Шифры из прошлого: тайнопись и загадки докомпьютерной эпохи. Завещание оливье левассера Оливье левассера криптограмма перевод

Оливье Левассер – французский пират (1670 — 7 июля 1730 год). Был известен в своем окружении под такими именами как Ла Бюз , что значит «стервятник », и Ла Буш .

Изначально Оливье Левассер вел разбой в Атлантических водах, но после того как Великобритания и Франция стали вести в Карибском море сторгую антипиратскую политику, Лавассер вынужден был удалиться к берегам Индийского океана. Там он обрел в качестве компаньона капитана , а после – заменившего его Тэйлора.

В апреле 1721 года пираты взяли курс к побережью Мадагаскара, где им посчастливилось встретить португальское судно «Ла Вьерж дю Кап», сделавшее вынужденную остановку для починки пострадавшего в шторме корабля. Не прилагая много усилий, пираты быстро захватили судно, трюм которого порадовал разбойников изрядным количеством сокровищ. Это историческое событие описано в художественном романе писателя Стивена Робертса (не путать со Стивенсоном! ) «Пиастры, пиастры!!!», вышедшем в 2016-м году.

В 1730 году заурядная пиратская карьера Оливье Левассера закончилась, он был пойман и повешен как пират в городе Сен-Поль . Перед своей смертью Оливье оставил криптограмму, разгадав которую можно получить ключ к его утаенным богатствам. Если это шутка, то стоит заметить, что довольно неплохая. Мало кому на предсмертном одре удается так взбудоражить столько людей, чье возбуждение и желание найти клад не утихают и до сих пор.

Клад Левассера

Если верить легенде, то пиратский клад Оливье Левассера является одной из самых больших ценностей, прибереженной когда-либо пиратами. Предполагается, что перед тем как Левассера взошел на эшафот, он со словами «Найди мои сокровища, кто сможет!» бросил в собравшуюся толпу криптограмму, на которой было якобы зашифровано местонахождение клада. Стоит ли говорить, что криптограмму так никто и не расшифровал. Одно из самых популярных предположений утверждает, что Клад зарыт на Сейшельских островах, именно в этих местах пиратствовал Левассер на закате своей карьеры.

В 1947 году английский охотник за сокровищами Уилкинс вознамерился отыскать пиратский клад, и вплоть до 1970 года занимался раскопками на Сейшелах пока полностью не истратил все свое состояние, спущенное хоть и на интересное, но весьма сомнительное дело. Кроме пары старых пистолетов и нескольких монет Уилкинсу ничего найти так и не удалось.

Пиратские клады ничто иное как выдумка писателей и режиссеров. Человеку, склонному к расточительной жизни, никогда в голову не придет мысль закопать часть своих богатств. Тем более, что все награбленное морские разбойники сразу же просаживали в первом попавшемся порту. Понятие бережливости и сохранности — это не про пиратов.

Время: 1689-1730 гг.

Место: Индийский океан (от мыса Доброй Надежды), побережья Африки (острова Мадагаскар, Сент-Мари, Реюньон), Сейшельские острова (остров Маэ).

Оливье Лёвассер - мореход, имя которого неразрывно связано с серебряным веком пиратства наряду с такими знаменитостями, как Бенджамин Хорни-голд и Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода. Гроза морей, в его характере проявилась вся необузданность галлов - предков французского народа. Его жизнь - череда совпадений и случайностей, оправдывающих римскую поговорку «Fortes fortuna adjuvat», что в переводе с латинского означает «Храбрым судьба помогает». Сокровища капитана Ла Бюза (с французского - «канюк», или «сарыч», - хищная птица из семейства ястребиных) при его жизни стали предметом зависти не только других пиратов, но и европейских монархов.


Профессия - пират

Взрослая жизнь у Левассёра началась рано: в девятилетнем возрасте он впервые стал под паруса, постигая премудрости навигации. Отец помогал Оливье с образованием, щедро заполняя недостаток теории практикой, воспитывал в сыне те качества, которые сам считал главными в жизни - хватку и наглость. «Все, что нужно, - только попутный ветер. Остальное зависит от тебя», - подобные советы упали на благодатную почву.

В 1701 г. в Европе разгорелась война. Испания и Франция, разругавшись, выставили друг другу весомые счета, накопившиеся за годы мирного сосуществования. Колониальные акулы вроде Британии и Голландии также не остались в стороне, когда речь зашла о возможности урвать пахнущий тропическим золотом кусок земель. На протяжении следующих 14 лет не стихал грохот пушек, территориальные войны охватили и сушу, и море. На хронометре истории человечества этот период можно обозначить как Час Пороха и время морских разбойников, тех, кому нужен лишь попутный ветер. На суше так не развернешься. Только в море, дающем каждому авантюристу шанс скрыться от близорукого правосудия, разбогатеть или погибнуть. Королевские дворы, лицемерно осуждавшие деятельность пиратов, порой охотно прибегали к их услугам. Более того, с согласия и одобрения монархов каждая морская держава считала необходимостью кроме регулярного флота иметь отряды каперов. Формально - подданных короны, следящих за порядком на море. Реально - пиратов, охотящихся друг за другом и чужеземными судами в пользу государственной казны.

Капером начал свою яркую карьеру и молодой Оливье. В 1715 г. он получил подписанный Людовиком XIV вожделенный патент, дающий право на владение судном и осуществление грабежей. И отправился в Атлантику сводить счеты с испанцами. Однако мечты о состояниях индийских торговцев долгое время так и оставались мечтами. Морские походы, о которых рассказывал отец, представляли собой безрадостную охоту за «мелкой рыбешкой» и попытки избежать попадания в пасть рыбке покрупнее. Не о том мечтал Левассёр. Не того ждала и его команда - люди, на которых Франция давно поставила крест.

Что оставалось? Человек спокойный и благоразумный попытался бы сделать карьеру, заслужить признательность Людовика и скромную пенсию. Довольно неплохо за 10-15 лет службы, если лихорадки или пираты не прикончат раньше. Оливье Левассёр не принадлежал к числу спокойных и благоразумных. Зато он очень хорошо запомнил отцовские наставления. Поэтому, когда спустя какое-то время французский двор получил сведения о собственном капере, захватившем корабль под флагом Его Величества, и потребовал, чтобы Левассёр вернулся в Париж для дачи объяснений, тот никак не отреагировал. Сбивчивые рассказы выживших - разве их недостаточно, чтобы понять что к чему? Для тех, кто рискнул предать своего сюзерена, в те годы обычным делом было решение плыть к Карибам. Это был крохотный бассейн, посреди которого уже плескались сотни пиратских суден и флотилий, набрасывающихся на любую добычу. Присоединиться к ним? Пополнить и без того многолюдную гильдию?

Оливье был не настолько глуп и не собирался состязаться с карибскими умельцами. Его интересовали не потасовки с портовыми пьяницами и возможность заработать нож в спину от капитанов с Тортуги или Барбадоса. Поэтому его ждало иное - целый Индийский океан...


По прозвищу Ястреб

Каждый именитый пират, за которым тянется длинный послужной список грабежей, налетов, подпалов, обстрелов, имеет свою визитную карточку. То, что раз и навсегда выделяет его среди череды однообразных фигур перед лицом вечности.

Ты слышал о Генри Моргане?

О Генри Жестоком? Еще бы! Это тот дьявол, что сжег Панаму!

А об Оливье Левассёре слыхал?

Это еще кто такой?

И мнимый собеседник морщит лоб, уткнувшись в пузатую кружку с ромом. Пиратствовавший в 1720-х гг. капитан Левассёр вскрыл немало трюмов. Его уважали и боялись, а сам он гордо носил на лице знак своих заслуг - повязку, скрывавшую ослепший после ранения глаз. Но подстегнуть память человека, за день слышащего полсотни имен и историй, могло лишь кое-что очень веское.

Остров Реюньон в Индийском океане, в старину носивший название Бурбон. Так изображали его современники Левассёра. Карта. 1763

Галеон Virgem do Cabo. Взгляд проясняется, а рука хлопает по лбу: - Канюк! Парень, что взял казну вице-короля Индии и архиепископа Гоа! Так и есть. 13 апреля 1721 г. Оливье Левассёр со своим подельником капитаном Тейлором, проходя близ острова Реюньон, обнаружили стоящий на якоре галеон «Вьерж дю Кап». Судно настолько пострадало от шторма, что экипаж, дабы удержать его на плаву, вынужден был сбросить в воду большинство своих пушек. Поэтому ничто не помешало почитателям «Веселого Роджера» произвести небольшую инспекцию, результаты которой их приятно удивили. Борт перевозил состояния гарфа д"Эрисейра и главы религиозной общины Гоа. Корабельный трюм был заполнен золотыми монетами и слитками, шелками, богатейшими нарядами португальского дворянства, сундуками с алмазами и украшенными рубинами церковными атрибутами (включая посох архиепископа и распятия из собора Санта-Катарина).

Добра набралось невероятное количество, и расчувствовавшиеся рыцари петли и кортика вопреки старой морской традиции даже не стали раздевать экипаж до порток. Корабль сменил владельца, отойдя к мечтавшему пересесть со своей старой посудины Тейлору. Но главное - добычи оказалось столько, что доля всех участвовавших в рейде пиратов составила по 5 тыс. золотых гиней и 42 алмаза. Сказочное состояние - чтобы накопить такое, у прилежного землепашца откуда-нибудь из Лотарингии могла уйти вся жизнь!

С тех пор у Оливье появились два заслуженных атрибута морского волка: постоянная база на острове Сент-Мари (ныне Нуси-Бураха, относится к территории Мадагаскара), куда свозилась стремительно растущая казна, и прозвище Ястреб.

О справедливости полученного прозвища жертвы Ла Бюза могли судить сами, когда их в открытом море настигала быстроходная «Кассандра» со стоящей на носу корабля фигурой одноглазого пирата в широкополой шляпе. За последующие три года, по слухам, упрямо витавшим вокруг Ястреба, его личное состояние выросло до нескольких сотен тысяч золотых монет. Завистники поговаривали о пещерах, набитых украшениями индийской работы, о самоцветах, режущих глаза своей яркостью, о знатном приданом, отнятым Ястребом у одной арабской принцессы, имевшей неосторожность отправиться на встречу с женихом через владения Левассёра. Очевидно, что даже по пиратским меркам за шесть-семь лет Ястреб сумел сколотить больше, чем добрая треть Карибских пиратов за несколько десятилетий «упорного труда». Возможно, именно поэтому, когда французское правительство позволило своим блудным сыновьям вернуться на сушу без всякого вреда для здоровья, среди воспользовавшихся любезным предложением оказался и Оливье. Деньги у него были, а Франция давала возможность ими распорядиться и обеспечить достойную жизнь. В 1724 г. он начал вести переговоры с губернатором Реюньона о возвращении себе французского подданства. Но к тому моменту слава о состоянии везучего флибустьера достигла ушей Людовика, и жадный король потребовал свою долю. Причем на правах старшего партнера довольно большую. Переговоры зашли в тупик.

В конечном счете король остался без отступных, а Левассёр без права осесть на землях предков.

Впоследствии строптивость пирата, осмелившегося соперничать в алчности с единственным легитимным грабителем Франции, вышла ему боком. Через шесть лет скитаний и рейдов разной степени успешности в 1730 г. Оливье после боя с военным кораблем «Медуза» был взят в плен - и его судьба была предрешена.

Смерть Ястреба должна была стать назиданием для всех.


Под знаком золотого зодиака

На Сейшельских островах бытует легенда, что 17 июля 1730 г. в день своей казни Оливье Левассёр сыграл свою последнюю шутку, что вполне было в его духе. После унизительных испытаний и долгого покаяния его вывели на эшафот - и тогда пират вдруг выхватил из кармана засаленный пергамент с непонятными символами и швырнул его в толпу. По слухам, последними словами Ястреба, перед тем как веревка сдавила шею, были следующие: «Если сможете прочесть это, получите мои сокровища». Неизвестно, было ли так на самом деле и если было, то сказанное правда или насмешка, но Старый Свет охотно взялся за разгадку этого ребуса. Что совершенно неудивительно: по оценкам экспертов, стоимость сокровищ Ястреба составляет 100 млн фунтов стерлингов или 4,5 млрд евро. Историки считают клад Оливье крупнейшим за всю историю пиратства. Надо ли говорить, что человек, который найдет его, гарантированно попадет на обложку журнала Forbes как один из сотни богатейших людей мира?

За долгие годы поисков исследователи сумели по достоинству оценить юмор Ла Бюза. Его пиктограммы связывают с тайным языком тамплиеров. Оставленные на прибрежных скалах Сейшельского острова Маэ символы походят на ритуальные знаки масонов, и искатели сокровищ потратили немало времени, ломая голову над связью завещания Ястреба с зодиаком и двенадцатью подвигами Геракла. По разным и вполне обоснованным версиям, тайник может находиться либо на острове Сент-Мари, либо на Сейшелах. Последнее предположение отстаивал самый фанатичный искатель клада покойного капитана британец Реджинальд Херберт Круз-Уилкинс. В 1948 г., проходя курс лечения от малярии на острове Маэ, он заинтересовался историей о сокровищах, гуляющей среди местных рыбаков. Жительница Сейшел Шарль Сави рассказала Уилкинсу, что вот уже 20 лет сама ищет это золото, с тех самых пор как они с мужем обнаружили наскальные рисунки на пляже Бель-Омбре и раскопали скелет с золотыми украшениями. После общения с Шарль британец настолько загорелся идеей разыскать пиратское наследство, что следующую четверть века провел в разъездах между Великобританией и островом, разыскивая новые средства для ведения раскопок. Его энтузиазм изрядно подогревала обнаруженная среди скал пещера с нарочно заваленным входом. К сожалению, в самой пещере вместо золота нашлись лишь новые наскальные изображения, кувшины, старые пистолеты, обломки абордажной сабли и прочий мусор. Истратив все сбережения, Уилкинс так и не разгадал тайну клада Ястреба.

Может быть, повезет кому-то другому.

Криптограмма капитана Левассёра, подлинная или нет, - кто знает?

О корсарах, пиратах, флибустьерах, буканьерах и прочих «джентльменах удачи» написан не один приключенческий роман и снят не один фильм. Окутанные ореолом романтики, эти харизматичные морские разбойники нередко становятся образцами для подражания, ведь многие из них якобы примкнули к пиратам вовсе не по зову сердца, а по вине обстоятельств.

Однако в реальной жизни все выглядело далеко не так привлекательно. Анналы истории, начиная с незапамятных времен, наполнены кровавыми страницами убийств, вымогательств и грабежей, чинившихся пиратами. Амаро Парго, Оливье Левассёр, Генри Морган и многие другие приобрели сомнительную славу, наводя ужас на мореплавателей и прибрежные города.

Древнейший промысел

Морской разбой появился на заре цивилизации вместе с развитием торговли. Купеческие корабли, нагруженные дорогими товарами, но плохо вооруженные, становились легкой добычей пиратов. Первые письменные упоминания о морских разбойниках относятся ко временам египетских фараонов.

В античную эпоху пираты вольно бороздили просторы Адриатического, Эгейского и Средиземного морей. Древнегреческие полисы вели периодическую борьбу с их засильем, однако ощутимых результатов она не приносила. Пираты продолжали грабить торговые суда, а пассажиров и команду продавать в рабство.

Позднее Римская империя смогла эффективно противостоять морскому разбою. Помпей в I веке до нашей эры, собрав 500 кораблей и армию численностью 120 тысяч человек, в течение трех месяцев очистил Средиземноморье от пиратов. Только с падением Рима в V веке нашей эры в этом регионе морской разбой снова стал возрождаться.

Эпоха географических открытий

К концу Средних веков европейцы достигли больших успехов в кораблестроении и навигации. Испанцы и португальцы научились строить каравеллы - вместительные, быстроходные и легкие корабли, способные плыть против ветра.

Развитие картографии, наряду с использованием компаса, позволяло теперь плавать в открытом море, а гипотеза о шарообразности Земли давала надежду достичь богатого Востока, отправляясь на запад. Все это подготовило Великие географические открытия.

На протяжении двухсот лет, начиная со второй половины XV в. и заканчивая серединой XVII в., европейские мореплаватели исследовали неизвестные до этого океаны, моря, материки и острова. С одной стороны, географические открытия были шагом вперед, но, с другой, они дали толчок колониальным захватам и небывалому всплеску морского разбоя.

Именно эта эпоха подготовила условия для появления пиратов, чьи имена до сих пор не забыты. Тем более, если они связаны с поисками награбленных сокровищ. Например, криптограмма Левассёра - предводителя головорезов, орудовавших сначала в Карибском море, а затем в Индийском океане, остается неразгаданной и в наши дни.

Узаконенное пиратство

На первый взгляд может показаться удивительным тот факт, что сами европейские монархии в определенной степени стали причиной невиданной активности пиратов, с которыми впоследствии настойчиво боролись. Тем не менее, это так.

Голландия, Португалия, Великобритания, Испания и Франция в XVI-XVII вв. соперничали из-за новых колоний и первенства в мировой торговле. Ставки в такой борьбе были очень высоки, поэтому вовлеченные в нее государства пренебрегали щепетильностью, когда речь заходила о выборе средств.

Таким образом появилось каперство - узаконенное пиратство. Сначала патенты на грабеж торговых кораблей неприятеля власть выдавала частным лицам только на период военных действий. Однако вошедшие во вкус каперы не спешили оставлять сравнительно легкий способ наживы и после их окончания.

По некоторым сведениям, упомянутый выше Оливье Левассёр начинал карьеру в качестве капера, грабя испанские суда в Атлантическом океане по поручению Правда, вскоре он, как и многие его товарищи по ремеслу, предпочел «работать» на себя.

Пиратство в Карибском море

Морской разбой сыграл не последнюю роль в и процессе первоначального накопления капитала в странах Западной Европы. Подавляющее большинство пиратов и каперов были голландцами, французами, испанцами, англичанами и португальцами.

В середине XVII в. начался период, названный историками Золотым веком морского разбоя. Продлился он приблизительно 80 лет, а главной ареной деятельности пиратов в то время стали Карибы, где курсировали корабли, перевозившие золото, табак, серебро, индиго, сахар и прочие товары.

К концу того же столетия, когда колониальные государства наконец разделили сферы влияния, они принялись общими силами искоренять морской разбой в бассейне Карибского моря. По этой причине многие пираты, и среди них Оливье Левассёр, перебрались в другие части земного шара, чтобы без помех продолжать свой незаконный промысел.

Человек без прошлого

Достоверных сведений о происхождении Левассёра не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что он принадлежал к той же семье, что и Поль Левассёр - еще один французский пират из Кале. Однако документального подтверждения у этой гипотезы нет.

Также существует предположение, что Оливье родом с Тортуги - острова в Карибском море, где в 40-е годы XVII века губернатором был Франсуа Левассёр. Если это так, тогда он принадлежал к дворянскому роду из Коньера (департамент Мэн).

То же самое относится и к году рождения Оливье Левассёра. Точная дата нам неизвестна. Скорее всего, он родился в промежутке между 1680 и 1690 гг. Единственным источником, относящимся к тому времени, когда Оливье Левассёр промышлял в Карибском море, а затем в Индийском океане, является «История самых известных пиратов» Чарльза Джонсона, выпущенная в 1720 г.

Вынужденная миграция

В годы Войны за испанское наследство (1701-1714 гг.) правительство Людовика XIV щедро раздавало патенты каперам, грабившим суда в Атлантическом океане. Однако после ее окончания Франция присоединилась к коалиции европейских держав, созданной для искоренения пиратства в этом регионе.

Известно, что в 1716 г. Левассёр по кличке Ла Бюз командовал экипажем из 70 морских разбойников. Курсируя в Карибском море, они удачно грабили голландские, испанские и английские суда, направлявшиеся в Европу или в Америку.

Примерно в это же время на Багамах состоялась встреча пиратских главарей, где большинство высказалось за то, чтобы перебраться в более спокойные места, поскольку кампания против морского разбоя набирала силу. Среди тех, кто решил мигрировать, был и пират Оливье Левассёр.

В водах Индийского океана

Западная Африка стала тем местом, где он промышлял грабежом в 1718-1719 гг. вместе с капитанами Коклином и Дэвисом. Ограбив по меньшей мере 15 судов в устье реки Сьерра-Леоне, они расстались. На этот раз французский пират отправился со своим экипажем в Индийский океан через

Летом 1720 г. у одного из судно Левассёра потерпело крушение. Его команду подобрали Ингленд и Тэйлор - капитаны двух пиратских кораблей. Вскоре Ингленд был смещен и высажен на острове Маврикий, а на его место избран Левассёр.

Вместе с Тэйлором они захватили сначала два арабских судна, а затем груз английской эскадры, принадлежавшей Ост-Индской компании. Добыча была большой, и пираты выгодно сбыли ее голландским купцам в индийском городе Кочин. Оттуда они снова повернули в сторону Маврикия.

Баснословный трофей

Пополнив запасы провизии и починив суда, Тэйлор с Левассёром взяли курс на Мадагаскар. На пути их следования лежал остров Реюньон, называвшийся в то время Бурбон. Пираты подошли к нему 8 апреля 1721 г. и обнаружили на рейде португальский корабль, потрепанный штормом.

Сведения о последовавших событиях можно отыскать в архивах разных европейских стран, потому что добыча, захваченная шайкой морских разбойников, считается одной из самых крупных в истории пиратства.

На борту португальского корабля-флагмана находился архиепископ и вице-король Гоа, но главное - горы алмазов, ювелирные украшения, дорогие ткани, мебель, серебряные и золотые слитки, посуда, предметы культа, деньги и пр. По оценкам историков, стоимость только алмазов по сегодняшнему курсу колеблется от 3 до 4 млн долларов.

Дилемма

Дележ добычи состоялся на Мадагаскаре. Каждый получил по 42 алмаза и по 4 тысячи фунтов стерлингов. В начале XVIII века - это было неслыханное богатство, позволявшее безбедно жить в Европе.

Тем не менее пираты и не помышляли оставлять доходный промысел. Известно, что в 1722 г. они ограбили арабский корабль, следовавший с товаром из Китая, после чего перебрались с Мадагаскара в бухту Делагоа (Восточная Африка). Местный голландский гарнизон не только не оказал сопротивление морским разбойникам, но и в полном составе влился в их ряды.

Несколько месяцев у пиратов ушло на то, чтобы починить корабли и решить, что же делать дальше: возвращаться на Карибы или оставаться в Индийском океане. В конце концов Тейлор отплыл в Вест-Индию, а Левассёр с экипажем в 250 человек продолжил грабить торговые суда у побережья Восточной Африки, пока его корабль, сев на мель, не потерпел крушение. С этого времени Левассёр обосновался на Мадагаскаре.

Конец карьеры

В 1642 г. стал французской колонией. От Мадагаскара его отделяют всего 700 км. В 1724 г. губернатор острова пообещал Левассёру и его шайке амнистию, если они порвут с пиратством и переселятся на Реюньон. Желающих нашлось немного. Большинство, включая Ла Бюза, отказались.

В течение следующих шести лет они продолжали промышлять в Индийском океане, сделав своей базой небольшой островок Сент-Мари. В 1730 г. капитан французского судна «Медуза» обманом захватил Левассёра в плен и доставил в кандалах на Реюньон. Здесь пират предстал перед судом, который приговорил его к повешению.

Ходили слухи, что один из членов Совета, управлявшего островом, особенно активно ратовал на поимку и казнь Ла Бюза, поскольку намеревался завладеть его богатством. Если это правда, он, скорее всего, был озадачен тем, что произошло дальше.

Тайна клада

Казнь состоялась в июле 1730 г. на главной площади г. Сен-Поль, бывшего в то время административным центром острова. Перед тем как взойти на эшафот, пират бросил в толпу зрителей клочок бумаги, заявив, что его сокровища достанутся тому, кто сможет расшифровать записи.

Скептики считают этот рассказ легендой. Тем не менее, криптограмма действительно существует. И вот уже около трех столетий сокровища Оливье Левассёра продолжают будоражить умы кладоискателей разных стран. Их можно понять, учитывая размер добычи, захваченной пиратами у португальцев в 1721 г. А ведь это был только один из эпизодов в карьере Ла Бюза.

Как бы то ни было, но клад Оливье Левассёра продолжают искать и в наши дни на расположенных недалеко от Мадагаскара. Правда, пока никому не удалось правильно расшифровать криптограмму хитрого пирата. Следовательно, в истории сокровищ Ла Бюза точку ставить еще рано.

О корсарах, пиратах, флибустьерах, буканьерах и прочих «джентльменах удачи» написан ни один приключенческий роман и снят ни один фильм. Окутанные ореолом романтики эти харизматичные морские разбойники нередко становятся образцами для подражания, ведь многие из них якобы примкнули к пиратам вовсе не по зову сердца, а по вине обстоятельств.

Однако в реальной жизни все выглядело далеко не так привлекательно. Анналы истории, начиная с незапамятных времен, наполнены кровавыми страницами убийств, вымогательств и грабежей, чинившихся пиратами. Амаро Парго, Оливье Левассёр, Генри Морган и многие другие приобрели сомнительную славу, наводя ужас на мореплавателей и прибрежные города.

Древнейший промысел

Морской разбой появился на заре цивилизации вместе с развитием торговли. Купеческие корабли, нагруженные дорогими товарами, но плохо вооруженные, становились легкой добычей пиратов. Первые письменные упоминания о морских разбойниках относятся ко временам египетских фараонов.

В античную эпоху пираты вольно бороздили просторы Адриатического, Эгейского и Средиземного морей. Древнегреческие полисы вели периодическую борьбу с их засильем, однако ощутимых результатов она не приносила. Пираты продолжали грабить торговые суда, а пассажиров и команду продавать в рабство.


Пираты древности

Позднее Римская империя смогла эффективно противостоять морскому разбою. Помпей в I веке до нашей эры, собрав 500 кораблей и армию численностью 120 тысяч человек, в течение трех месяцев очистил Средиземноморье от пиратов. Только с падением Рима в V веке нашей эры в этом регионе морской разбой снова стал возрождаться.

Эпоха географических открытий

К концу Средних веков европейцы достигли больших успехов в кораблестроении и навигации. Испанцы и португальцы научились строить каравеллы – вместительные, быстроходные и легкие корабли, способные плыть против ветра.

Развитие картографии, наряду с использованием компаса, позволяло теперь плавать в открытом море, а гипотеза о шарообразности Земли давала надежду достичь богатого Востока, отправляясь на запад. Все это подготовило Великие географические открытия.

На протяжении двухсот лет, начиная со второй половины XV в. и заканчивая серединой XVII в., европейские мореплаватели исследовали неизвестные до этого океаны, моря, материки и острова. С одной стороны, географические открытия были шагом вперед, но, с другой, они дали толчок колониальным захватам и небывалому всплеску морского разбоя.

Именно эта эпоха подготовила условия для появления пиратов, чьи имена до сих пор не забыты. Тем более, если они связаны с поисками награбленных сокровищ. Например, криптограмма Левассёра – предводителя головорезов, орудовавших сначала в Карибском море, а затем в Индийском океане, остается неразгаданной и в наши дни.

Узаконенное пиратство

На первый взгляд может показаться удивительным тот факт, что сами европейские монархии в определенной степени стали причиной невиданной активности пиратов, с которыми впоследствии настойчиво боролись. Тем не менее это так.

Голландия, Португалия, Великобритания, Испания и Франция в XVI- XVII вв. соперничали из-за новых колоний и первенства в мировой торговле. Ставки в такой борьбе были очень высоки, поэтому вовлеченные в нее государства пренебрегали щепетильностью, когда речь заходила о выборе средств.

Таким образом появилось каперство – узаконенное пиратство. Сначала патенты на грабеж торговых кораблей неприятеля власть выдавала частным лицам только на период военных действий. Однако вошедшие во вкус каперы не спешили оставлять сравнительно легкий способ наживы и после их окончания.

По некоторым сведениям, упомянутый выше Оливье Левассёр начинал карьеру в качестве капера, грабя испанские суда в Атлантическом океане по поручению правительства Франции. Правда, вскоре он, как и многие его товарищи по ремеслу, предпочел «работать» на себя.

Пиратство в Карибском море

Морской разбой сыграл не последнюю роль в колонизации Америки и в процессе первоначального накопления капитала в странах Западной Европы. Подавляющее большинство пиратов и каперов были голландцами, французами, испанцами, англичанами и португальцами.

В середине XVII в. начался период, названный историками Золотым веком морского разбоя. Продлился он приблизительно 80 лет, а главной ареной деятельности пиратов в то время стали Карибы, где курсировали корабли, перевозившие золото, табак, серебро, индиго, сахар и прочие товары.


К концу того же столетия, когда колониальные государства наконец разделили сферы влияния, они принялись общими силами искоренять морской разбой в бассейне Карибского моря. По этой причине многие пираты, и среди них Оливье Левассёр, перебрались в другие части земного шара, чтобы без помех продолжать свой незаконный промысел.

Человек без прошлого

Достоверных сведений о происхождении Левассёра не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что он принадлежал к той же семье, что и Поль Левассёр– еще один французский пират из Кале. Однако документального подтверждения у этой гипотезы нет.

Также существует предположение, что Оливье родом с Тортуги – острова в Карибском море, где в 40-е годы XVII века губернатором был Франсуа Левассёр. Если это так, тогда он принадлежал к дворянскому роду из Коньера (департамент Мэн).

То же самое относится и к году рождения Оливье Левассёра. Точная дата нам неизвестна. Скорее всего, он родился в промежутке между 1680 и 1690 гг.

Единственным источником, относящимся к тому времени, когда Оливье Левассёр промышлял в Карибском море, а затем в Индийском океане, является «История самых известных пиратов» Чарльза Джонсона, выпущенная в 1720 г.

Вынужденная миграция

В годы Войны за испанское наследство (1701 – 1714 гг.) правительство Людовика XIV щедро раздавало патенты каперам, грабившим суда в Атлантическом океане. Однако после ее окончания Франция присоединилась к коалиции европейских держав, созданной для искоренения пиратства в этом регионе.

Примерно в это же время на Багамах состоялась встреча пиратских главарей, где большинство высказалось за то, чтобы перебраться в более спокойные места, поскольку кампания против морского разбоя набирала силу. Среди тех, кто решил мигрировать, был и пират Оливье Левассёр.

В водах Индийского океана

Западная Африка стала тем местом, где он промышлял грабежом в 1718 – 1719 гг. вместе с капитанами Коклином и Дэвисом. Ограбив по меньшей мере 15 судов в устье реки Сьерра-Леоне, они расстались. На этот раз французский пират отправился со своим экипажем в Индийский океан через мыс Доброй Надежды.

Летом 1720 г. у одного из Коморских островов судно Левассёра потерпело крушение. Его команду подобрали Ингленд и Тэйлор – капитаны двух пиратских кораблей. Вскоре Ингленд был смещен и высажен на острове Маврикий, а на его место избран Левассёр.

Вместе с Тэйлором они захватили сначала два арабских судна, а затем груз английской эскадры, принадлежавшей Ост-Индской компании. Добыча была большой и пираты выгодно сбыли ее голландским купцам в индийском городе Кочин. Оттуда они снова повернули в сторону Маврикия.

Баснословный трофей

Пополнив запасы провизии и починив суда, Тэйлор с Левассёром взяли курс на Мадагаскар. На пути их следования лежал остров Реюньон, называвшийся в то время Бурбон. Пираты подошли к нему 8 апреля 1721 г. и обнаружили на рейде португальский корабль, потрепанный штормом.


Сведения о последовавших событиях можно отыскать в архивах разных европейских стран, потому что добыча, захваченная шайкой морских разбойников считается одной из самых крупных в истории пиратства.

На борту португальского корабля-флагмана находился архиепископ и вице-король Гоа, но главное – горы алмазов, ювелирные украшения, дорогие ткани, мебель, серебряные и золотые слитки, посуда, предметы культа, деньги и пр. По оценкам историков, стоимость только алмазов по сегодняшнему курсу колеблется от 3 до 4 млн. долларов.

Дилемма

Дележ добычи состоялся на Мадагаскаре. Каждый получил по 42 алмаза и по 4 тысячи фунтов стерлингов. В начале XVIII века – это было неслыханное богатство, позволявшее безбедно жить в Европе.

Тем не менее пираты и не помышляли оставлять доходный промысел. Известно, что в 1722 г. они ограбили арабский корабль, следовавший с товаром из Китая, после чего перебрались с Мадагаскара в бухту Делагоа (Восточная Африка). Местный голландский гарнизон не только не оказал сопротивление морским разбойникам, но и в полном составе влился в их ряды.

Несколько месяцев у пиратов ушло на то, чтобы починить корабли и решить, что же делать дальше: возвращаться на Карибы или оставаться в Индийском океане. В конце концов Тейлор отплыл в Вест-Индию, а Левассёр с экипажем в 250 человек продолжил грабить торговые суда у побережья Восточной Африки, пока его корабль сев на мель, не потерпел крушение. С этого времени Левассёр обосновался на Мадагаскаре.

Конец карьеры

Остров Реюньон в 1642 г. стал французской колонией. От Мадагаскара его отделяют всего 700 км. В 1724 г. губернатор острова пообещал Левассёру и его шайке амнистию, если они порвут с пиратством и переселятся на Реюньон. Желающих нашлось немного. Большинство, включая Ла Бюза, отказались.

В течение следующих шести лет они продолжали промышлять в Индийском океане, сделав своей базой небольшой островок Сент-Мари. В 1730 г. капитан французского судна «Медуза» обманом захватил Левассёра в плен и доставил в кандалах на Реюньон. Здесь пират предстал перед судом, который приговорил его к повешению.

Ходили слухи, что один из членов Совета, управлявшего островом, особенно активно ратовал на поимку и казнь Ла Бюза, поскольку намеревался завладеть его богатством. Если это правда, он, скорее всего, был озадачен тем, что произошло дальше.

Тайна клада

Казнь состоялась в июле 1730 г. на главной площади г. Сен-Поль, бывшего в то время административным центром острова. Перед тем как взойти на эшафот, пират бросил в толпу зрителей клочок бумаги, заявив, что его сокровища достанутся тому, кто сможет расшифровать записи.


Криптограмма Левассёра

Скептики считают этот рассказ легендой. Тем не менее криптограмма действительно существует. И вот уже около трех столетий сокровища Оливье Левассёра продолжают будоражить умы кладоискателей разных стран. Их можно понять, учитывая размер добычи, захваченной пиратами у португальцев в 1721 г. А ведь это был только один из эпизодов в карьере Ла Бюза.

Как бы то ни было, но клад Оливье Левассёра продолжают искать и в наши дни на островах Индийского океана, расположенных недалеко от Мадагаскара. Правда, пока никому не удалось правильно расшифровать криптограмму хитрого пирата. Следовательно, в истории сокровищ Ла Бюза точку ставить еще рано.


Страница 1 из 4

- дворянин из Нормандии, искатель приключений.

О происхождении Левассёра известно крайне мало. Исследователям удалось лишь установить, что Франсуа Левассёр, сеньор де Рене де Буадуфле и де Летр , происходил из Коньера (Cogners), что в Мэне . Ряд авторов утверждает, будто он прибыл на остров Сент-Кристофер в начале 1620-х годов вместе с ами П. Б. д’Эснамбюком и У. де Руассеем , которых традиционно считают основателями первой французской колонии на Антиллах . В действительности Левассёр мог появиться на указанном острове раньше. Так, по данным И. Гюэ , когда д’Эснамбюк в 1625 г. впервые высадился на Сент-Кристофере, здесь уже находился Левассёр «с восьмьюдесятью членами экипажа и сорока неграми – его последним призом эбенового дерева (т. е. негров-рабов,- В.Г.), взятого на берегах Африки» . Тот же автор сообщает, что Левассёр и его команда очутились на острове после того, как потерпели там кораблекрушение. В ожидании прихода какого-нибудь судна, которое могло оказать им помощь, французы вырастили на Сент-Кристофере пробный урожай табака.

Отметим, что по данным некоторых исследователей предшественником де Руассея и д’Эснамбюка на Сент-Кристофере мог быть лионский капитан Шантэль , изгнанный в 1624 г. из Кайенны (Гвиана) восставшими индейцами; только после объединения отрядов де Руассея-д’Эснамбюка и Шантэля на острове оказалось около 80 французов и 40 негров-рабов . Если эта информация достоверна, то, возможно, еще до появления на Сент-Кристофере команд де Руассея и д’Эснамбюка там уже находились два французских отряда: один под командованием Левассёра, другой под командованием Шантэля. Присутствие Левассёра на острове до прибытия туда д’Эснамбюка подтверждает долговая расписка последнего, в которой тот обязался вернуть Левассёру 3000 ливров серебром в благодарность за ту поддержку, которую тот оказал ему после прибытия на указанный остров .

Летом 1626 г. Урбэн де Руассей и д’Эснамбюк отправились во Францию с грузом табака. Однако главной целью их возвращения на родину было найти покровителей, способных поддержать их предприятие. 2 октября того же года оба капитана получили от правительства привилегию на колонизацию Сент-Кристофера и других островов. При поддержке Ришелье 31 октября того же года была организована Компания Сент-Кристофера – «для освоения и заселения островов Сент-Кристофер, Барбада [Барбадос] и других, расположенных у входа в Американский залив между одиннадцатым и восемнадцатым градусов [к северу] от линии экватора…» . Члены компании должны были получить половину всех доходов с Сент-Кристофера. Десятая часть прибылей шла в пользу д’Эснамбюка и де Руассея, столько же – в пользу короля. Интересы Левассёра были полностью проигнорированы.

Корабли экспедиции прибыли к месту назначения в начале мая 1627 г. Чтобы избежать разногласий с англичанами из колонии Т. Уорнера , основанной еще в начале 1624 г., французы решили заключить с ними договор о разделе острова. Центральная часть Сент-Кристофера осталась за англичанами; д’Эснамбюк взял во владение северную часть, де Руассей – южную. В 1629 г. испанский флот выбил англичан и французов с Сент-Кристофера , но как только испанцы ушли, английская и французская колонии были восстановлены. В 1635 г. французские поселения на Сент-Кристофере перешли в собственность Компании островов Америки, образованной 12 февраля по инициативе Ришелье . В том же году д’Эснамбюк основал колонии на островах Мартиника и Доминика.

Скудость источников не позволяет определить, где в это время находился Левассёр. Его имя вновь появляется в документах лишь в 1638 г. в связи со смертью д’Эснамбюка (последний умер в 1637 г.), так и не уплатившего ему долг. В регистрах Компании островов Америки записано:

«Собрание в среду 6 января 1638 г. Вышеупомянутый сьёр Берюйер представил ходатайство, поданное Компании сьёром Левассёром, в котором он рассказывает о завоевании острова Сент-Кристофер у дикарей еще до того, как Компания была образована, и о том, что сьёр д’Эснамбюк обещал возместить ему понесенные расходы, желая, чтобы [Компания] компенсировала часть его издержек; требование [Левассёра] к Компании, чтобы она позволила ему доставить на указанный остров пятьдесят пассажиров, освободив от всех пошлин…»
.

Из этого документа видно, что в начале 1638 г. Левассёр и полсотни его друзей-гугенотов находились во Франции, откуда собирались вернуться в Вест-Индию за счет Компании островов Америки. Компания посоветовала ему взыскать долг д’Эснамбюка с наследников последнего.

По всей видимости, Левассёр прибыл на Сент-Кристофер вместе с рыцарем Мальтийского ордена командором Ф. де Лонвийе де Пуанси , который по предложению Ришелье 15 февраля 1638 г. был назначен генерал-лейтенантом Сент-Кристофера и, кроме того, генерал-губернатором Французских Антилл . Отплыв из Гавра 12 января 1639 г., он прибыл на Сент-Кристофер в феврале .

Похожие статьи