприметят дети и будут очень энергично махать и кричать «хэлоу»… Улыбнись им в ответ и покачай головой, как настоящий индус.

Sleeper Class - в народе называемый просто «слипер» - это вагон, похожий на плацкарт, но с очень ограниченными удобствами. Там неожиданно по 3 полки, но сбоку только 2. В слипере едешь в прямом смысле с ветерком, потому что там часто не до конца закрываются окна или же вентилятор крутит на полную. Кондуктор здесь не частый гость, постельного белья не приобрести, а все полки покрыты вековой пылью. Индусы берут с собой в дорогу пледы. В таком вагоне за своими вещами нужен глаз да глаз - воруют беспощадно. Многие путешественники перевязывают свои сумки-чемоданы цепями и прикрепляют под самой нижней полкой на замок. На каждой станции через весь вагон пробегают торгаши, истошно вопя «ча-а-а-ай», «брэд-омлет» и остальные названия имеющегося добра в ассортименте. Билеты очень-очень дешевые, и у каждого есть своё место, которое лучше всего иметь именно на третьей полке (upper). Во-первых, чтобы избежать чрезмерного внимания. А во-вторых, чтобы никто другой не сидел на полке, как это происходит с нижней (lower). И в-третьих, потому что вторая полка (middle) - самая неудобная, т.к. она вообще открывается только когда человек уже идет спать.



AC Chair Car - это вагон-самолет, часто с кондиционером, столиками и всякими удобствами. Подходит для путешествия на короткие расстояния. Цены на билеты разнятся от степени удобства. Однажды я ехала в подобном вагоне, и нам носили еду и перекусы несколько раз.

Third AC - вагон третьего класса с кондиционером, чаще всего чистенький и более безопасный, чем слипер - на нем ездят люди среднего достатка. Ещё больше похож на наш плацкарт, опять же по три полки, но уже есть кондуктор, постельное бельё и стекла на окнах. Путешественники, которые не экономят на удобствах, чаще всего выбирают именно этот вагон. Торгаши с чаем и брэд-омлетом сюда тоже заходят.

Другие два класса - Second AC и First AC - вагоны второго и первого класса. Второй класс с двумя полками - наш плацкарт. Стоит дороговато, но если есть возможность, то почему нет? А вот первый класс - прямо как билет на самолет, поэтому я считаю, что лучше тогда лететь.

Сама я обычно езжу на Third AC, но если вхожу в режим жесткой экономии или включен повышенный «режим путешественника», особенно в компании друзей, то выбираю слипер. General Class выбираю очень редко и на короткие расстояния, хотя его тоже нужно прочувствовать хотя бы раз. Вообще, стоит покататься разными классами в индийских поездах, таким образом можно увидеть столько разных жизней и лиц!

Но на этом наша история с поездами не заканчивается! Если бы всё было так просто в Индии. Там есть целая система покупки билетов, о которой тоже важно упомянуть.

Как купить билет на поезд в Индии

Здесь три варианта.

На ж/д станции. В Дели, например, прямо на главном вокзале New Delhi есть международная касса — International Tourist Bureau (на втором этаже), где можно приобрести билет по всему индийскому маршруту. И даже, если в интернете билеты уже давно закончились, то на ж/д вокзалах чаще всего можно найти места на нужную дату и направление по туристической квоте.

У агентов в турфирмах. Стоить они будут примерно на 300 рупий дороже, но - как вариант.

В интернете. Здесь всё сложно, но решаемо. Есть сайт makemytrip.com и есть еще сайт cleartrip.com - лично я использую второй. На обоих сайтах можно купить билет и на поезд, и на самолет, и забронировать отель.

Что нужно сделать, чтобы купить билет на индийский поезд в Интернете?

  1. Приехать в Индию и купить местную сим-карту. Вам понадобится индийский номер телефона, на который придет код, поэтому придется это делать, уже находясь в Индии.
  2. Зарегистрироваться на сайте индийских железных дорог IRCTC , привязав полученный индийский номер к аккаунту (на него придет код).
  3. Зарегистрироваться на одном из вышеперечисленных сайтов и тоже привязать к аккаунту индийский номер.

После этих шагов можно смело брать билеты на сайте, я рекомендую cleartrip.com .

Кстати, если в интернете билеты уже закончились, то в 10 утра за день до отправления нужного поезда открывается экстренная квота tatkal - можно успеть урвать заветную бронь, но их там немного.

Ещё пара нюансов

Есть билеты без места (как в общем вагоне), есть с местом, а есть ещё RAC и WL.

WL - это waiting list, лист ожидания. Когда билетов нет, на случай, если кто-то откажется. Он может быть очень длинным и маловероятно получить место, а можно оказаться в первой десятке и тогда за несколько дней очень даже вероятно, что кто-то не поедет и место достанется тебе.

RAC - это полместа. Т.е. помимо тебя на полке будет еще кто-то, товарищ или индус. Часто такие места попадаются тем, кто был в листе ожидания. Да, неудобно, но вдруг очень надо.

Пожалуй, это самое основное, что нужно знать про индийские поезда. Теперь можно легко отправляться в путь! Хотя, что есть легко, когда дело касается Индии…

Следи за путешествиями Наташи, смотри её красочные фото, читай познания и инсайты на ёё пути:

Поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях. Некоторые большие города Индии располагают разветвленной сетью пригородных железнодорожных путей, которые открывают большие возможности для путешественников. При этом следует помнить о том, что в часы пик индийские «электрички», как правило, переполнены пассажирами.

Часть мест в большинстве поездов дальнего следования квотирована для иностранных туристов. Билеты могут быть приобретены в специальных отделах или кассах, имеющихся в основных городах и туристических центрах страны (если вы намерены платить за билет в рупиях, следует иметь при себе квитанцию обменного пункта либо распечатку банкомата).

На многих станциях имеются недорогие камеры хранения багажа с посуточной оплатой.
На время праздников, а также при увеличении пассажиропотока на пике туристического сезона, на некоторых направлениях вводятся дополнительные поезда. В это время следует быть особенно осторожным, т.к. были отмечены случаи смерти и увечий пассажиров в давке на переполненных платформах станций.

Если вы намерены много путешествовать поездом, рекомендуем приобрести на любой крупной станции информационный буклет «О поездах в двух словах» (Trains at a Glance), содержащий, помимо всего прочего, расписание всех поездов для данного региона.
Официальный веб-сайт индийских железных дорог: http://www.indianrai... и https://www.irctc.co.in
Расписание индийских поездов между основными станциями можно посмотреть по ссылке (ссылки постоянно меняются!) на сайтах http://www.indianrai... и http://enquiry.india... , там же доступен просмотр промежуточных станций.

Классы индийских поездов

Самыми быстрыми и дорогими поездами в Индии являются экспрессы «Шатабди» (Shatabdi Exp.), курсирующие между основными городами страны в течение одного дня. В этих поездах есть только два класса: «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair). «Шатабди» комфортабельны, однако стеклопакеты вагонных окон ухудшают обзор, так что в этом плане экспрессы проигрывают обычным некондиционированным вагонам более медленных поездов, в окнах которых вместо стекол вы увидите решетки.
Экспрессы «Радждхани» (Rajdhani Exp.) обеспечивают сообщение между и столицами штатов и располагают следующими классами:

- «первый кондиционированный» (AC 1st class, 1AC) - это аналог нашего СВ, двухместное купе с закрывающейся дверью, с широкими сиденьями, шкафом, зеркалом и даже умывальником. Стоимость этого класса не сильно отличается от стоимости билета на самолет.
- «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC). «Двухполочный» означает, что в каждом отсеке вагона имеется два яруса полок + боковые места, то есть всего 6 мест, отделенных занавесками. Такой отсек чуть больше, а полки чуть длиннее, чем в «трехполочном» классе.
- «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC) - 8 мест, занавески не положены;
- «второй класс» (2nd class).
Стоимость билета в «двухполочном» и «трехполочном» классах составляет, соответственно, примерно половину и треть стоимости билета в первом классе. Оба класса подходят для длительных путешествий.

Другие экспресс- и почтовые поезда, как правило, располагают классами 2AC, «сидячим» (chair car), «некондиционированным спальным» (non-AC sleeper, захватите собственное постельное белье), и «вторым некондиционированным» (non-AC 2nd class). Стоимость билета в «некондиционированном спальном» вагоне составляет примерно четверть стоимости «двухполочного».

Кондиционированный вагон АС в поезде (не зависимо от его названия) предполагает наличие проводника, постельного белья и одеяла, сравнительную чистоту, отсутствие в вагоне посторонних (или попрошаек) и, естественно, приятную прохладу или настоящий холод, поэтому верхние полки в 3АС, расположенные прямо под кондиционером, брать не рекомендуется.

Преимущество класса АС состоит в том, что за вами закреплено место, которое вы можете использовать в течение всей поездки. В некондиционированных поездах места указываются номинально, кроме того занять свое место полностью вы можете только ночью, в дневное время на нем могут сидеть еще 1-2-3 незваных , купивших билет без места.

Поезда класса пассажирский, следующие на небольшие расстояния, это аналог наших электричек, в зависимости от штата и направления вид поездов колеблется от вагонов с лавками, дверями на рельсах (типа теплушек) и пропеллерами на потолке до купе на 8 человек. В свою очередь такое купе может иметь как деревянные лавки и полки для багажа, так и мягкие сиденья, причем вагоны разного типа могут быть даже в 1 поезде. Места в такие поездах также пронумерованы, но условно, здесь действует принцип «кто успел - тот и сел».

Большим плюсом индийских поездов является наличие туалета (кроме вагонов-теплушек), в вагонах по 2 туалета в начале и к конце. В вагонах класса АС с каждой стороны обычно имеется 1 индийский туалет и 1 европейский.

Персонал крупных железнодорожных станций, как правило, владеет английским. На маленьких станциях по-английски, как правило, говорят старшие сотрудники.

Стоимость ж/д билетов в Индии

Тарифы исчисляются в зависимости от расстояния. Полную информацию о тарифах можно получить на сайте Индийских ж/дорог (см.выше) либо в брошюре «О поездах в двух словах». Как правило, если вы путешествуете на расстояние более 500 км, вы можете сделать в пути одну остановку (не более чем на два дня); в этом случае вам необходимо отметить свой билет у начальника станции (station master) либо у билетного ревизора (ticket collector) на той станции, где вы решите задержаться.
Постельные принадлежности в классе 1AC (и часто в 3AC) предоставляются бесплатно. В некондиционированном первом классе они стоят 20 рупий. В поездах «Шатабди» и «Радждхани» предоставляется бесплатное питание, в других поездах дальнего следования можно заказать дешевое питание.
Билеты можно сдать с возвратом стоимости (не позднее 12 часов после отправления поезда). При возврате билета за 2 часа до отправления нам возвратили 50% его . Возврат денег за утерянный билет не осуществляется.
Есть для пассажиров пожилого возраста (30% для лиц старше 60 лет).

Индийские вокзалы
На крупных вокзалах всегда имеются , иногда даже весьма приличные. В таких рестиках продается фирменная , упакованная специально для ж\д, покупать рекомендуется именно ее. Кроме того, на всех вокзалах на платформах есть ларьки и передвижные киоски с едой, где можно купить кроме тали бананы, печенья и воду.

Основные станции располагают «комнатами отдыха». «Комнаты отдыха железнодорожных станций будут доступны для вас при наличии билета либо Indrail Pass. Качество комнат может варьироваться от очень плохого до неожиданно хорошего и часто зависит от класса вашего вагона (АС или нет). Хороший вариант – в том случае, если вам предстоит посадка на ранний поезд. В то же время комнаты отдыха на главных станциях бывают шумными. Есть как общие спальни (dormitories), так и номера (private rooms)» - «Лонли Плэнет», с.1031.
Achadidi несколько раз пыталась вселиться в такую комнату отдыха, но никогда не было мест.

На всех ж\д станциях есть камеры хранения , которые работают как правило с раннего утра до позднего вечера, не забудьте уточнить время работы на табло у входа в камеру хранения. Стоимость 1 места багажа в сутки составляет около 10-15 рупий в зависимости от срока хранения. Вещи в камеру хранения лучше сдавать в закрытом на замок или упакованном в полиэтиленовый пакет виде, так как в противном случае их сохранность не гарантируется.

На всех вокзалах есть комнаты ожидания , причем на крупных станциях они разные для пассажиров АС и всех остальных. В комнатах ожидания не АС есть пропеллеры, но туалет часто платный, для АС пассажиров есть бесплатный туалет, душ, часто кондиционер и мягкие сиденья, где можно даже поспать.

Покупка ж/д билета в Индии

Покупка билетов на именные экспрессы осуществляется в офисах резервации, на пассажирские поезда в кассах вокзала. Если билет на экспресс может быть куплен на любой день, то на локальный поезд только в день отправления. Все вокзалы в Индии имеют систему бронирования, почти все офисы резервации, крупные города также имеют туристические офисы.
Для билета на экспресс в Индии необходимо заполнить форму, в которой указываются название поезда, его номер и класс, который вам необходим. Для поездки на дальнее расстояние лучше всего купить билет заранее – хотя бы за пару дней до отправления. Если на станции нет специальной кассы для иностранных туристов, вам придется постоять в очереди с местными жителями. Часто встречаются отдельные кассы (и очереди) для мужчин и женщин, например «для женщин, путешествующих в одиночестве»..
Если вам не хочется стоять в очереди, можно обратиться в одно из туристических агентств, которое обеспечит вас билетом за небольшую комиссию. При этом следует опасаться ушлых турагентов, которые могут попытаться продать вам билет на почтовый поезд по цене экспресса. Не оставляйте агенту полную предоплату и тщательно изучайте билет, прежде чем закончить расчет.
В билете четко указаны номера места и вагона. Кроме того, список пассажиров с указанием места может быть вывешен у входа в вагон. Номер вагона зачастую написан мелом рядом со списком.
Если мест на нужный вам поезд нет, можно попросить кассира поставить вас на лист ожидания. Еще один вариант решения – купить билет в нерезервируемый класс и попытаться сделать ап-грейд «в полете». Для этого нужно пройти в вагон хорошего класса и отыскать кондуктора (или TTE, Travelling Ticket Examiner). В случае удачи вам зачтут стоимость уже купленного билета и возьмут с вас разницу и небольшой сбор в размере ок.30 рупий.

Примите также к сведению, что купив билет на поезд, при наличие мест в вагоне лучшего класса, вы можете «вселиться» в него при помощи проводника, доплатив разницу в цене.

Train Passes

Позволяют путешествовать по индийским ж/дорогам без ограничений в период срока своего действия. Стоят дорого и не дают вам никаких привилегий по сравнению с другими пассажирами. Чтобы полностью оправдать покупку, вам придется проезжать по 300 км каждый день. Продаются турагентствами во многих странах, а также во всех крупных городах Индии.
от 5 до 12 лет путешествуют по индийским ж/дорогам за полцены».

Путешествовала я по Индии не один раз. И всегда это были самостоятельные поездки. Скажу больше – мои первые самостоятельные путешествия начались именно с Индии. Это было одновременно и очень заманчиво, и очень страшно. Не начать с комфортной и правильной Европы, а сразу окунуться в индийскую культуру, с непонятным для нас менталитетом и укладом жизни. Подсознательно меня тянуло в Индию и, наконец, в какой-то момент, я решилась.

Поеду, сказала я себе! 2 месяца изучала все, что касалось этой удивительной и загадочной страны, начиная с богов и заканчивая современным транспортом. Съездила. Обалдела от страны. Вверглась в культурный шок. Приехала. Отходила от культурного шока. Когда пришла в себя, то поняла что хочу туда еще раз! И еще, и еще… Вскоре я познакомилась с Аллой и предложила вместе совершить очередной . Так мы начали готовить еще одну совместную поездку.

У нас были планы посетить около 10 городов в разных штатах страны и ашрамы в них. Индия не маленькая. Чтобы понять масштабы: с севера на юг на поезде можно добираться 3 дня. Не Россия конечно, но тем не менее, страна большая. Вопросов не возникло каким образом мы будем добираться до назначенных мест. Конечно на поездах Индии!

Почти вся Индия опутана сетью железных дорог, которая соединяет более-менее все крупные города и населенные пункты. По своей протяженности железная дорога Индии занимает 3 место в мире после России и Китая. Удобней всего по стране путешествовать по железной дороге. Вы можете тесно пообщаться с местными жителями и заодно посмотреть природу из окна.

На первый взгляд, может показаться что железнодорожная сеть у них какая-то сумбурная и неправильная, а на поезда еще непонятнее. Но это на первый взгляд. Внимательно ее изучив, вы поймете как у них все четко поставлено.

Классы поездов Индии

Существует несколько классов поездов. В зависимости от того, как далеко вы хотите поехать и на какую сумму рассчитываете, вы выбираете тип вагона и смело начинаете на них передвигаться.

AC First class или 1 класс – самый дорогой и комфортабельный тип вагона. На нем ездят самые богатые индийцы и обеспеченные туристы. Порой цена сопоставима с ценами на авиа-билеты эконом класса многих индийских авиакомпаний. Такой класс бывает в основном в поездах на дальние расстояния. В купе 2 или 4 полки. Купе закрывается дверью. Окна покрыты тонирующей пленкой и не открываются. Кондиционер в наличии + бесплатная еда и постельное белье. Проезд на 1000 км= 3500 рупий.

AC Sleeper Tier или 2AC – дешевле 1 класса почти в 2 раза. От этого он не менее комфортный и подходит для дальних путешествий. В купе 4 полки + 2 боковые полки в проходе. Дверей в купе нет, зато от прохода, купе отгорожены плотной шторкой. Боковые полки тоже со шторками. В таких вагонах тихо и спокойно. Индийцы в поездах вообще очень тихие. Даже дети. Мы поразились, что ни разу не услышали крика ребенка, хотя знали — в вагоне едут несколько детишек и один грудничок. Окна также затонированы и не открываются. Кондиционер есть. Постельное белье бесплатное. По 2 туалета с каждой стороны. И ещё по умывальнику в каждом тамбуре. Не в туалете, а отдельно.Чтобы умыться и почистить зубы не надо ждать очереди в туалет. Кстати, очереди, видимо, поэтому и нет. Еда за деньги.

Внешний вид вагона 3АС


AC Sleeper Tier или 3AC – недорогой вариант с кондиционером. Стоит примерно в 1.5 раза дешевле 2 класса, то есть приблизительно 1000 рупий. В купе 6 полок + 2 боковушки. Днем средняя полка откидывается, чтобы можно было днем сидеть на нижней. Поэтому лучше покупать место на верхней полке. В любое время можно прилечь и в то же время спуститься посидеть на нижней полке. Купе не отгорожены от прохода. Кондиционер есть. Окна затонированы и не открываются. Постельное белье бесплатное. Еда за деньги. 2 туалета с каждой стороны. 1 умывальник с каждой стороны.

Боковые полки вагона слипер

Second Class Sleeper , SL , слипер или просто спальный вагон – дешевый, без излишеств. Как раз в этом классе вы можете поближе познакомиться с самыми обычными индийцами. Напротив вас будут сидеть студенты с кучей книг или многочисленная семья, которая на банановых листьях руками будет есть рис, а потом остатки выбросит за окно. Днем, также как в классе 3AC, средняя полка складывается. Окна без стекол, закрыты решетками и на ночь закрываются ставнями. Вообще, у них все строго. Двери в тамбурах обычно не закрываются (только ночью запирают), т.е. можно из открытой двери любоваться пейзажем. Постельное белье не выдается. Питание за деньги. Кондиционеров нет, но есть работающие сильные вентиляторы 3 штуки на купе, грамотно направленные в разные стороны. Их скорость можно регулировать по желанию.

Вагон АС Chair или СС

AC Chair или просто СС – сидячий вагон. Кондиционер есть. Актуален для коротких поездок. Проезд в таком классе будет стоить в 2 раза дешевле, чем в 2AC.

Есть также класс Executive Chair Car или EC – подороже в 2 раза, чем простой СС.

И напоследок расскажу о моем «любимом» классе: General Class, Second Class – общий вагон.

General Class, Second Class – общий вагон

Вы можете представить, что в один вагон вмещается небольшой поселок городского типа? После непродолжительной поездки в таком вагоне я могу легко это сделать! Решили мы с самой южной точки Индии города Каньякумари проехаться до Варкалы. Всего-то 4 остановки и 3 часа езды, подумали мы и купили билетики без мест. Я знала, что вагон быстро может заполниться на ближайших станциях, но русский авось сделал свое дело и мы спокойно заняли места в середине вагона.

Желающие сфотографироваться с белым человеком

Выезжая с конечной станции, он был еще полупустой. Индийцы все время хотели с нами сфотографироваться и, чтобы они отстали, мы на время освоили профессию фотомодели. На первой же остановке вбежала куча индийцев и заняла не только свободные места, но и проходы. На следующих станциях люди уже не могли протолкнуться к дверям. Индийцы висели в дверях, торчали из окон, на верхних полках лежало по несколько пар студентов. А, сидящий напротив меня мужчина, вдруг начал кричать на своего соседа, который по- видимому хотел передвинуть свою сумку и случайно или нет, залез на чужую территорию. У нас на глазах произошла трансформация — спокойный интеллигентный индус исчез. Вместо него появился взбешенный бабуин. Было такое ощущение, что этот гневный бабуин защищает свою семью и территорию от вражеского нашествия. Весь вагон включился в процесс и что-то выяснял. 10 минут стоял крик по всему вагону, потом сразу все стихло, бабуин вновь стал человеком, повернулся к нам и с милейшей благостной улыбкой констатировал: «Вот это — реальная Индия, мадам».

Поезд опоздал на 3 часа. Но мы, всё-таки, доехали до Варкалы. Два наших измученных тела были выдавлены из вагона без каких-либо повреждений, чему мы несказанно обрадовались и удивились. Выдохнули и заметили: теперь мы знаем, что такое общий вагон. Знания и опыт — это прекрасно, но в следующий раз мы поедем другим классом! Это в недалеком будущем.

В этом видео индийцы не едут на футбольный матч. Они просто добираются до нужного им места в общем вагоне:

Питание в индийских поездах

В поездах Индии сложно остаться голодным. Там постоянно носят чай и кофе, печенье, чипсы и всякие снеки. Также предлагают воду в бутылках, вегетарианскую еду или омлет. Заказать еду нужно у разносчиков. В 1-3 классах ходят в определенное время с ручкой и блокнотом, и спрашивают, кто что будет. Также можно перекусить и на станциях. Но помните, что индийская еда очень острая. Если для вашего желудка это не подходит, то запаситесь другой едой заранее.

Начинающим путешественникам советую не экстримальничать и начать ездить на 2AC и 3AC классах. Потом уже, покатавшись, вы поймете, хотите ли вы большего экстрима в общих вагонах или комфорта в 1AC. Мы для себя выбор сделали. Очередь за вами)

С уважением,

Похожие статьи