Призраки и загадочные существа лесов карелии. Карелия: путеводитель по местам силы

Достопримечательности

26782

Удивительная и чарующая Карелия пленяет каждого, кто здесь побывал, заставляя влюбиться в эти края сразу и навсегда. Горы, сопки, густые леса - лиственные и хвойные - с высоченными соснами, стройными елями и зарослями можжевельника, скалистые берега рек, зеркальная гладь бесчисленных озер и воздух, наполненный упоительным запахом хвои - к красотам северной природы просто невозможно остаться равнодушным! Словно пряная нотка в произведении кулинара-виртуоза, великолепие пейзажей дополняют неповторимые памятники древнерусского зодчества, возвращая нас к самым истоками, и просыпается в душе какое-то необъяснимое чувство, взывающее к корням предков… Карелия кажется каким-то особенным миром, наполненным загадками и волшебством, и именно поэтому обязательно нужно побывать в каждом уголке этого таинственного края.

Музей, Достопримечательность, Памятник архитектуры

Старинный архитектурный ансамбль древнерусского зодчества Кижи принес известность Карелии не только в России, но и во всем мире. Располагается он на одноименном острове Онежского озера, здесь собраны десятки старинных деревянных построек русских, карелов и вепсов, обитавших на этих землях с давних времен, но вряд ли реконструированное поселение приобрело бы такую славу, если бы не Кижский погост. Именно его считают настоящим шедевром русских зодчих, и именно Кижский погост можно назвать действительно уникальным за сочетание двух многоглавых церквей и колокольни в одной ограде, за совершенство архитектурных форм и удивительную гармонию с окружающей его природой. Про главную церковь, Преображенскую, увенчанную многочисленными ярусами главок, говорят, будто построена она вовсе без гвоздей, но это верно лишь отчасти - крепежные изделия все же присутствуют в куполах, а вот сруб, действительно, сложен без гвоздей. Вторая церковь, Покровская, выглядит скромнее, но этим она, а вместе с ней и колокольня, лишь подчеркивают красоту стоящей рядом церкви Преображения Господня. От великолепия ансамбля на фоне живописных пейзажей просто захватывает дух, и кажется, будто время повернулось вспять, и вы оказались в далеком XIX столетии.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Остров добрых духов вы не отыщете ни на одной карте - за это его называют Карельской Шамбалой по аналогии с мифической страной в Тибете. Но если у индуистов Шамбала вымышленная, то в Карелии очень даже реальная, просто, как объясняют местные жители, духи желают сохранить тайну острова, а поэтому при попытках нанести остров на карту, происходят странные вещи - карты размокают в воде, а карандаши и ручки ломаются. Впрочем, на этом злые шутки провидения, связанные с островом, заканчиваются, а в целом это место просто идеально для туристов - здесь вы найдете незабываемые красоты, великолепную рыбалку и уютные стоянки или ночлег, а самое главное - настоящий музей, созданный самими туристами. Память о себе старается оставить каждый путешественник, потому за несколько десятков лет здесь появилось множество просто бесподобных творений из дерева, металла и камня. Здесь и избушка, и корабли, и ракеты, и автомобиль, и гигантский комар, и человеческие фигуры из дерева, похожие на древних языческих идолов, и множество других, не менее интересных скульптур. Туристы верят, что в каждую из них вселяется добрый дух, который приносит удачу ее создателю. Есть только одно маленькое «но» - добраться сюда можно только сплавляясь по реке Охте, и найти остров без подсказки опытных проводников очень сложно, ведь, как вы помните, его нет на картах - возможно, таким образом, духи просто берегут свой дом от вандалов.

Читать полностью Свернуть

Карелия, оз. Воронье

Достопримечательность

Конечно же, волшебная природа Карелии вряд ли могла бы обойтись без чудес исцеления, и такой талант у нее был замечен, причем давно, еще при Петре I - именно тогда, в начале XVIII столетия были обнаружены источники воды, благотворно влияющей на организм человека. Как гласит история, произошло это благодаря некому Ивану Рябоеву - долгие годы до этого он страдал от болей в сердце, наткнулся как-то на родник, а после того, как попил из него воды три дня, ему стало заметно лучше, болезнь отступила. Дошли об этом вести до самого императора, и тогда он повелел основать в Карелии курорт, где люди стали лечиться от разных недугов. Воду эту за ярко выраженный вкус железа назвали Марциальной по имени Марса - бога войны и железа. Кстати, это был самый первый курорт в России, а уже знаменитые Кавказские минеральные воды были открыты позже. Оздоровиться у Марциальных источников можно и сейчас, только пить воду нужно сразу у ключа, потому что ее полезные вещества в течение нескольких часов выпадают в осадок, и она теряет свои целебные свойства.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Марциальные воды

Достопримечательность

В окрестностях города Беломорска, неподалеку от села Выгостров можно увидеть уникальные свидетельства обитания на территории современной Карелии первобытных племен. Древние наскальные изображения, названные Беломорскими петроглифами, датируются VI-III тысячелетиями до нашей эры - представьте, что только через две тысячи лет после этого были построены египетские пирамиды, через четыре - появился знаменитый Римский Колизей, а через пять тысяч лет - Великая Китайская стена! Петроглифы содержат более двух тысяч изображений различных размеров - от 10–15 сантиметров до нескольких метров, здесь вы увидите рисунки людей, животных, птиц, и это не просто отдельные картинки, а целые эпизоды из жизни первобытных людей - бытовые и ритуальные сцены, охота, рыбалка, военные действия.

Беломорские петроглифы состоят из нескольких групп, самая древняя и самая интересная называется Бесовыми следками - так их назвали за особо выделяющуюся среди других рисунков цепочку ярких следов, ведущих к человекоподобной фигуре, изображающей человека, стоящего на одной ноге, с приподнятой левой рукой и закрытым глазом. Эту позу называли «позой Луга» или «позой Кухулина», считалось, что шаман, приняв такое положение, впадает в особое состояние, видя при этом открытым глазом мир настоящий, а закрытым - мир духов, а цепочка следов означает вход в таинственный потусторонний мир. Однако и другие группы петроглифов заслуживают не меньшего внимания, интересно, что сюжеты композиций нигде не повторяются - каждая уникальна и несет в себе память о жизни наших далеких-далеких предков.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Беломорск

Достопримечательность

Гору Воттаваара называют самой загадочной в Карелии, и, попав сюда, вы даже не будете спрашивать, почему… Первое, что поражает - это пронзительная тишина, такую тишину еще называют «мертвой», ну а все увиденное дальше, будет удивлять все сильнее, а вопросов будет гораздо больше, чем ответов. Гора покрыта лесом, вот только деревья здесь совершенно особенные - столетние сосны тут не могут подняться выше двух метров, их ветви часто корявы и уродливы, а березы будто кто-то нарочно скручивал в узлы - что мешало расти деревьям нормально и заставляло их извиваться наподобие змей? У подножия горы лежит небольшое озерцо, где холодным зеркалом застыла вода - озеро это тоже «мертвое», то есть, там совершенно нет обитателей. Кругом можно встретить кем-то сложенные в определенном порядке камни, а некоторые из них, весом в несколько тонн, поставлены на камни поменьше, словно на ножки - какая неведомая сила сотворила такое? Предполагается, что это дело рук шаманов древнего северного народа - саамов, и именно здесь они проводили свои ритуалы, строили из камней и валунов-сейдов лабиринты и приносили жертвы, и вот тут ждет очередная загадка - с помощью каких приспособлений и сил они двигали и поднимали огромные камни? Попадаются и другие странные камни с гладкой, словно срезанной гигантским ножом поверхностью, или валуны, расколотые надвое с идеально гладкими разломами, и снова вопрос - каким образом они появились? Еще одна тайна, которую называют «Лестницей в небо» - это вырубленные в скале тринадцать ступеней, ведущих к обрыву - кто их создал? Люди или природа? Ученые до сих пор спорят об их происхождении. Множество этих и других подобных вопросов занимают людские умы, но серьезных исследований не проводилось, и рациональных ответов крайне мало, поэтому охотно верится в мистическую версию. Экстрасенсы и другие поклонники магии и колдовства утверждают, будто в этом месте необычайно сильная энергетика, а гора Воттоваара является некой точкой, через которую, словно через антенну, осуществляется энергетический обмен с Космосом. Кстати, многие туристы отмечали странные явления в этом месте - ухудшалось самочувствие, слышались непонятные звуки, вдруг появлялись и исчезали разные объекты или человеческие фигуры. Даже неживые предметы на Воттавааре начинали вести себя загадочным образом - пустые флэшки фотоаппаратов вдруг показывали стопроцентное заполнение, часы останавливались, а компасы будто сходили с ума… Впрочем, ничего действительно страшного на этой горе с туристами не происходило, а потому ее можно посетить без опасений и самим подивиться разным чудесам и загадкам, быть может, мы что-то упустили из виду?

Читать полностью Свернуть

Карелия, п. Суккозеро

Достопримечательность

Неподалеку от города Сортавала, вдоль левого берега реки Тохмайоки раскинул свои владения горный парк Рускеала, обладающий настолько неповторимой и завораживающей красотой, что сложно поверить в рукотворное происхождение этих потрясающих пейзажей! При этом человек отнюдь не задавался целью создать уютный уголок для отдыха и созерцания природных красот, появление главной достопримечательности Рускеалы - Мраморного каньона - связано с добычей мрамора в XVII веке. Тогда территория Карелии принадлежала шведам, которые и начали разработку карьеров для добычи мрамора - они использовали камень для изготовления побелки и строительства фундаментов. Позже, когда эти земли отошли во владения Российской Империи, мраморные карьеры и штольни оказались забытыми надолго, только во второй половине XVIII столетия возобновилась добыча мрамора, который доставлялся по Ладожскому озеру в северную столицу и использовался для украшения дворцов и соборов. Продолжалось это достаточно долго, но из-за неправильной добычи горные породы были повреждены, а потому работы здесь прекратились, карьеры оказались заброшены, со временем их затопили воды и… тем самым создали неописуемо красивые пейзажи! Беломраморные чаши высотой в несколько десятков метров наполнены водой, имеющей изумительный бирюзовый цвет, полузатопленные шахты и штольни кажутся таинственными гротами, а по верху скал темной каймой тянутся густые леса… В горный парк, доступный для туристов, этот памятник индустриальной культуры превратили не так давно, но с каждым годом путешественников, желающих полюбоваться на чудесный уголок природы, становится все больше и больше.

Читать полностью Свернуть

Карелия, пос. Рускеала

Достопримечательность, Озеро/пруд

Прибыв в окрестности города Сортавала, не упустите возможность посетить еще одно удивительное место - озеро Янисъярви, что в переводе с финского означает «Заячье озеро». Лежит оно среди густого леса, одетое в возвышенные каменистые берега, местами нависающие над водяной гладью отвесными скалами, особое очарование озеру придают многочисленные островки с труднопроизносимыми финскими именами. По сути, это не одно озеро, а два, соединенных между собой проливом Луопауссалми. Одно из озер называют Малым Янисъярви, второе - Большим или Открытым Янисъярви, так как противоположного берега не видно, и кажется, будто перед вами расстилается вовсе не озеро, а настоящее море.

По предположениям ученых, озеро Янисъярви - это гигантская воронка метеорита, упавшего на Землю более 700 миллионов лет назад, в подтверждение этой теории выступают найденные там минералы и лавовые части островов и берегов. Но самым удивительным фактом, связанным с Янисъярви, считаются разные загадочные явления - то в небе над озером появляются светящиеся шары и другие непонятные объекты, то вода вдруг начинается светиться, то со дна озера поднимается странный гул… Ученые ищут объяснения этим фактам, однако, пока озеро не торопится делиться своими тайнами.

Читать полностью Свернуть

Карелия, г. Сортовала

Достопримечательность

Говорят, будто на то, как течет вода, можно любоваться бесконечно… С этим трудно не согласиться - это вроде бы незамысловатое зрелище почему-то так завораживает так, что действительно невозможно оторвать взгляд. А если вода не просто бежит, а спадает красивейшими каскадами, то очарование и вовсе не поддается описанию… И эти великолепные пейзажи ждут вас в Карелии на реке Суне - примерно в 80 километрах от Петрозаводска находится водопад Кивач - один из самых больших равнинных водопадов в Европе. Предполагается, что его название происходит либо от финского слова, означающего в переводе «мощный, стремительный», либо от карельского слова «кивас» - «снежная гора».

Совсем недалеко на севере есть земля, где из студеных, прозрачных до глубины озер вырастают отвесные гранитные скалы-исполины, где вековые деревья, причудливо изгибаясь, похожи на лесных духов, где реки имеют норов бурный, а характер рыбный, где деревянные храмы без единого гвоздя соседствуют с наследием древних цивилизаций, где камни лечат от любых недугов и, кажется, можно ощутить саму космическую основу мироздания. Там ночью лисы охотятся на сопках и чешут бока о скалы так, что искры летят на небо, превращаясь в северное сияние. Имя этому миру – Карелия, земля тысячи легенд, сотни озер и множества открытий.
Карелия хороша в любую погоду и время года: зимой здесь передвигаются на снегоходах, покоряя пространство запорошенных снегом лесов, пролетая замерзшие озера, чтобы остановиться на одном из них на подледную рыбалку, или, проехав по Онеге, добраться до острова Кижи, где старинная деревенька и деревянные храмы являются путнику словно живая картинка со страниц детских сказок; можно еще прихватить с собой кайт и отдаться ветру на идеально ровном льду одного из множества карельских озер или испытать восторг скорости, управляя собачьей упряжкой. С приходом весенних ветров, когда Ладога и Онега освобождаются ото льда, водные просторы Карелии покоряют яхтсмены - парусные прогулки по озерным шхерам, небывалой красоты закаты, спининговая рыбалка, сочные ягоды на сопках и грибное изобилие на первом шагу в лес неизменно привлекают в эти края множество путешественников. Для кого-то Карелия это рафтинг по бурным рекам или долгие пешие прогулки от одного завораживающего водопада, до другого, не менее завораживающего, кто-то уверен, что Белое море дарит незабываемый дайвинг, других же привлекает целебная сила шунгитовых Марциальных вод. Православные паломники стремятся в монастырские обители за благословением, а эзотерики выходят на прямую связь с астралом в карельских местах силы. Каждый из них прав по своему, ведь у каждого – своя Карелия.


Карелию с большой натяжкой можно назвать исконно русской землей, хотя славянские племена здесь обитали еще во времена саамов, а кто был до саамов даже лопарским богам известно смутно. Впрочем, это не помешало тем же славянам, к примеру, с незапамятных времен использовать местный аспид-камень, что и молодость возвращал, и раны залечивал, и в кровавой сечи неуязвимым делал. Чудодейственные воды, настоянные на этом камне прабабку Петра Великого от всяких хворей излечили и позволили родить ей основателя династии Романовых, а сам Петр Первый основал санаторий Марциальные воды, во многом потому, что вода на аспид-камне настоянная, лечила раны и «нутряные» болезни солдатские. Только в прошлом веке ученые дали камню известное ныне название «шунгит», а лечебные свойства его до сих пор привлекают в Карелию многих страждущих. Шунгит встречается только в этой местности, по мнению ученых, там, где тысячи лет назад упал метеорит. Мистики считают камень осколком древней планеты, и, без сомнения, этот минерал – одна из множества загадок земли карельской.
На западе центральной Карелии есть небольшое плато, метров 400 в высоту, возвышенность Воттовара, или «ведьмина гора» по местному поверью. Последний пункт цивилизации у горы – деревушка на берегу Поросозера. Говорят, недавно там еще обитал шаман, совершавший в святилище на горе какие-то ритуалы, еще говорят что тех, кто идет на гору, будто леший водит, и люди блуждают в 3-х соснах. Эзотерики относят эту область к энергетическим местам, которых много на нашем севере. На Воттоваре находится одно из скоплений сейдов – так саамы-лопари, населявшие эти земли ранее, называли необычные, выделяющиеся из общего рельефа камни. Камни эти могут стоять по отдельности или группами, часто огромный камень как бы лежит на нескольких малых, или стоит на самом краю пропасти под таким углом, что должен бы упасть, а не падает. Еще могут они иметь форму, схожую с животными или людьми – лопари верили, что в камнях обитает душа – великих охотников, колдунов и богов. Камням молились, покланялись и приносили жертвы. Правда, ученые считают, что камни эти достались лопарям в наследство – а вот от кого, тут мнения расходятся. По одной из версий – сейды дело рук ледника, по другой – это знаки, оставленные могущественной арктической цивилизацией, обитавшей здесь задолго до саамов.

Сейды центральной Карелии ничто в сравнении со скоплениями, обнаруженными на островах Белого моря. Хотя «духи камней» и датируются несколькими тысячами лет до нашей эры, это не мешает местным рассказывать легенды времен хождений шведов на Русь. И нет ничего удивительного в том, что наш народ в сказаниях путает шведов и немцев – так и сложилась легенда про окаменевших немцев, решивших как-то напасть на Соловецкий монастырь, да так и не сумевших выбраться с острова из-за непогоды. Там немцы и окаменели, став сейдами, а остров получил название Большой Немецкий Кузов.
Но если с ледниковым происхождением сейдов еще можно согласиться, то знаменитые лабиринты Соловецких островов определенно рукотворны. Даже далеких от мистики и астральных практик людей, оказавшихся на лабиринтах Соловков на рассвете или закате солнца, именно в этих «косых» солнечных лучах накрывает магией, взаимосвязями всего сущего и приобщенностью к великому - Белое море, солнце у горизонта, долгая яркая пустошь с кольцами каменных загадок и неразгаданная тайна прошлого. Возможно, именно здесь начиналась Гиперборея – родина арийцев, описанная в Ведах и других священных книгах, откуда пошли праотцы мировых цивилизаций. Энтузиасты уже много лет ищут подтверждение этой теории на севере Карелии и Кольского полуострова, а Соловки относят к мировым местам силы, где ощущается энергетика всего сущего.

Не менее загадочны петроглифы на Онеге – изображение людей, птиц и зверей, сцен охоты и рыбалки, выдолбленные в скалистых берегах онежских островов. Паломничество туристов к петроглифам началось не особо давно, хотя местные жители знали об этих странных изображениях издревле. Монахи одной из многочисленных обителей на Онеге считали рисунки порождением нечистой силы, и старались оградить от нее христиан. Потому на некоторых видны кресты, выбитые поверх старого изображения. Прогулку к доисторическим рисункам лучше всего совершить на взятом в аренду катере. Он провезет сквозь живописные, поросшие соснами шхеры Онеги, где можно сделать остановку на рыбную ловлю и поймать настоящий азарт в добыче лосося.

Побывавшие однажды в этом удивительном краю прозрачных озер, скалистых утесов, бурных рек и вековых сосен стремятся обратно всей душой. У карелов есть отличная поговорка: «с окуня улов начинается – лососем заканчивается», вот так и неважно, с чего начнется Карелия для Вас, главное, что она навсегда останется в вашем сердце, открывая все новые и новые сокровища.

Материалы этого раздела написаны Поповым Алексеем, ученым который занимается исследованием аномальных явлений одного из наиболее загадочного и таинственного уголка нашей страны – Карелии. Подробнее об авторе можно узнать из этой статьи, а о его работе – из других публикаций этого раздела.


Известный на весь мир остров Валаам, что в Ладожском озере, примечателен не только своей удивительной дохристианской и христианской духовной историей, известен не только как центр православия Северо-Запада России, привлекает не только своей живописностью, но уникален и как место, где достаточно часто в течение многих лет наблюдаются так называемые аномальные явления.


Известно, что религиозные обряды, как правило, совершаются в специальных местах. В современных религиях это, обычно, происходит в различных культовых зданиях. Святилища, где совершались религиозные церемонии, имелись и у народов, религии которых мы обычно называем языческими. Иногда они также располагались в различных строениях, но чаще находились прямо под открытым небом, к примеру, на вершине горы, на острове, в пещере, в священной роще и т.д. Виды священных мест у разных народов могли быть самыми разнообразными, равно как различны божества, которым люди поклонялись.


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район Республики Карелии), привлекающий из года в год все большее число туристов, – один из таких памятников.


Петроглифы, как и знаменитые Кижи и Валаам, считаются одними из главных туристских брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последнее открытие неизвестных ранее петроглифов было сделано в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.


О Ладожском озере говорят и пишут очень много. Мы же заметим лишь, что оно хранит в себе огромное количество тайн. Это и загадка его образования, и поражающие воображение флора и фауна, и непонятные звуковые и световые явления, наблюдаемые время от времени над озером. Но сегодня наш рассказ о не менее удивительной тайне Ладожского озера - неведомом науке огромном «монстре», якобы обитающем в озерных глубинах.


Карелия многим хорошо известна не только, как «страна лесов, озер и рек», но и как территория с прекрасно сохранившимися до настоящего времени многочисленными культовыми сооружениями древности: лабиринтами, дольменами, сейдами, привлекающими из года в год все большее количество исследователей и туристов. Однако, иногда эти древние святилища преподносят сюрпризы, далеко не укладывающиеся в рамки привычных нам знаний. Более того, именно в местах расположения данных объектов довольно часто происходят весьма странные и загадочные встречи.


В массовом сознании рядового россиянина наша республика постепенно становится тем же, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекая, полусказочная страна, на территории которой возможны любые чудеса.


В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков.


Карелия – прекрасный живописный уголок России. Край, в который влюбляется каждый, кто хоть на мгновение прикоснулся к его чарующей красоте. Карелия многими воспринимается как храм. Её красота вызывает чувство возвышенного, её пейзажи содействуют молитвенному общению с мировой гармонией. Край – хранитель! Он сберег и былинный эпос и традицию шатрового зодчества. Он один из немногих последних осколков великого духовного материка, имя которому Святая Русь.


Осенью 1928-го года над карельской деревней Щукнаволок, что в ста двадцати километрах от Петрозаводска, пролетел странный цилиндрический объект и рухнул в Ведлозеро, на берегу которого деревня и расположена. Это необычное явление наблюдали около пятидесяти жителей Щукнаволока и, расположенного неподалёку, села Ведлозеро.


Вопрос о возможном существовании великанов не так прост, как кажется на первый взгляд. Согласно концепции мировой истории знаменитого вавилонянина Бероса, Земля в доисторические, допотопные времена была населена гигантами, сосуществовавшими с человечеством. Собственно, о том же повествует ветхозаветная «Книга Бытия».


Странные истории иногда можно услышать в глухих, таежных уголках Карелии. Их рассказывают и отдельные люди, и целые деревни. Многие очевидцы этих событий живы до сих пор и рассказывают об этом своим детям и внукам. Это истории о колдунах и оборотнях, которые, оказывается, живут вместе с нами и являются нашими современниками.


Вообще, наверное, в России немного сейчас найдется уголков (пусть даже отдаленных), как карельская глубинка, в которых так крепка народная вера в различные формы магии и многочисленные поверья. Она бережно хранит разносторонний опыт старших поколений, связанный с оригинальным и глубоким взглядом на мир, во многом отличного от современного «окультуренного» мировосприятия.

Христианство вывело человечество на новый качественный уровень Бого - и самопознания, однако, не секрет, что в душе человека навсегда запечатлелся и мир языческий; мир для многих гораздо более реальный и жизненный, имеющий неумирающую магически-практическую традицию познания и взаимодействия с силами Природы. Язычество – прямой, открытый «разговор», позволяющий на бытовом, практическом уровне жить единой жизнью с Природой. Поэтому неудивительно, что в карельской глубинке наряду с Библией можно встретить литературу по колдовству, знахарству… Неудивительно, что эти столь несовместимые религии соседствуют в душах многих людей.

Однако, возможно, что именно это удивительное сочетание внешне несовместимых верований и создают специфически неповторимую ауру глухой карельской деревни, за которой скрывается зачастую совершенно неисследованный духовный мир, мир, полный своеобразия и тайны.


В небольшой деревушке Суйсарь, что в нескольких десятках километров от Петрозаводска, в 90-х годах уже прошлого века жила очень сильная колдунья, почитаемая не только в самой деревне, но и во всей округе. В то время она была уже в преклонных летах, редко выходила из дома, принимая посетителей в своей маленькой горенке. Она знала и умела все. Проницательные, со стальным блеском глаза пронизывали насквозь, видя твое самое потаенное. «Приходит кто ко мне с ложью, того сразу бить и трясти начинает. Мне лгать нельзя», - не раз говаривала старуха. Потому и приходили к ней немногие.


Икона 16-го века из церкви Ильи Пророка деревни Суйсарь

Она обладала удивительной «властью» над природой и животными. Рассказывали, что когда зимой в деревню неожиданно нагрянул медведь-шатун, она, подойдя к ревущему зверю вплотную, попросила его уйти обратно в лес и больше не приходить. Пристыженный гигант извинительно заурчал и спешно потрусил в тайгу, а она вернулась в дом, предварительно низко, до земли, поклонившись только одной ей известным силам и богам.

Помощь ее была бескорыстна. «Моя жизнь – это моя песня. Кто хочет слушать – пусть слушает. Я за это ничего не беру», - смеялась она.

Однажды к ней обратились за помощью: пропала корова. Искали весь вечер, но все было напрасно. Прибежали к ней. «Жива кормилица», - утешила она, выслушав просьбу, вышла из дома и пошла за деревню. Дойдя до перекрестка дорог, остановилась и долго стояла в молчании. Затем с молитвенною просьбою с низким поклоном обратилась «к лесу северной стороны» отдать корову, не оставлять у себя Закачались при полном безветрии верхушки деревьев из стороны в сторону, зашелестела листва, взметнулась змейкой придорожная пыль. «Нет ее там», - только и молвила. Обратилась она тогда к «лесу восточной стороны», но тот же пришел ответ. И только «лес южной стороны» дружно «закивал» своею еловой гривой. «Жива ваша кормилица, - еще раз повторила она опешившим и не верящим собственным глазам сопровождавшим. – Ждите»! А сама, не оглядываясь, пошла домой.


Дедушка-домовой в представлениях древних корел

Немного прошло времени, послышался звон колокольчика, и все увидели бежавшую (!) к ним навстречу корову из «леса на южной стороне».

Смерть колдуньи была тиха; она передала свои умение и знания по наследству. Но до сих пор помнят именно ее, помнят крепко, как крепко может любить и помнить человеческое сердце.

В тех же 90-х годах в Пудожском районе Карелии из уст в уста передавали «сказы» о некоем странном человеке, которого народная молва окрестила «оборотнем». Этот человек – Федор Иванович Дутов – был потомственный колдун, пользовавшийся недоброй репутацией по причине своего абсолютно нелюдимого и сварливого характера. Рассказывали, что он обладал неким «знанием», благодаря которому мог обращаться в любого животного. Ходили слухи, что изредка из его дома, расположенного на краю деревни (деревня дана без названия, исходя из этических соображений), слышались нечеловеческие крики, переходящие в волчий вой. В эти дни (точнее, ночи) деревню буквально наводняли волки, приводя в трепет местных жителей. Волков стреляли, а наутро трупы их исчезали; Дутов относил их в лес и закапывал. Его боялись, обходили стороной, плевали в след, но…не трогали. Верили в его колдовскую силу, в то, что он может наслать порчу, сглаз, любую неизлечимую болезнь.

Однажды произошло событие, окончательно закрепившее за Дутовым прозвище «оборотня». Дутов неожиданно исчез из деревни. День проходил за днем, но он не возвращался, однако заметили, что в это время в окрестностях деревни появилась стая волков, не дающая покоя ни днем, ни ночью. Решили сделать облаву, поставили капканы, группами выходили на отстрел. Результаты были плачевными, когда вдруг ночью деревня проснулась от душераздирающего воя, воя боли и страдания, подхваченного волчьей многоголосицей. А наутро увидели возвращающегося Дутова с бледным, изможденным лицом и кое-как перевязанной рукой, истекающей кровью. Бросились к тому месту, откуда ночью раздавался страшный, зловещий крик боли, и в одном из капканов увидели перегрызенную волчью лапу и многочисленные следы волков. Никто к капкану даже не притронулся; ужас прогнал людей с этого места. А Дутов с тех пор появлялся только в рукавице на правой руке, независимо от времени года. Его кисть осталась в том капкане навсегда.

Страшна была жизнь этого человека, страшна была его смерть. Она наступила спустя два года после вышеописанных событий. Дутову в то время было около шестидесяти лет. Видимо, он почувствовал приближение смерти. Неизвестно, что он пережил в те мгновения. Рассказывали, что он страшно кричал в течение суток, а вечером появился на крыльце своего дома, смотрел на деревню, на людей и…плакал. А потом бросился в лес, оглушая тишину не то душераздирающим человеческим криком, не то волчьим воем.

Как относиться к рассказам о сверхъестественных силах, якобы обитающих в доме? Наука рассматривает их просто как вымысел, который не имеет под собой ничего, кроме чисто человеческого желания ВЕРИТЬ в эти силы. Например, легенды о домовом. Они передаются из поколения в поколение и для нас являются лишь сказочным мифом, сохранившимся со времен глубокой древности. Но то, что «встречи» с домовым происходят и в настоящее время и имеют какую-то реальную основу, об этом наука умалчивает. Появляется путаница из-за нежелания разобраться, как-то дифференцировать факты. А ведь их огромное множество.

В основу данной статьи положены собственные впечатления одного из авторов данного материала – Алексея Попова, полученные во время прохождения педагогической практики в 1983-м году в деревне Гридино Кемского района Карельской АССР, где мы явились свидетелями весьма интересных и любопытных событий, которым затрудняемся дать какое-либо привычное объяснение.


Деревня Гридино

Но прежде небольшая историко-мифологическая справка о происхождении домовых.

Бог при Вавилонском столпотворении наказал народ, дерзнувший проникнуть в тайну Его величия, смешением языков, а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы… Кто в момент наказания находился дома - сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие черты и свойства.

По общим понятиям, домовой представляет собой дух без тела, без крыльев и без рогов, который живет в каждом доме и в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только проказит, шутит иногда, но нередко оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

В простом народе к домовому питают уважение, боятся чем-либо оскорбить и даже остерегаются произносить его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а Дедушкой, Хозяином.

А теперь о наших приключениях в деревне Гридино.

Началось все с курьеза. Нас с Александром Старосветским, приехавшим вместе со мной для прохождения педагогической практики, поселили в доме на самом берегу залива Белого моря. Первое, что мы увидели, войдя в дом, был большой глаз, нарисованный на стене. Не имея ни малейшего представления, что сей символ означает, мы бы о нем забыли, если бы на следующий день нам не объяснил бы его значения председатель колхоза Иван Ипатьевич Мехнин. Оказывается, в этом доме незадолго до нашего прибытия жили две практикантки, которые вынуждены были обратиться к председателю с просьбой о переселении их, ибо они постоянно слышали в доме какие-то странные звуки, непонятное бормотание, удары в стену, тяжелые шаги на чердаке и жили поэтому в состоянии постоянного страха, не имея возможности объяснить происходящее. Обратившись за разъяснениями к местным жителям, они не успокоились, ибо им сказали, что «это проделки «Хозяина» и не стоит обращать на них внимания. Однако, девушки так и не смогли свыкнуться с таким положением дел и вынуждены были уехать до официального срока окончания педагогической практики.


Деревянная скульптура домового. 13-й век

Несколько позже мы убедились, что символ «глаза» наиболее точно передавал наше психологическое состояние: мы постоянно чувствовали чье-то незримое присутствие, было ощущение, что за нами кто-то постоянно наблюдает, хотя каких-либо «явных» свидетельств в пользу этого предположения не было. Все основывалось (ПОКА) только на нашем субъективном восприятии и следует заметить – это неприятное ощущение. Мы так же часто, особенно, по ночам или вечером, слышали глухое бормотание, доносившееся из-за стены, чьи-то размеренные шаги, плач, иногда четкие удары в стену. Создавалось впечатление, что у нас есть соседи, хотя мы были одни во всем доме. Мы также уже собирались обратиться за помощью к местным жителям, когда произошло событие, которое и послужило поводом для более серьезного отношения к этим явлениям.

Это случилось на пятый день нашего пребывания в Гридино. Было около 23 часов. Старосветский готовил чай, а я пошел в сени, чтобы набрать керосин для лампадки. Неожиданно послышались глухие удары, исходившие сверху, а вслед за ними испуганный возглас Старосветского. Я вернулся на кухню, но на мой вопрос он ничего вразумительного ответить не мог, но в ту же минуту послышались тяжелые размеренные шаги (шаги, несомненно, «человеческие») на чердаке. Но что это были за шаги! Трудно даже представить вес этого «существа», ибо тяжелые потолочные балки прогибались под тяжестью этих «шагов» и из образовавшихся щелей на нас сыпались опилки. Это длилось около минуты. «Кто-то» не просто топтался на месте, а ходил по чердаку, что мы явственно слышали и видели, а сыпавшиеся опилки лишь доказывали, что это не галлюцинации. «Он» сделал восемь или десять «шагов» и все прекратилось так же неожиданно, как и началось. У меня возникло желание подняться на чердак, но чисто физический страх был настолько силен, что я не смог перебороть себя.

Только на следующее утро мы поднялись наверх. Чердак был захламлен до последней степени: все покрылось пылью и обросло паутиной. Видно было, что здесь давно никто не бывал, никаких следов мы не обнаружили, что поразило меня еще в большей степени, нежели ночное событие. Если бы обнаружились пусть самые фантастические следы, это не удивило бы в такой степени, поскольку получило бы хоть какое-то логическое объяснение.

Между тем события развивались... Вечером 11 декабря, около 19 часов, когда А.Старосветский был на факультативных занятиях в школе, ко мне прибежал мальчишка-сосед из дома напротив и рассказал следующее:

«Буквально полчаса назад, когда я растапливал печь, моя собака, доселе мирно дремавшая в углу, заворчала, насторожилась и вдруг с громким лаем выскочила из кухни в сени. Я, недоумевая, вышел за ней. Крышку на чердак мы не закрывали, и теперь она лаяла, глядя в этот проем. Я подумал, что, может быть, туда зашла кошка, хотя никаких звуков оттуда не доносилось. Собака распалялась все больше, встала передними лапами на лестницу, ведущую на чердак, и лаяла все громче. Мне стало не по себе, однако желание разобраться в происходящем было сильнее. Я начал помогать собаке взбираться вверх по лестнице, и так, постепенно, она добралась до самого края чердака, когда произошло невероятное. Она продолжала все также неистово лаять, когда вдруг слетела вниз. Она не просто упала. Было впечатление, что ее просто «вышвырнули» оттуда, притом с такой силой, что она пролетела мимо меня и ударилась о входную дверь. Потом, жалобно заскулив, забилась в угол».

Мы вместе обследовали чердак, но никаких следов, которые могли бы дать хотя бы какой-нибудь намек на разгадку, не обнаружили.

А сейчас остановимся на очередном явлении, свидетелями которого мы явились, - наиболее сложного и интересного по своей динамике.

Это произошло незадолго до нашего отъезда - 19 декабря. Было около 20 часов. Мы только что отужинали, и я пошел в комнату, чтобы растопить печь, но меня тут же позвал Старосветский. Я вернулся на кухню, и мне сразу бросились в глаза наши шерстяные носки, доселе мирно сушившиеся на веревке над печкой. Теперь они медленно раскачивались в строго вертикальном направлении, причем амплитуда колебаний увеличивалась. В конце концов, они раскачались настолько сильно, что слетели с веревки и упали на пол. Веревка же продолжала совершать те же движения вверх-вниз пока, наконец, не «успокоилась». Не успели мы опомниться и как-то проанализировать случившееся, как неожиданно на пол полетела с кухонной полки вся находившаяся там посуда. Причем сама полка оставалась совершенно неподвижной. Создалось впечатление, что «КТО-ТО» или «ЧТО-ТО» огромной «рукой» смахнул все вниз. На этом все прекратилось так же неожиданно, как и началось. В ушах стояла звенящая тишина, а в душе - полный разлад: ни одного определенного чувства.

Вот так, в общих чертах, «выглядела» странная сила, которая называется «гридинским Хозяином». Все это, по нашему общему субъективному мнению, походило на хорошо подготовленный «спектакль», в котором мы оказались «зрителями».

Вывод, который непосредственно вытекал из наших наблюдений, был следующий. Видимо, во всех этих явлениях существует гораздо более сложная причинно-следственная связь. Трудность решения проблемы в том и состоит, что с одной стороны, она реальна, а с другой - не поддается тривиальному логическому объяснению и часто идет в разрез с известными нам физическими законами.

Самым крупным островом на пути в Кижи является остров Большой Климецкий. Длина его 30 км., а ширина – до 9 км. В конце ХV века на южной оконечности острова новгородским купцом Иоанном Климентовым был основан Климецкий монастырь. По преданию, в 1520 году во время одного из многочисленных путешествий из Великого Новгорода его застала страшная буря, и суда, груженые солью, выбросило на каменистую отмель. Местность оказалась очень живописной и так понравилась купцу, что он впоследствии выбрал ее для устройства здесь монастыря.

В конце ХIХ века остров приобрел широкую известность в России. Именно в этих местах жили известные сказители Т.Г. и И.Т. Рябинины, В.П. Щеголенок, со слов которых П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг записали большое количество, ставших знаменитыми во всем мире, русских былин, сказаний и легенд (в том числе об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеши Поповиче). Сказители с огромным успехом выступали в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако, своеобразная «известность» острова связана не только с его историко-культурным прошлым, но и с не менее загадочным настоящим. О том, что на острове с людьми происходят «странные» и таинственные истории – известно издревле, возможно, с тех пор, когда на острове (согласно легендам), сотни лет назад, находилось одно из крупнейших в Карелии языческое капище. Старожилы соседних деревень и случайные очевидцы утверждают, что ночью здесь можно наблюдать самые разнообразные удивительные явления: от «ведьминых огоньков», бегущих по лесным прогалинкам наподобие праздничных гирлянд, до «светящихся полотнищ», различного вида НЛО и призрачных человекоподобных силуэтов, бродящих между деревьями.
Выборочные исследования с помощью биолокационной рамки показывают, что на острове немало мест с мощным энергетическим потенциалом. Как знать, не способен ли он достигнуть в определенных частях острова в определенное время таких величин, что пространство попросту «сворачивается», порождая эффект «замкнутого круга», с которым, возможно, и сталкиваются многочисленные свидетели?


Какие тайны хранит небольшой клочок суши , ставший средоточием загадочных и необъяснимых событий?
Пристальное внимание автора материала остров привлек к себе благодаря одному случаю.
Летом 1973 году Алексей Федорович Пулькин, капитан флота Петрозаводского рыбокомбината, девиатор (кому вопросы ориентации на местности известны лучше, чем многим другим) с группой из нескольких человек прибыл на остров Большой Климецкий на выходные дни порыбачить:

Из Петрозаводска мы пришли на рыболовном судне. На судне был директор нашего предприятия и кой-кто еще из нашего управления. Пятница как раз была, впереди два выходных. На острове есть такое местечко, называется Старый Монастырь, это мы, рыбаки, так называем. Мы вдвоем остались в Старом Монастыре, а судно ушло дальше. Там есть рыбацкий домик, он специально для рыбаков построен, там бригада рыбаков наших жила. Других построек там нет. Через два дня нас должны были забрать, чтобы . На следующий день мы с товарищем разделились: он остался заниматься пойманной рыбой, а я отправился в лес… (полная стенограмма беседы, произведенная в Союзе журналистов Карелии 10 марта 1985 года, находится у автора материала).


Алексей Федорович вышел обратно через…34 дня! Именно столько он вынужденно провел на острове. Его искали всеми возможными способами в течение всего этого времени – безрезультатно, пока он сам – грязный, голодный, исхудавший – не вышел на людей. Алексей Федорович практически все это время находился в сознании, но рассказ его был настолько «странным», что тут же попал в поле зрения соответствующих организаций, а вся эта история была сокрыта. Не знают о ней и поныне.
Как оказалось впоследствии – это далеко не единичная история о «странностях» Большого Климецкого.

Вот вкратце записанный рассказ очевидца – старого рыбака Александра Ефимова, проживающего в одной из деревень - имеющий отношение к острову: «Летом прошлого (2008 г. – А.П.) года я приплыл к острову Большой Климецкий под вечер. Оставив лодку на берегу, неподалеку от песчаной косы, я отправился за дровами, чтобы развести костер. От озера я отошел совсем недалеко и двигался все время прямо в сторону, противоположную моей стоянке. Места эти знаю хорошо, неоднократно здесь бывал, поэтому всегда чувствовал себя спокойно и уверенно.

Хотя к рассказам о «странностях» острова относился с уважением, поскольку поговаривали об этом люди, которых знаю лично и которые никогда не опустились бы до «придуманных глупостей». Со мной ничего подобного здесь никогда не бывало, потому и опасений никаких не было. Так вот, представь, каково же было мое удивление, когда я, набрав дров, вдруг прямо перед собой увидел свой берег и лодку. Впечатление было такое словно, побродив по лесу, я сделал круг и вернулся на прежнее место. Но в том-то и суть, что «круга» никакого я не делал. Это меня озадачило. Я «забыл» про костер и – опять в заросли, но вновь оказался на берегу. Я это «проделывал» пять раз, но с тем же результатом. Самое удивительное, что маленький компас, вделанный в ремешок моих часов, все время показывал правильное направление. Две последние попытки я проделал, специально сверяясь с ним».

ГЕОПАТОГЕННЫЕ МЕСТА

И так, что же мы знаем о геопатогенных зона? Понятие это, правда, называемое в разных местностях по разному, знакомо было еще нашим далеким предкам. Где-то такие места называли “дурным местом” или “несчастливым”. Часто упоминаются “гиблые места”. Это, как правило, место тяжелое, не подходящее для проживания людей, животных и даже растений. В таких местах часто происходят не понятные и не привычные человеку явления. Случаются ситуации явно аномального характера. Что-то из ряда вон выходящее.

В лесах, в таких местах, люди просто пропадают, или в лучшем случае, блуждают по, казалось бы, сто раз пройденным трем соснам. Но и не только в лесах. Порой в чистом поле, человек бродит часами по одному месту и не может увидеть деревни, что в каких-то 500 метрах в стороне. Животные в таких местах ведут себя не адекватно, сильное возбуждение или агрессия без каких-либо внешних раздражителей, явный признак не хорошего места. В городах в местах концентрации отрицательной или положительной энергии обычным явлением становятся автомобильные аварии, самоубийства, частые пожары и другие проблемы техногенного характера. Заметно и сильное воздействие таких зон на поведение и даже здоровье человека. Частые заболевания, особенно связанные с психикой, постоянная утомляемость даже в бездействии, плохое настроение, подавленность. Но стоит такому человеку просто поменять, хотя бы на время, место жительства и все симптомы исчезают. Даже если на другом месте, условия жизни и работы гораздо тяжелее.

Характерны и отклонения в развитии растений в подобных местах. Деревья растут кривые, с сильно переплетенными ветвями, по несколько стволов одновременно. На таких деревьях чаще всего появляются наросты (капы) и “ведьмины метлы”. У ботаников на этот счет есть свои обьяснения, (вирусы, климат, вмешательство человека) но почему в одном месте это явление обычное, но не переходящее определенные границы, а в другом такого не увидишь на десяток километров, обьяснить не могут. Чаще всего, во всяком случае, в широтах Карелии, Мурманской области, эти зоны соотносятся с тектоническими разломами и сдвигами. Здесь они явно выражены и легко сопоставимы с данными о необычных и аномальных явлениях.


Объяснения геопатогенным зонам даются разные. Наиболее вероятное и научно- объяснимое представление о геопатогенных зонах, это выход магнитных полей самой земли. Как и на опыте с обыкновенным магнитом, мы видим наиболее мощные потоки-лучи, так и в случае с нашей планетой. Где-то выброс энергии сильнее, где-то слабее. В зависимости от мощности излучения и формируются геопатогенные зоны. Именно здесь оказывают свое влияние земные плиты, пласты породы и разломы. Вероятно и пустоты, образующиеся в процессе отбора подземных вод, полезных ископаемых, строительстве тоннелей тоже не лучшим образом влияют на концентрацию магнитных полей. А именно облегчают выход лучей, что способствует наибольшей их концентрации.

Касаясь привязанности максимальной концентрации магнитных выбросов в местах тектонических разломов, стоит упомянуть и радиоактивное излучение. Поскольку по линии разлома происходят перемещение земных пластов, то вероятность выноса ближе к поверхности ураносодержащих пород гораздо выше. Что и наблюдается на территории Карелии. В экспедициях по Заонежью, в направлениях запад-восток, приходилось фиксировать некоторое увеличение радиоактивного излучения (не значительного) именно на границах тектонических сдвигов и разломов. А радиация, даже в небольших дозах, при длительном воздействии способна сильно пошатнуть здоровье человека. Пусть даже не в первом поколении. В Петрозаводске есть дома, с фоном от блочных стен, до 40 мкрг. Проверялось современным, военным дозиметрическим оборудованием. Щебень для строительства таких блоков брали из закрытых, в свое время, Советской властью, карьеров. По причине повышенного радиактивного фона. Вот так.

Рассматривать геопатогенные зоны с точки зрения эзотерики не будем. Кому интересно может такую информацию найти на множестве сайтов. Там где нечто необъяснимое преподносят как науку или религию, свои цели. Порой не совсем порядочные. Что касаемо Петрозаводска, то можно привести всего один пример. Смотрите на карте. Собор А.Невского. Стоит именно в наименее благоприятном месте. А вернее в самом плохом. Теперь вспоминайте его историю. И сравните с церковью на Зареке. Она расположена в нейтральной зоне. Как служили в ней, так и служат. И ни каких катаклизмов. И именно в эту церковь ходили и наверно ходят знахарки и, как их называют в простонародье, ведьмы. Так же обратите внимание на место бывшего ОТЗ. Скоро его не станет. Можно объяснить это не способностью или не желанием нынешнего руководства города к умственным упражнениям, но факт остается фактом. Смотрите карту и размышляйте логически.
Но не стоит сразу относить в разряд геопатогенных зон место, где 15 лет назад задавили кошку на дороге. Может она просто не знала правила дорожного движения.

СВЯТЫНИ ВАЛААМСКОГО АРХИПЕЛАГА

О “дивном” острове Валаам, расположившемся в северной части Ладожского озера, слышал наверное каждый. Всем известно, что это – один из древнейших столпов православия на Руси. Валаам часто называют “Северный Афон”. Этом место сосредоточения православной мистики и духовных подвигов. Доподлинно не известно, откуда произошло само название Валаам. По основной версии, оно происходит от финского слова “Valamo” (карельск. Valamoi) и означает “высокая” т.е. горная земля.
По другой – остров назван в честь библейского колдуна и прорицателя Валаама (“בִּלְעָם” или Бил‘ама), из города Птор, нанятого царём Моава Балаком, что бы наложить проклятие на иудеев, готовившихся к вступлению в Землю Обетованную. Как все знают, этот коварный замысел был разрушен ангелом, которого послал к прорицателю, бог Яхве. В результате переговоров, Валаам не только отказался от проклятий евреев, но и благословил их три раза, предсказав им великую победу.
Есть и еще одна версия, самая мистическая. По ней, остров назван в честь древнего языческого бога Вааала или Бааала (ивр.”בעל”). Вообще, словом “Ваал” семитские племена обозначали любое божество, но чаще всего Ваал ассоциируется с верховным божеством в ассиро-вавилонской культуре. Он почитался в Финикии, Ханаане и Карфагене как бог-громовержец, бог-плодородия, бог-войны, неба, солнца и много чего еще. По некоторым сведениям, концепция Ваала, перекочевав в Западный мир, получила новые имена: Зевса – у греков, Юпитера – у римлян, Велеса – у древних славян….

Вкратце, история такова: до прибытия сюда первых христианских монахов здесь располагалось языческое святилище народов, живших как на самом Валааме, так и на берегах Ладоги. В целом, большинство исследователей называют местом, где располагалось древнее капище, вершину Змеиной горы (61°20’54″N; 30°58’34″E). При этом, гора была многократно исследована, и каких либо реальных сооружений, указывающих на это, найдено не было. Кому и как совершались служения также точно не известно. Есть предположение, что это был культ бога Велеса. Пришедшие на острова монахи постепенно начали вытесняли язычников (считается что вытесняли мирно) и стали полноправными хозяевами островов. Как иллюстрация их деятельности, сохранилась финская легенда, по который новоприбывшие христиане сначала обосновались на острове Святой. Затем они обратились к хозяевам выделить под свои нужды землю на основном острове размером с коровью шкуру. Хозяева-язычники посмеяться над ними и согласились. Но монахи, взяв шкуру и нарезали из длинную неё веревку, с помощью которой огородили по периметру самые лучшие угодья. Язычникам не осталось ничего, кроме как покинуть остров…
Любопытно что точной даты появления на острове христиан тоже нет. По легенде, первым увидел остров апостол Андрей и даже водрузил на берегу христианский крест. Следующим этапом освоения Валаама считается прибытие преподобных Сергия и Германа, прибывших “от восточных стран”. По церковной легенде, они были греческими священно иноками. Они пришли с группой последователей сначала в Великий Новгород, а затем получив благословение высадились на Валааме и основали первую обитель. Однако, у историков нет четкого и однозначного ответа когда это произошло. Существуют две основные версии, по первой – это произошло в X веке. Во всяком случае, в житие Святого Авраамия Ростовского, сообщается что в 960 году на острове уже существовал христианский монастырь. Другой древний соборный летописец, сообщает, что перенос мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород был осуществлен 1163 году. Получается, что Валаамский монастырь был основан даже раньше даты официального Крещения Руси!

В чем же причина столь бурной расцветающей на Валаамских островах духовной жизни? Побывав на острове и ощутив его атмосферу, могу поделится своими собственными впечатлениями. Безусловно Валаам это Место Силы, причем очень мощное. С первых минут высадки на острове, мысли обретают упорядоченность и безоговорочную решимость. Сразу внимание акцентируется на действительно важном, а суета и мысленная шелуха сами собой отсеиваются. Душа, как бы “становится на место” и успокаивается. За все время пребывания на острове, я не разу не вспомнил о проблемах и заботах, ждущих меня на материке. Это ли не идеальные условия для духовного роста и саморазвития личности?

Адрес: Республика Карелия. Остров Валаам.
Координаты: 61°23’18″N 30°56’50″E

Пещера Александра Свирского на Святом острове

Святыня православного христианства
Место связанное с деятельностью необычного человека
Энергетически активное место

Остров Святой (фин.”Pyhäsaari”) или как еще часто его называют “Угрюмый”, расположился в в километре от Черного мыса – северо-восточной оконечности Валаама. Его площадь немногим больше 6 гектар, и в данный момент на нем проживают всего несколько монахов, ведущих очень уединенный образ жизни. Попасть на этот остров непросто. Для этого, как минимум, нужно благословение настоятеля монастыря. И дело здесь, не только в том, что администрация монастыря избегает прибытия на Святой остров посторонней публики.
Адрес: Республика Карелия. Валаамский архипелаг. Остров Святой (Угрюмый). 1 км на Восток от мыса Черный Нос.
Координаты: 61°24’40″N 31°3’24″E

Остров Дивный


Энергетически активное место Опасное место

Место появления неопознанных летающих объектов

Похожие статьи