Наследие индии. Культурное наследие древней индии

Всего в Индии насчитывается 29 объектов, являющихся достоянием человечества и уникальными природными уголками нашей Планеты, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оранжевым цветом обозначены объекты ЮНЕСКО, которые компания "Россиянка" предлагает посетить на своих экскурсиях.

Объекты ЮНЕСКО в штате Гоа

Храмы и монастыри Старого Гоа (Old Goa)

Старый Гоа (на португальском Velha Goa, Велья Гоа) - город в штате Гоа в Индии, ранее являвшийся столицей Португальской Индии. Здесь сохранилось около 25 памятников португальской колониальной архитектуры, главные из которых: собор Св. Екатерины в честь Екатерины Александрийской , базилика Бом Иисус , г д е покоятся мощи одного из святых католической церкви Франциска Ксаверия . Узнать больше можно в статье: Церкви Старого Гоа и Панаджи . Из-за эпидемий малярии в XVII—XVIII вв. население переселилось в пригород Панаджи, ставший позднее столицей колонии и получивший название «Новый Гоа». Увидеть эти памятники можно на этой экскурсии .

Объекты ЮНЕСКО в штате Карнатака

Руины Хампи (Виджаянагары)


Фото Хампи - 11 альбомов

Хампи (Виджаянагара) - бывшая столицы Виджаянагарской империи. Сейчас - крупнейшее историческое место ЮНЕСКО в Индии. Хампи ассоциируется с исторической областью Кишкинда, царством ванаров (обезьяноподобных гуманоидов), которое упоминается в известном эпосе «Рамаяна». Первое известное поселение людей возникло здесь в I веке. С 1336 по 1565 гг на этой местности раскинулась столица Виджаянагарской империи — город Ваджаянагара. Это место было выбрано для столицы империи из-за его стратегического расположения: с одной стороны земли омываются рекой Тунгабхадрой, а с трёх других сторон город окружают холмы, сложенные природой из гранитных глыб. Хампи имеет огромное архитектурное и историческое значение. Центральная часть древнего города имела площадь 26 кв². Именно на ней располагается около 350 храмов и других строений. С населением в почти 500 тыс. человек город являлся одним из крупнейших в свое время. В 1565 г. после падения империи, город был разрушен и разграблен исламскими султанами. Дальнейший ущерб монументам Хампи нанесли искатели сокровищ. Заказать экскурсию в Хампи

Храмы Паттадакала


Город Паттадакал - расположен на берегах реки Малапрабха. Храмовый комплекс VIII в. представляет собой кульминацию развития стиля индуистской храмовой архитектуры. В Паттадакале представлен как дравидийский (южный), так и нагара (северный) стили индийской храмовой архитектуры. В списке ЮНЕСКО с 1987 г. Увидеть древний город можно на экскурсии . Здесь фото Паттадакала


Объекты ЮНЕСКО в штате Махараштра

Пещерные храмы на о. Элефанта

Так называемый «Город Пещер» содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В списке ЮНЕСКО с 1987 г.


Вокзал Чхатрапати-Шиваджи (Виктория)


Вокзал расположен в г. Мумбаи и является одним из самых многолюдных вокзалов мира.Здание вокзала представляет сочетание традиционной для викторианского периода неоготической архитектуры с мотивами индо-сарацинского стиля (каменный купол, башенки, стрельчатые арки и усложнённый план). Внутри вокзал украшен резьбой по дереву, железными и медными перилами, главной лестница выполнена с балюстрадой. Здание спроектировано британским архитектором Фредериком Уильямом Стивенсом, строительство началось в 1878 г. и продолжалось 10 лет. Вокзал был назван в честь королевы Виктории, однако в 1996 г. вокзал сменил название. Как и крупнейший аэропорт Индии, он назван в честь национального героя Индии Чатрапати Шиваджи. Вокзал является символом Мумбай. Вокзал - одно из главных мест действия фильма «Миллионер из трущоб» (2008 г). Фильм завоевал 8 золотых статуэток "Оскар", в том числе в номинациях "Лучший фильм года" и "Лучший режиссер года". В списке ЮНЕСКО с 2004 г. Увидеть вокзал Виктория можно на нашей экскурсии Мумбаи (Бомбей) . Фото


Храмы Аджанты


Расположен этот буддийский храмово-монастырский пещерный комплекс недалеко от г. Аурангабад. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов. Настенная роспись пещер - иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий (III—VII вв). Наиболее интенсивное строительство велось в V в. при Харишене - правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей Аджанты. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно. В XIII в. буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули Аджанту. Фото Аджанты


Храмы Эллоры

Храмы находятся в 30 км от г. Аурангабад. Создание пещер датируется примерно с VI по IX вв.Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские. Главная достопримечательность и подлинное Чудо Света - храм Кайлаш, вырубленный из горы. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. Фото Эллоры

Объекты ЮНЕСКО в штате Уттар-Прадеш

Тадж Махал в г. Агра


Тадж Махал - мавзолей-мечеть на берегу реки Джамна (Ямуна) в г. Агра . Построен в 1632-53 гг по приказу потомка Тамерлана — императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. На строительстве было занято 22 тыс. мастеров. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. Тадж Махал представляет собой сооружение с пятью куполами высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам. К строению примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора, привозившегося на строительство за 300 км. В с инкрустации были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. Согласно легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было построено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора. С левой и правой сторонах от усыпальницы находятся мечети из красного песчаника. За год Тадж Махал посещает от 3 до 5 млн. посетителей, из них более чем 200 тыс. — из-за рубежа. Тадж Махал - одно из 7 чудес в современном мире после опроса в 2007 г. более чем 100 млн. человек. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. как "жемчужина мусульманского искусства". У видеть Тадж Махал можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Тадж Махала


Форт Агры


Крепостное сооружение служившее в эпоху империи Великих Моголов резиденцией правителей расположено в 2,5 км от Тадж-Махала. Часть Форта сегодня используется в военных целях и недоступна для посетителей. Сроительство форта началось в 1565 г. по инициативе Акбара Великого, который перенёс столицу из Дели в Агру. Уже через 6 лет форт был полностью обнесён стеной. Преемник Шах-Джахан, расширили форт в начале XVII в. В то время как при Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора, при Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней. В 1648 г. столица была перенесена обратно в Дели, в связи с чем Красный форт в Агре утратил своё значение. После захвата власти в 1658 г., Аурангзеб содержал своего отца Шах-Джахана в этом форте под домашним арестом до самой смерти. В 1803 г. форт был захвачен британскими войсками. Во время Восстания сипаев 1857 г. форт был местом вооружённых столкновений. Весь комплекс имеет форму полумесяца и обнесён стеной, высота которой составляет 21 м, а периметр насчитывает 2,4 км. Стена, как и большинство находящихся в Красном форте сооружений, построена из красного песчаника, который и дал форту его название. Делийские и Лахорские ворота образуют вход в форт. Внутри находятся дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества. В списке ЮНЕСКО с 1983 г. Увидеть Форт Агры можно на экскурсии Золотой треугольник . Зд есь фото Агры

Фатехпур-Сикри

Объекты ЮНЕСКО в штате Раджастан

Обсерватория Джанта́р-Манта́р

Это самая большая из пяти обсерваторий, построенных в Индии (1727—1734 гг.) раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом в основанном им же незадолго до этого городе Джайпур. Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами. Так, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 м в поперечнике). В списке ЮНЕСКО с 2010 г. Увидеть этот памятник можно на экскурсии Золотой треугольник или Тур в Джайпур . Здесь фото Джайпура


Национальный парк Кеоладео

Национальный парк - находится в округе Бхаратпур и основан в 1982 г. Занимает территорию 29 км² (почти половина - это водоемы) и расположен в 50 км к западу от Агры. Парк служит домом для 366 видов редких птиц, которые мигрируют сюда в зимний период. Весной птицы покидают место зимовки и отправляются в северном направлении. Аисты разных видов (аист-разиня, аист-клювач) оккупируют чащи из акаций. Эти же места являются излюбленным местом гнездования для колпицы, пурпурной цапли и ибиса. Дикие утки, лебеди и другие водоплавающие птицы прилетают в национальный парк Индии Кеоладео Гхана в период с середины августа по октябрь. Розовые фламинго и розовые пеликаны появляются в здешних местах одними из последних. Они прилетают сюда в ноябре. Белые и серые цапли, бакланы, аисты ежегодно дают потомство в 30 тыс. особей. Водоплавающие птицы включают такие виды как: серая утка, широконоска, чирок-свистунок, индийский малый гусь, хохлатая чернеть, гребенчатая утка, малый, большой и индийский бакланы, индийский клювач, змеешейка, ибис и др. Также в заповеднике 379 видов растений, 50 видов рыб, 13 видов змей, 5 видов ящериц, 7 видов амфибий, 7 видов черепах и множества видов беспозвоночных. Является единственным известным местом обитания в зимний период для такого редкого вида как стерх. В парке встречается 27 видов млекопитающих, среди них можно отметить такие виды как: нильгау, дикий кабан, пятнистый олень, индийский замбар (довольно мало), гарна, аксис, макак-резус, лангур, 2 вида кошек: камышовая кошка и кошка-рыболов, 2 вида цивет: мусанг и малая цивета (довольно редки), 2 вида мангустовых, гладкошёрстная выдра, шакалы, гиены, несколько видов грызунов. До получения официально охраняемого заповедного статуса территория Кеоладео Гхана была местом охоты высокопоставленных лиц Индии. В настоящее время охота в Кеоладео Гхана запрещена. Лучшим временем для визита сюда считается период с сентября по февраль, потому как в этот отрезок времени количество разнообразных видов птиц, населяющих заповедник, достигает своего апогея. В списке ЮНЕСКО с 1985 г.

Объекты ЮНЕСКО в Дели

Гробница Хумаюна

Это мавзолей тимуридского, могольского императора Хумаюна в Дели, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. В архитектурном отношении представляет собой связующее звено между Гур Эмиром, где погребён Хумаюнов предок Тамерлан, и строившимся по заказу его правнука Шах-Джахана мавзолеем Тадж-Махал. Строительство мавзолея началось в 1562 г. и закончилось 8 лет спустя. Зодчими считаются Саид Мухаммад и его отец Мирак Гиятхуддин, на проект которых, очевидно, сильно повлияли самаркандские постройки Тимуридов. Увидеть мавзолей Хумаюна можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Дели


Минарет Кутуб-Минар

Это самый высокий в мире кирпичный минарет высотой почти 73 м. Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 г., но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 г. Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля. Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Диаметр основания около 15 м, диаметр верхней части башни 3 м. В к омплексе есть и другие сооружения. Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 м и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, которая правила в Северной Индии в период 320—540 гг. Колонна принесена из разрушенного мусульманами индуистского храма. На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375—413 гг). За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине этого ведутся споры. Существует теория, что колонна сделана из метеоритного железа. По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. Увидеть Кутуб-Минар можно на экскурсии Золотой треугольник . Здесь фото Дели


Красный форт


Крепость построена в 1639-48 гг и относится к эпохе Великих Моголов. Была заложена Шах-Джаханом, который перенёс сюда, в Шахджаханабад, столицу государства из Агры.«Если и есть рай на свете, то он здесь, он — здесь» — говорится в надписи арки зала Кала-а-Мубрака. В этих словах персидского поэта Амира Хосрова выражен замысел архитекторов Шах-Джехана — построить цитадель по образу и подобию рая, описанного в Коране, и не без сходства с Исфаханом в Иране. Исфахан за свою великолепную исламскую архитектуру получил в Иране прозвище «Несф-е джехан» — «Половина мира». С северо-запада Лал-Кила примыкает к более старой крепости Салимгарх. Периметр кирпично-красной стены, которая дала название крепости, составляет 2500 м. Высота колеблется от 16 м со стороны реки Ямуна до 33 м со стороны города. В марте 1783 г. крепостью овладели сикхи, в 1857 г. — сипаи. В День индийской независимости в стенах форта премьер-министр Индии зачитывает ежегодное обращение к нации. В Красном форте времен Шаха-Джахана размещалось 3 тыс. человек придворных. Сооружение было первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором. В его архитектуре гармонично сочетаются персидские, тимуридские и индуистские элементы. Стиль сооружения, для которого характерны сложные геометрические композиции, также был назван по имени императора — шахджехани. Увидеть Красный форт в Дели можно на экскурсии Золотой треугольник .

Объекты ЮНЕСКО в штате Тамилнад

Храмы Махабалипурам

Город Махабалипурам находится на Коромандельском берегу в 60 км к югу от Ченнаи. Возник в VII в. как главный порт царства Паллава под названием Мамаллапурам. С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах и насыщенные буддистскими мотивами. С XVIII в. в литературе появлялись сообщения о том, что значительная часть древнего Мамаллапурама ныне находится под водой. Во время цунами 2004 г. отходящая волна открыла двухметровые каменные фигуры и прочие развалины неизвестного ранее храмового комплекса эпохи Паллавов.


Храмы Чо́ла

Чола - индуистские храмы, воздвигнутые в период правления династии Чола. К этим храмам относятся: храм Брихадишвары в Танджавуре XI в. (внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 г.), храм Гангайкондачолишварам XI в. и храм Айраватешвары в Дарасурам X в. (в списке ЮНЕСКО с 2004 г.).

Объекты ЮНЕСКО в штате Орисса

Храм солнца в Конараке


Этот храм известен также как "Чёрная Пагода" - памятник XIII в. Был построен во время правления царя Нарасимхи I на берегу Бенгальского залива. Ансамбль храма состоит из трёх частей — танцевального павильона, где храмовые танцовщицы некогда исполняли ритуальные танцы, зала для молящихся — джагамохана и святилища — деула (разрушено). Перед храмом находятся каменные фигуры — семь коней и колесница с двенадцатью колёсами. В храме находится множество изображений и скульптурных фигур, в основном — на любовную и эротическую тематику. Многие конструкции храма частично разрушены либо законсервированы. В списке ЮНЕСКО с 1984 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Ассам

Заповедник Манас


Территория заповедника примыкает к бутанской границе и к реке Манас. С бутанской стороны заповедная зона продолжается, там находится Королевский национальный парк Манас Бутана. Место обитания редкого вида золотого лангура и значительной популяции тигров. Заболоченные территории жизненно важны для выживания быстро исчезающих щетинистого зайца и карликовой свиньи. Также в заповеднике можно увидеть индийский носорога, дикого буйвола, слона, гаура (индийский бизон), болотного оленя, индийского и дымчатого леопардов. Парк — восточная зона обитания читала и место обитания оленя замбара, также имеет богатую и разнообразную популяцию птиц. Главная его достопримечательность — большая птица-носорог.


Национальный парк Казиранга


В 2005 году парк отметил 100-летний юбилей. В основании парка важную роль сыграла баронесса Мэри Керзон, супруга вице-короля Индии лорда Джорджа Керзона. Площадь территории 688 км². В парке находятся прекрасные тропические леса, реки, великолепные луга. Всемирную известность парку принесло то, что здесь находится величайшая (2/3 мировой численности) в мире популяция однорогого носорога. Также в парке можно увидеть тигров, слонов, губачей, бенгальских кошек, кошек-рыболовов, гауров, барасингов и многих других диких животных. Всего в парке насчитывается более 30 видов млекопитающих, 15 из которых находятся в мире под угрозой вымирания. В Казиранге насчитывается более 40 видов черепах, ящериц и змей. В парке есть заповедники птиц и тигров. В списке ЮНЕСКО с 1985 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Мадхья-Прадеш

Храмы Кхаджурахо


Их чаще называют "храмы любви" из-за огромного количества эротических сцен, созданных из камня на стенах и колоннах. Сохранилось около 25 храмов на площади 21 км², крупнейший из которых Кандарья-Махадева. Крупный комплекс храмов в североиндийском стиле нагара (основные три элементы стиля: квадратное святилище санктум, один или два ряда трансептов и увенчаны криволинейным конусом сикхарой). Северный стиль храмовой архитектуры и скульптуры достигает здесь своего пика. Все строения были возведены в 9-12 вв. Появление храмов в Кхаджурахо связано с возрождением индуизма в этот период истории Индии.

Буддийские памятники Санчи


Санчи - деревня в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились выдающиеся памятники раннебуддийской архитектуры — храмы, ступы и монастыри. Главной достопримечательностью Санчи является первая в истории ступа. Она была возведена по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. На рельефах изображены не только индийцы, но и люди в греческих одеждах. Задуманная в качестве наглядного символа Колеса дхармы, ступа в Санчи послужила прообразом всех последующих ступ. Расположенная поблизости сорокатонная колонна Ашоки была привезена сюда из Чунара. В начале правления династии Шунга (II в. до н. э.) Великая ступа подверглась сносу, однако вскоре была отстроена и расширена вдвое против первоначального размера. На исходе II в. до н. э. индо-греческий посол Гелиодор возвёл знаменитую колонну в пяти милях от ступы. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Санчи продолжал оставаться крупным центром буддийского искусства до XII в., когда в центральной Индии утвердился ислам, а буддийские святыни стали приходить в упадок. Среди построек I-го тыс. н. э. особенной славой пользуется Храм № 17, датируемый V в. н. э., — один из самых ранних буддийских храмов Индии. Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. В списке ЮНЕСКО с 1989 г.


Скальные укрытия в Бхимбетка


Объект находится у подножья гор Виндхья в южной части Центрального Индийского плато. В массивных известняковых скалах, возвышающихся над довольно густым лесом, располагаются пять групп естественных скальных укрытий. Там имеются росписи, представляющие период от мезолита до конца доисторического времени. Культурные традиции жителей 21 деревни, которые расположены вблизи этого объекта, имеют большое сходство с сюжетами, представленными на скальных изображениях. Самим изображениям более 10 тыс. лет., что делает Бхимбетку самой древней художественной галереей.

Объекты ЮНЕСКО в штате Бихар

Храм Махабодхи

Знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая, расположенный в том месте, где Сидхартха Гаутама достиг Просветления и стал Буддой. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи в Шри Ланка, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда. В соответствии с буддийской традицией, около 500 до н. э. принц Гаутама Сиддхартха, странствующий как монах, достиг берегов реки Фалгу около города Гая. Там он расположился для медитации под деревом Бодхи (Фикус религиозный). После трёх дней и трёх ночей медитации он добился просветления, и нашёл ответы на все вопросы, которые у него были. После этого он провёл семь недель в медитациях, закрепляя свой опыт просветления. Далее он направился в Сарнатх, где стал обучать буддизму. Считается, что через 250 лет после Просветления Будды царь Ашока посетил Бодх-Гая. Его считают основателем храма Махабодхи. Некоторые историки считают, что храм был построен или перестроен во времена Кушанского царства в I в. Когда буддизм в Индии пришёл в упадок, храм был покинут и забыт, погребённый под толстым слоем почвы и песка. Храм был восстановлен англичанами. Сэр Александр Куннингэм в XIX в. осуществил реконструкцию храма в рамках Британского Археологического Общества. С 1883 г. Александр Куннингэм, Дж. Д. Беглар и д-р Раджендралал Миитра провели тщательные раскопки. В результате храм был восстановлен в прежнем виде. В списке ЮНЕСКО с 2002 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Гуджарат

Археологический парк Чампанер-Павагадх

На территории парка расположен целый заброшенный мусульманский город, не изменившийся с домогольского времени. Это единственный подобный объект, сохранившийся до наших дней. В парке более 100 уникальных исторических памятников. Парк расположен на 800-метровом холме Павагадх и у его подножия. Он включает доисторические (халколитические) памятники, укрепления и жилые постройки, культовые здания и дворцы периода VIII—XIV в.; редкие объекты индуистской архитектуры XVI в., такие как замки, религиозные, военные и сельскохозяйственные сооружения в древней столице штата, построенные султаном Гуджарата Мехмудом Бегда. На территории парка происходит смешение индуистской и мусульманской архитектур, что особенно заметно в мечети Джами-масджид, самой значимой из пяти мечетей, расположенных в парке, и ставшей примером для последующих религиозных сооружений в стране. Парк также является местом паломничества. Особенным вниманием паломников пользуется дворец Каликамата, расположенный на вершине холма Павагадх. Султан Гуджарата Мехмуд Бегда захватил форт 21 ноября 1484 г. после 20-месячной осады. 23 года велось строительство города Чампанер, после чего город был переименован в Мухаммадабад и в него из Ахмедабада была перенесена столица Гуджарата. В 1535 г. столица была захвачена и заброшена. В списке ЮНЕСКО с 2004 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Западная Бенгалия

Национальный парк Сундарбан


Национальный биосферный и тигровый заповедник в индийской части региона Сундарбан — внешней части общей дельты рек Ганги, Брахмапутры и Мегхны. Общая площадь региона составляет около 1 млн га. Более половины угодий приходится на территорию Индии, а остальные располагаются в Бангладеш. Сундарбан покрыт густыми мангровыми лесами, которые считаются самыми обширными мангровыми зарослями в мире. Сундарбан является естественной средой обитания бенгальского тигра и других редких и исчезающих видов животных. В парке также обитает множество видов птиц, пресмыкающихся и беспозвоночных, включая морского крокодила. Во времена британского колониального правления в 1911 г., регион Сундарбан был описан как непроходимые и неизведанные джунгли, простиравшиеся на 266 км от устья реки Хугли до устья реки Мегхна и имевшие общую площадь в 17 тыс. км. Национальный парк Сундарбан был основан в 1973 г. как тигровый заповедник с целью сохранения популяции бенгальских тигров. В 1977 г. получил статус природного заповедника, а 4 мая 1984 г. — национального парка. Статус биосферного заповедника парку был присвоен в 1989 г. В списке ЮНЕСКО с 1987 г.

Объекты ЮНЕСКО в штате Уттаракханд

Национальный парк Нанда-Деви


Национальный парк в Индии в районе одноимённой горы (Западные Гималаи), в честь которой и получил своё название. Парк был создан в 1982 г. на площади 630 км². На территории парка нет постоянного населения. В биосферном заповеднике сохранились в диком виде такие редкие виды, как голубые бараны, снежный барс, чёрный медведь, некоторые птицы-нектарницы. На альпийских лугах есть эндемичные виды растений. Другая часть национального парка — ледники, расположенные на высоте выше 6000 м. Весь парк, за исключением нескольких долин и ущелий, находится на высоте свыше 3500 м. Одна из достопримечательностей парка — Озеро Скелетов. В списке ЮНЕСКО с 1988 г.


Долина Цветов


Национальный парк в Индии, расположенный в Западных Гималаях высоко в горах, известный своими лугами с цветами необычайной красоты. Является местом обитания редких животных, включая гималайского медведя, снежного леопарда, бурого медведя и голубых баранов. Флора парка представлена берёзами и рододендронами, произрастающими в альпийских лесах, а также орхидеями, маками, примулами, календулой, маргаритками, анемонами и др. В списке ЮНЕСКО с 2005 г.


Горные железные дороги

Дарджилинг-Гималайская железная дорога была признана объектом Всемирного наследия в 1999 г. Горная железная дорога Нилгири была добавлена в список ЮНЕСКО в 2005 г. Железная дорога Калка-Шимла добавлена в список в 2008 г. Эти дороги были признаны с формулировкой «выдающийся пример смелого, хитроумного технического решения проблемы создания эффективного железнодорожного сообщения в пересеченной, гористой местности».

Страна Индия
Советы туристам в Гоа

Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается
только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или в России: +7 921 6363-986

Главной достопримечательностью страны, входящей во Всемирное наследие, и считающейся одним из чудес света является, конечно, Тадж-Махал. Невероятной красоты дворец, украшенный минаретами и стройными мраморными аркадами, ежегодно привлекает миллионы туристов. Исключительная архитектурная и историческая ценность этого здания опередила его место в числе общемировых достопримечательностей.

Не менее красивы и пещерные храмы в Аджанте. Этот уникальный комплекс расположен в штате Махараштра. Внутри можно найти удивительные наскальные росписи, аналогов которым нет нигде в мире. Именно благодаря уникальной архитектуре самих храмов и их внутреннему убранству комплекс был взят под охрану ЮНЕСКО в Индии. Самые ранние рисунки датируются II и I веками до нашей эры. К сожалению, природные условия не позволили сохранить многие из них, но все-таки в тринадцати храмах из двадцати четырех их еще можно увидеть.

Удивительно красивы и святилища Чола. Они находятся в штате Тамил-Наду на юге страны и были возведены в эпоху правления одноименной династии Чола. Их невероятно отточенный и выверенный внешний вид говорит о больших успехах, которые достигли архитекторы того времени и о величии правителей, которые могли позволить себе воздвигнуть обширный храмовый комплекс. Крупнейший храм Брихадисвара был построен в XI веке.

Объекты ЮНЕСКО в Индии не ограничиваются исключительно архитектурными памятниками. В стране есть и уникальные природные заповедники. В частности, в список Всемирного наследия входят национальные парки Нанда-Деви и «Долина цветов». Это уникальные природные зоны, на территории которых индийская природа расцветает пышным цветом. В частности, это можно сказать о «Долине цветов». А вот парк Нанда-Деви расположен в горах и представляет собой несколько грандиозных ледников. Здесь находится Озеро Скелетов, названное так из-за того, что в нем было найдено большое количество человеческих останков. Считается, что причиной гибели многих людей мог стать крупный град. Если говорить о «Долине цветов», то этот уникальный заповедник стал настоящим украшением западных Гималаев. Всего здесь произрастает свыше пятисот различных видов цветов.

I, III, VI 4 Тадж-Махал штат Уттар-Прадеш I 5
Группа памятников в городе Махабалипурам штат Тамилнад I, II, III, VI 6
Храм солнца в Конараке штат Орисса I, III, VI 7 Национальный парк Казиранга штат Ассам IX, X 8 Национальный парк Кеоладео штат Раджастхан X 9
Заповедник Манас штат Ассам VII, IX, X 10
Храмы и монастыри Гоа штат Гоа II, IV, VI 11
Фатехпур-Сикри штат Уттар-Прадеш II, III, IV 12
Руины Хампи (Виджаянагара) штат Карнатака I, III, IV 13
Памятники Кхаджурахо штат Мадхья-Прадеш I, III 14
Пещерные храмы острова Элефанта штат Махараштра I, III 15 Храмы Чола штат Тамилнад , II, III 16
Памятники Паттадакал штат Карнатака III, IV 17
Национальный парк Сундарбан штат Западная Бенгалия IX, X 18
Национальный парк Нанда-Деви и Долина Цветов штат Уттаракханд , VII, X 19
Буддийские памятники Санчи штат Мадхья-Прадеш I, II, III, IV, VI 20
Гробница Хумаюна Дели II, IV 21
Минарет Кутб-Минар Дели IV 22
Горные железные дороги Индии штаты Харьяна , Химачал-Прадеш , Западная Бенгалия , Тамилнад , II, IV 23
Храм Махабодхи штат Бихар I, II, III, IV, VI 24
Скальные укрытия в Бхимбетка штат Мадхья-Прадеш III, V 25
Археологический парк Чампанер-Павагадх штат Гуджарат III, IV, V, VI 26
Вокзал Чхатрапати-Шиваджи штат Махараштра II, IV 27
Красный форт Дели II, III, VI 28
Джантар-Мантар штат Раджастхан III, IV 29
Западные Гаты штаты Гуджарат , Махараштра , Гоа , Карнатака , Тамилнад и Керала IX, X 30
Форты Раджастхана штат Раджастхан II, III 31
Колодец Рани ки вав штат Гуджарат XI век I, IV

Кандидаты на включение в список всемирного Наследия

На 2014 год ещё 47 объектов в Индии являются кандидатами на включение в список.

Географическое расположение объектов

Напишите отзыв о статье "Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии

– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

На нашей планете существует множество уникальных природных уголков и объектов, которые являются достоянием человечества. К их числу относится и Индия . Каждый, кто побывал в этой загадочной стране, никак по другому, как «другой планетой» Индию не называет. Ежегодно страну посещают миллионы туристов со всего мира, путешествуют по её разноцветным городам, посещают многовековые индуистские храмы, загорают на её белопесчанных пляжах. И каждый раз, возвращаясь оттуда, переосмысливают свою жизнь и начинают её с начала.

Индию нельзя познать, единожды побывав там. Возвращаясь туда снова, ты находишь что-то новое и открываешь страну с другой стороны. Чтобы вам было легче составить список must see , мы предлагаем ознакомиться с культурными объектами Индии , которые внесены в список наследия ЮНЕСКО . Всего в Индии 31 объект отнесен к этому списку. Но мы представим вам 8 достойных внимания.

Вокзал Чхатрапати Шиваджи

Если приедете в Мумбаи, обязательно посетите центральный вокзал города. Это историческое место скорее напоминает не вокзал, а настоящий дворец. Здание было построено в те времена, когда там властвовали англичане. Поэтому оно было построено в стиле неоготической викторианской эпохи в переплетении с индийскими мотивами. Фасад вокзала состоит из башен и куполов, с резными арками и террасами, а внутренний интерьер состоит из резьбы и декора из меди. Вот уже сто лет как Чхатрапати Шиваджи является «торговым портом» Индии.

Буддийские памятники Санчи

В индийском штате Мадхья-Прадеш находится уникальная деревня Санчи . В ней находится сразу 150 памятников архитектуры, которые стали Всемирным наследием. Сейчас здесь открыт музей под открытым небом, в котором находятся скульптуры археологического комплекса. Дворцы и монастыри, колонны и храмы строились в этом месте веками. Но в средине XIV века город опустел, и постройки начали разрушаться. Их нашли только в конце XIX века и начали восстанавливать древнюю архитектуру.

Много буддийских храмов реконструировали. Самой знаменитой является большая ступа - царский курган. Это сооружение имеет круглую форму и полностью украшено резьбой и барельефами. По всей Индии можно увидеть на постройках фантастические образы из индийской мифологии. А в Санчи их особенно много.

Национальный парк Казиранга

Этому парку в Индии всего сто лет, но он по праву считается гордостью страны. Парк состоит из лесов, зеленых лугов и реки. В нем проживают слоны, бенгальские тигры, дикие кошки и популяция однорогих носорогов. Многие внесены в Красную книгу, так как их виды вымирают. В Национальном парке Казиранга растут уникальные растения. Туристы путешествуют по парку на джипах или на слонах, наблюдая за индийской флорой и фауной.

Пещеры Аджанта

Ещё одной жемчужиной Индии является храмовый комплекс Аджанта . В нем находятся 29 пещер, в которых жили и молились буддийские монахи-отшельники. Пещеры удивительны тем, что в них хорошо сохранилась наскальная роспись - искусство древней Индии. По этим росписям можно прочесть историю жизни индусов, на них изображены легенды, которые дают полное представление о их быте и религии. Фрески в этих пещерах не имеют аналогов во всей Азии. Веками жили в этих пещерах монахи, но спустя какое-то время они опустели и стали запущенными. Экскурсии водят к пещерам через террасы, с которых открываются великолепные панорамные виды.

Красный Форт

Красный Форт в Дели - цитадель истории и религии Индии. Построен он был в XVII веке как мусульманский форт, императором Великих Монголов - настоящий шедевр исламской архитектуры. Снаружи он очень могущественен и монолитный, построен из красного мрамора, керамики и красного песчаника.

А за толстыми стенами форта находятся зеленые сады, величественные залы, дворцы, гаремы и действующие музеи. Жемчужиной Красного Форта является выполненная из белого мрамора Мечеть Моти. По вечерам здесь проходят световое и звуковое шоу, которое повествует о Великих Монголах.

Колодец Рани-ки-вав

Этот древний колодец - настоящее архитектурное чудо Индии. Название переводится как «колодец шагов королевы». Его построили ещё в XI веке в городе Патан по приказу царицы Удайямати в память о покойном муже. Спустя века Колодец Рани-ки-вав покрылся илом, а в XIII веке в результате сильного землетрясения его еще и завалило. И только в конце 80-х годов прошлого века археологам удалось восстановить это чудо.

Колодец имеет форму конуса, полностью резной внутри, с полутора тысячами скульптур, состоящий из ступенчатых частей. А водный резервуар находится на глубине 23 метра. Под последней ступенью есть 30-и километровый тайный тоннель, ведущий к городу Сидхпур.

Руины деревни Хампи

С историей деревни Хампи связано много тайн и легенд. Ранее она принадлежала империи Виджаянагара. Говорят, что её столица была очень богата, а жители продавали алмазы даже на улицах. Хампи в прошлом - центр индуизма. Здесь жили и работали великие зодчие, которые создали восхитительные храмы. Службы в этих храмах проходят и в наши дни. Сюда приезжают паломники со всей Индии.

Здесь так же проводятся религиозные праздники и торжества, в которых принимают участие не только местные жители, но и любознательная публика. Правда, для всех Хампи - это в первую очередь загадочные и таинственные достопримечательности: воздушные храмы и разбросанные самой природой монолиты.

Долина цветов

Вроде ничего необычного как для Всемирного наследия ЮНЕСКО, но эта Долина цветов выглядит просто нереальной. В летнее время тут зацветают десятки видов растений. Большинство из них характерны только для Индии. А ещё в Долине цветов бродят гималайские медведи, леопарды и летают красивые птицы. Жаль, что в сезон муссонов, который совпадает с цветением этой долины, сюда не приезжают туристы.

К Всемирному наследию ЮНЕСКО в Индии относится знаменитый на весь мир Тадж-Махал в Агре, Храм солнца в Конараке, Фатехпур-Сикри, памятники Каджурахо, храмы и монастыри Гоа и много других храмовых комплексов и парков. О них мы постараемся рассказать вам в следующих статьях.

Уважаемый читатель, если Вы не нашли интересующую Вас информацию на нашем сайте или в интернете, пишите нам на и мы обязательно напишем полезную информацию именно для Вас

К нашей команде и:

1. получайте доступ к скидкам на аренду авто и отелей;

2. делитесь своим опытом в путешествиях, и мы заплатим Вам за это;

3. создайте свой блог или турагентство на нашем сайте;

4. получите бесплатное обучение по развитию собственного бизнеса;

5. получите возможность бесплатно путешествовать.

О том, как работает наш сайт, вы можете прочитать в статье

1. Главные черты индийской культуры. Ни одно из явлений индийской культуры не может быть понято без учёта его широкого социокультурного контекста, так как в ней неразрывно связаны религиозные верования, ритуал, нормативная мораль, эстетические идеалы, социальные институты. Этот внутренний синкретизм (смешение, слияние разнородных элементов) культуры свойствен и самой человеческой жизни, что отражено в древнеиндийском учении о тривáрге – трёх целях человеческой жизни: дхарме, áртхе и каме. Дхарма предполагает следование закону Долга, артха – достижение материального благосостояния, а кама – чувственное наслаждение, к которому относили и все виды искусства. По традиции считалось, что человек должен преследовать все эти цели поочерёдно на разных этапах жизни – ашрáмах. Учение об ашрамах разводит во времени разнонаправленные усилия и стремления человека. Согласно ему, каждый человек проходит в жизни четыре стадии: ученика, домохозяина, лесного отшельника и отрёкшегося от мира аскета. Совмещая в своей жизни полноту реально ощущаемого бытия и иллюзорную реальность, чувственность и аскетизм, стремление к открытию истины и мистицизм, индиец, осознавший свою индивидуальность, добродетельность, таланты, вместе с тем в процессе формирования личности и самоутверждения культурной идентичности становился частью той социокультурной системы, которая при помощи семьи, общины, варны (касты) определяла круг поступков и занятий человека, поведенческие стереотипы, социальные функции и роли. Эта взаимосвязанность конкретного жизненного опыта индийца с комплексной по характеру культурой, где воедино сплетались религиозные, эстетические и социальные аспекты, наиболее ярко прослеживается в сфере художественного творчества. Оно всегда воспринималось не отдельной областью культуры, а частью религиозных и социальных ритуалов. Художник при этом превращался в провидца, который для выражения единства и гармонии образов – главных художественно-эстетических критериев – обращался к личному чувственному опыту и эстетическим переживаниям.

Вся творческая деятельность в Древней Индии подпадала под категорию «кама», поэтому её цель воплощалась в достижении творцом счастья и удовольствия. Хотя индийские эстетики объясняли любовь и красоту через их родство с высшим состоянием духа, свободного от земных желаний, большая часть индийского искусства – это гимн чувственной любви и земной красоте. Таким образом, творческая деятельность представляла собой соединение чувственного и духовного, в том числе религиозно-философского опыта творца.

2. Древнеиндийская литература. Литературное творчество – одно из важнейших направлений культуры, созданной в Древней Индии. Древнеиндийская литература занимает одно из самых почётных мест в истории всемирной литературы. Она отличается разнообразием жанров, поражает глубиной и оригинальностью содержания. Важнейшей особенностью литературного наследия индийцев была его глубочайшая пронизанность религиозными идеями, которые не только определяли направления авторского мышления во всём многообразии его социокультурных связей, но и оказывали самое значительное влияние на формирование цивилизационной модели развития Древней Индии.


Исходной основой литературного творчества многих поколений стали Веды – «священные» книги индоариев, окончательная письменная редакция которых сложилась в первые века нашей эры. Веды породили богатую литературу, связанную с толкованием их мистико-магического содержания. Так, в поздневедический период (X–VII вв. до н. э.) были составлены «Брáхманы» – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологические комментарии ко всем четырём Ведам. Сборник «Араньяки» содержал наставления для отшельников-аскетов, долгие годы проводивших в благочестивых размышлениях, в поисках истины, познания тайн Вселенной. «Араньяки», в свою очередь, стали тем истоком, с которого началась литература «Упанишáд» – философских текстов Древней Индии. Сам термин «упа-ни-шад» означает «сидеть возле», то есть быть у ног учителя, внимать его поучениям, постигать скрытый, тайный смысл текста. «Упанишады» возникли на основе дальнейшей и более тщательной разработки тех мест из «Брахманов» и «Араньяков», в которых разъяснялся сокровенный смысл магии и символики жертвенной обрядности, а также освещалось эзотерическое значение отдельных понятий и категорий (карма, Брахман, Атман). Написанные в форме бесед, «Упанишады» содержали рассуждения жрецов и аскетов-отшельников о наиболее кардинальных проблемах бытия: мироздании и космогонии, взаимосвязях человека – космоса – мира богов, жизни и смерти и т. п.

Помимо религиозно-философских сочинений в Древней Индии существовала и чисто философская литература, лишённая мистических абстракций. Например, представители школы локаята выступали против основных положений религиозно-философских доктрин, в том числе против идей индивидуального религиозного освобождения (кармы) и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие.

Большим достижением древнеиндийской философии было анатомическое учение школы вайшéшика, имеющее аналогии с учением Демокрита в Греции. Основатель школы йоги Патанджáли большое внимание уделил разработке вопросов человеческой психологии. Один из крупнейших философов Нагарджуна выступил с концепцией «всеобщей относительности», или «пустоты», которая оказала влияние на судьбу буддийской философии в Тибете и Китае.

Но всё же религиозно-философская мысль древних индийцев заметно преоблада над философскими концепциями. Так, именно религиозно-философские идеи лежат в основе двух великих поэм индийцев «Махабхараты» и «Рамаяны». Они написаны в жанре героического эпоса, который занял в литературе Индии значительный по времени период: основной сюжет поэм закладывался в середине первого тысячелетия до н. э., а запись завершилась в первые столетия нашей эры. Содержание этих поэм, охватывающее почти тысячелетие, настолько обширно и многообразно, что их называют подлинной энциклопедией древнеиндийской жизни. В этих ставших священными эпопеях содержится богатейшая информация о самых различных аспектах культурно-исторического развития индийцев, от их мифологических представлений до описания брачно-семейных отношений и даже интимных сторон человеческой жизни.

Канонический статус «Махабхараты» и «Рамаяны» проявляется в том, что эти поэмы остаются до сих пор одним из главных средств массового образования и культурного просвещения индийцев. Они способны формировать мысли, характеры, эстетическое и религиозное сознание даже неграмотных людей, приобщая их к философским, социальным и политическим идеям. Утверждаемые в них истины сосредоточены в формуле «Добро – Истина – Красота», которая составляет глубинные основы индийской культуры, определяет суть взаимоотношений человека и социума. В поэмах содержатся призывы руководствоваться высшим смыслом в своей жизни, выполнять свой долг вне зависимости от результатов действий. Став стержневыми текстами древнеиндийской культуры, «Махабхарата» и «Рамаяна» выполняли роль проводника культурных ценностей для многоэтничного населения Индии, содействовали формированию идеальных образов мужчины (воплощения истины и морали) и женщины (олицетворения непорочности, терпения).

«Махабхарата» состоит из ста тысяч двустиший; её авторство приписывается мудрецу Вьясе. «Махабхарата» – это предание большого объёма с великим множеством вставных эпизодов и огромным количеством действующих лиц: богов, полубогов, демонов, героев, отшельников, мудрецов, красавиц, нимф, воинов, слуг. Сюжет «Махабхараты» сложен и разветвлён, ряд сюжетных линий перекликается с мотивами иных эпосов, в том числе «Илиады». В кратком виде содержание этой поэмы – великой истории битвы богов и героев – сводится к следующему. Пятеро братьев Пáндавов, сыновей царя Пáнду, женатых на красавице Дрáупади, в силу ряда сложных перипетий на много лет лишены возможности вернуться в родные края. Они терпят лишения, совершают подвиги, но их соперники, кузены рода Кáуравов, отказываются вернуть им половину царства, как было условлено. Началось великое сражение царей и воинов, богов и героев, людей и зверей, и сама битва приобрела космический размах. В ответственный момент Кришна посоветовал предводителю Пандавов Арджуне пойти на хитрость, которая и позволила братьям одержать победу над противником. Пандавы возвратили своё царство, которым впоследствии правили потомки Арджуны.

В основе повествования «Рамаяны» – любимой поэмы индийцев – описание приключений царевича Рáмы, изгнанного из родительского дома в результате козней младшей жены царя Дашарáтхи, которая была одержима идеей передать престол своему сыну Бхáрату. Огорчённый Рама вместе с женой Ситой и младшим братом Лáкшманой живут в лесу, куда является демоническая красавица, пытающаяся соблазнить Раму. Она терпит неудачу и в гневе требует мщения от своего брата, предводителя демонов Рáваны, прельщая его красотой Ситы. Равана похищает Ситу. Рама с помощью животных и духов, в том числе сына обезьяны и бога ветра Ханумáна, пускается в поиски жены. Хануман легко перелетает через пролив, отделяющий Индию от острова Цейлон, и на Цейлоне находит спрятанную от людей печальную Ситу. Рама во главе войска обезьян и медведей прибывает на Цейлон и в битве одолевает демонов-ракшасов. В поединке с Раваной Рама побеждает противника, освобождает Ситу, но начинает сомневаться в её целомудрии. Оскорблённая Сита восходит на костёр, однако пламя не коснулось её – Сита оказалась невинна. Рама возвращается в своё царство, и Бхарата отдаёт ему престол. Однако, получив власть, Рама не обрёл душевного спокойствия, потому что в народе возникают худые толки о Сите: раз её касались руки демона, она осквернена. Сита покидает дворец и вдали от Рамы рожает ему сыновей-близнецов. Но народ по-прежнему требует доказательства её невинности. Сита клянётся, и земля, подтверждая её клятву, принимает жену Рамы в своё лоно. Рама остаётся один и соединяется с Ситой только после смерти.

«Рамаяна», авторство которой приписывается поэту Вáльмики, в высшей степени отражает образ жизни и мыслей индийцев, их этические и художественные стандарты. Рама стал одной из аватар божественного Вишну, и в его честь в Индии ежегодно устраиваются праздники – Рам-лилы, играют драмы на сюжет «Рамаяны».

Образы и сюжеты эпических поэм вошли составной частью в общенациональную традицию Индии; начиная с эпохи Средневековья к ним обращались и обращаются до сих пор выдающиеся деятели театра, музыки, изобразительного искусства.

К эпическим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна», которые вошли в сокровищницу мировой литературы, примыкают произведения, получившие название «пурáны». Это сказания о богах, героях, царях и мудрецах, представляющие собой художественную и религиозно-философскую обработку древнейших легенд и сюжетов реальной истории.

В первые столетия нашей эры в развитии древнеиндийской литературы появился жанр авторского художественного творчества. Наиболее крупными его представителями были драматург Ашвагхóша, на санскрите создавший поэму «Жизнеописание Будды» (I–II вв.), и самый прославленный поэт Древней Индии, живший при дворе Чандрагупты II, Калидáса. Его перу принадлежит много пьес, эпических и лирических произведений. Наиболее известной из них является драма «Шакунтала» («Узнанная по перстню Шакунтала»), повествующая о верной, преодолевающей все преграды любви красавицы Шакунталы и молодого царя Душьянта.

В Древней Индии высокого уровня достигла и теория литературного творчества, в том числе поэзии, которая обобщала наиболее удачный опыт в поэтическом языке и подробно рассматривала правила стихосложения. Одно из самых ранних сочинений по поэтике принадлежало Бхáмахи и называлось «Поэтические украшения» (IV–V вв.).

В целом можно отметить, что разнообразие жанров, высокое художественное мастерство, глубина содержания произведений свидетельствуют о больших успехах, достигнутых древнеиндийским народом в области литературы, которая по праву занимает одно из наиболее почётных мест в истории всемирной литературы.

3. Пластические искусства. Лучшие образцы древнеиндийской архитектуры, скульптуры и живописи отличаются такой живой силой воздействия и такой самобытной красотой, что их невозможно спутать с памятниками другой страны. Дело в том, что культура Древней Индии складывалась в условиях величественной тропической природы, что и наложило на её формирование особый отпечаток. Праздничная и жестокая, цветущая и грозная, с непроходимыми чащами, глубокими горными ущельями, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, ядовитых змей и дурманящих растений, природа Индии содействовала рождению столь же мощных и величественных образов мифологии: богов-исполинов, тремя шагами обходящих мир и выпивающих разом целые реки; героев, наделённых космической силой; добрых и злых духов, обитающих в каждом дереве, горе, водоёме. Они обрели бессмертие благодаря неистощимой фантазии безвестных мастеров, вложивших в создание их изображений свои поэтические представления о красоте земли и волшебстве её таинственных сил.

Вера в чудодейственные силы природы и стала основой всей индийской культуры, и изобразительного искусства в том числе.

Художественная жизнь Древней Индии достигла зрелости и полноты своего расцвета в конце первого тысячелетия до н. э., когда была создана обширная держава Маурьев. От этого времени дошло немало произведений архитектуры и скульптуры, поскольку, в отличие от предшествовавшего времени, когда главным строительным материалом было дерево, храмовые и мемориальные сооружения стали выполняться целиком из камня. Однако о самой столице империи Маурьев городе Паталипутра мы можем почерпнуть сведения только из описаний грека Мегасфена. По его записям, Паталипутра, окружённая деревянными стенами с шестьюдесятью четырьмя воротами и обведённая рвом, была красивейшим городом. Семьдесят дозорных башен были возведены для того, чтобы оберегать покой горожан, размещавшихся в двух- и трёхэтажных строениях, и царский дворец, представлявший собой многоэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. По фасаду дворца тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами. От дворца к Гангу спускались сады с фонтанами и бассейнами. На трёх этажах дворца один за другим располагались огромные многоколонные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, светящимися золотом изображениями растений и животных. Особой достопримечательностью царских покоев были высокие колонны, выполненные из отполированного гранита. Они напоминали колонны персепольских царских залов, и потому свидетельствовали о некогда близких контактах Индии и Ахеменидского Ирана.

Огромные средства Маурьи тратили и на постройку культовых сооружений, особенно связанных с буддизмом, который при Ашоке стал государственной религией.

Основными буддийскими сооружениями были ступы, стамбхи, скальные храмы.

Ступа – грандиозный полусферический холм, лишённый внутренних помещений, расположенный на высоком каменном барабане и имеющий реликвáрий – место для хранения мощей Будды. Напоминая огромную перевёрнутую чашу, ступа своей округлостью и мягкостью очертаний имитирует живую плоть и потому хорошо согласуется с идеями плодородия, могущества природных сил земли.

Одним из самых известных буддийских сооружений была ступа в Сáнчи, возведённая в III–I вв. до н. э. Тяжёлое и грузное, облицованное каменными блоками монолитное тело ступы имело диаметр основания около тридцати двух метров. Каменная ограда, окружавшая её, имела четверо ворот – торана, ориентированных по четырём направлениям света. Эти каменные ворота представляли собой два высоких и массивных столба, несущих три пересекающих их перекладины, расположенные одна над другой. Самая высокая завершалась фигурами гениев-охранителей и буддийскими символами – колесом закона и крылатыми львами. Перекладины ворот, промежутки между ними и сами столбы сплошь заполнялись скульптурой. Между сценами не было тесной сюжетной связи. Рельефы посвящались как буддийским темам, так и более древним сюжетам индийской мифологии, жанровым сценам, повествующим о жизни народа, осаде городов, жителях волшебных стран, описания которых даёт древнеиндийский эпос. Между этими композициями размещены звери и птицы, священные животные, цветы. При всём разнообразии мотивов имеется и ряд объединяющих повторов. Так, все ворота высятся на спинах четырёх слонов, несущих на себе, подобно античным атлантам, тяжёлую массу каменных перекладин. Боковые части ворот украшены фигурами духов плодородия – якшинь, изображённых в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях деревьев.

Все фигуры выполнены в разных масштабах и техниках. Они показаны то в плоском рельефе, то в объёмных формах круглой скульптуры, что создаёт богатую игру света и тени на поверхности ворот, подчёркивает высокое пластическое мастерство резьбы по камню.

Вторым видом буддийской монументальной скульптуры были стáмбхи – монолитные столбы с эдиктами царя Ашоки и буддийскими моральными изречениями. Капитель стамбхи украшалась цветком лотоса или фигурами почитаемых в буддизме животных: льва, быка, слона или лошади.

Наиболее знаменита созданная в III в. до н. э. каменная капитель стамбхи в Сарнáтхе, изображавшая четырёх львов, которые на соединённых спинах несут буддийское колесо закона. Внушительностью своих форм и тщательностью проработки всех деталей сарнатхская капитель утверждала идею могущества буддизма и всего государства Маурьев.

Не менее совершенное мастерство камнерезных работ демонстрировали и новые формы храмов. При Ашоке начали высекаться пещерные буддийские монастырские комплексы, достигавшие подчас внушительных размеров. Основными их сооружениями были квадратные залы – вихáра, за которыми в толще каменной глыбы располагались кельи монахов и храмы – чáйтьи. Помещения чайтьий, вытянутые в глубину скалы, делились двумя рядами колонн на три нефа (коридора), украшались скульптурой и росписями. У закруглённой стены напротив входа в храм помещалась ступа – хранилище реликвий.

Процесс создания скальных сооружений был очень длительным и исключительно трудоёмким. Он начинался с верхней части отвесной скалы, где вырубались ступени лестницы, фасадная площадка, световое окно, через которое вынимались породы, и постепенно продолжался в толще и нижней части горных пород. Строителям при этом не требовались леса и лестницы: они, как кроты, освобождали скалу от «лишней» массы.

Одним из самых красивых образцов скального зодчества является чайтья в Карли (I в. до н. э. – I в. н. э.). Длина храма составляла 41 метр, ширина – 15,5 метра, высота – 15 метров. Пол и колонны чайтьи были отполированы до блеска. Восьмигранные колонны, помещённые вдоль стен, увенчивались капителями в форме перевёрнутой чаши лотоса, на которой восседали коленопреклонённые слоны с фигурами гениев на спинах. Архитектурный облик храма дополняла расположенная в глубине зала ступа.

Ни ведическая, ни индуистская религии не концентрировали своё внимание на создании образов богов и тем более – изображений царствующих особ. Это тормозило развитие скульптуры. Кроме того, статуи, если и воздвигались, то были недолговечными, так как художественные каноны Индии предписывали использовать камень только для культовых целей, поэтому статуя, созданная из дерева, не выносила испытания временем. Видимо, по этим причинам в Индии не обнаружено большого количества скульптуры, а известные нам образцы имеют культовое предназначение. Они появились в маурийскую эпоху.

Древнеиндийские мастера, изготавливая антропоморфные изображения, были обязаны соблюдать следующие художественные принципы:

а) «саджива» (быть живым) – попытки передать дыхание и течение «жизненного сока»;

б) акцентирование внимания на конструкции плечевого пояса; перемещение центра тяжести тела к плечам, лишение ступней тяжести торса;

в) обращение к поэтическим формулам как к основополагающему техническому руководству;

г) изготовление скульптуры на определённый срок – пока она обладает «божественной сутью» и уничтожение её после истечения этого срока.

В I–III вв., когда Северная Индия вошла в государство Кушанов, произошло реформирование буддизма, и Будду стали считать божеством (раньше к нему относились как к учителю, наставнику). Появились его первые изображения (раньше Будда воспроизводился через символы), кроме того, искусство Индии обратилось к изображению чувств людей, раскрытию внутреннего мира человека.

Черты буддийского искусства наиболее ярко проявились в Северо-Западной Индии – там, где после завоеваний Александра Македонского жили греки, бактрийцы и малоазийцы, обогатившие индийскую культуру греческими и эллинистическими художественными традициями. Именно здесь под влиянием греческой пластики появились первые скульптурные образы Будды в виде идеально прекрасного мужчины, пребывающего в состоянии глубокого созерцательного покоя.

Для передачи божественного облика Будды были разработаны сложные изобразительные приёмы и правила выражения признаков святости. Их насчитывалось более тридцати, в том числе – миндалевидный овал лица и длинные мочки ушей – признаки благородного происхождения, бугор мудрости на темени, монашеские одежды, символические жесты.

Юные помощники Будды – бодхисаттвы, оставшиеся на земле ради спасения людей, под резцами мастеров гандахарской художественной школы превратились в святых, полных величественного покоя и глубокой душевной значимости.

Последний этап расцвета древнеиндийской художественной культуры приходится на 320–450 гг. – время существования империи Гуптов. Буддийские храмы в это время превратились в своеобразные музеи, где живопись, скульптура, декоративные ремёсла выступают в более тесном, чем прежде, содружестве. Впервые подлинного расцвета достигла живопись, как культовая, так и светская.

Примером синтеза разнообразных видов художественного творчества индийцев стал один из самых известных пещерных монастырских комплексов Индии – Аджáнтский. Это целый пещерный город, вырубленный в горах, пролегающих вдоль живописной реки Вагхора. Аджантский комплекс создавался много лет разными поколениями мастеров. Здесь был и своего рода университет, где обучались монахи, и центр паломничества, и своеобразный музей, на стенах которого нашли широкое отражение мифологические сюжеты, брахманистские и буддийские религиозные мотивы.

Пять из пещер Аджанты были чайтьями, а двадцать четыре представляли собой монастырские залы – вихара, окружённые монашескими кельями.

Фасады пещер, выполненные в эпоху Гуптов, пышно декорировались скульптурой. Многочисленные статуи Будд и бодхисаттв заполняли все углубления стен, стояли вдоль рядов колонн. Кроме буддийских образов, в скульптуре и рельефе были представлены и более древние божества и духи в виде растений, животных, полулюдей-полуживотных, но они стали более зрелыми по мастерству, более свободными в пластике движений, чем их скульптурные прототипы прежних времён.

Внутренние помещения пещер Аджанты почти сплошь, включая потолки, покрывались росписями на сухой штукатурке, которые прекрасно сохранились до наших дней, так как древнеиндийские художники владели искусством укрепления грунта, знали секреты стойких красок. Применяемый для росписей грунт состоял из двух слоёв, для связки которых употребляли пчелиный воск, патоку, камень; после высыхания внешнего грунта стену лощили, поливали известковым молоком.

В теории живописи нашли отражение руководства по танцевальному искусству, музыке, пантомиме.

Изображение строилось на основе двух принципов: системе пропорций (примана) и системе позиций (стхана). Основой организации композиции было разделение её на группы, располагающиеся по кругу или овалу вокруг центральной фигуры. Канон определял цветовую раскраску: цари и боги изображались белым цветом, флора и фауна имели естественный цвет, всё остальное было условно окрашено. Основным средством художественной выразительности считался контур с мягкой подцветкой, который выявлял объёмность форм. Художники знали воздушную перспективу. Сочные, тёплые краски усиливали свой эффект при помощи зеркал, улавливающих свет, что создавало ощущение осязаемой жизни. В росписи преобладала повествовательность, подробное развёртывание сюжетов на темы из царской и повседневной жизни индийцев. Картины мифологического характера, эпизоды из жизни Будды до «просветления», иллюстрации индийского эпоса – всё это, сплетаясь в единую панораму вымышленных и реальных событий, передаёт легендарно-мифологическое ощущуение мира, направлявшее творческие порывы художников.

Хотя традиционная иерархия пространственных искусств в индийских трактатах отводила живописи последнее место, совершенство росписи в Аджанте опровергает эту классификацию. Реализм и выразительность созданных сюжетов и образов доказывают, каких вершин достигло искусство стенной росписи в Индии к началу Средневековья. Не случайно поэтому традиции Аджанты оказали воздействие на искусство Цейлона, Китая, а принципы художественного творчества, сформированные в архитектуре и скульптуре, распространились в Корее, Японии и других юго-восточных странах.

4. Научные достижения. Древние индийцы достигли больших успехов в математике, астрономии, медицине.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы счисления с применением нуля. Это новшество сложилось не только в результате развития собственно математической традиции, но и под влиянием философского понятия «пустота», введённого мыслителем Нагарджуной.

Десятичная система была заимствована арабскими учёными, а затем распространилась по всему миру.

Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы, высокого уровня развития достигла алгебра. Именно в этой области (в отличие от античной науки, где основное внимание уделялось геометрии) древние индийцы достигли исключительных успехов. Алгебраические сочинения математиков Древней Индии были широко использованы в Средние века арабскими учёными, а через них стали достоянием и европейских народов. Некоторые математические термины: «цифра», «синус», «корень» – индийского происхождения.

Трактаты по астрономии древнеиндийских учёных также были популярны ещё в эпоху Средневековья. Одним из наиболее важных открытий в этой области следует считать догадку Арьябхаты о вращении Земли вокруг своей оси.

Большим уважением в древности пользовались врачи Индостана, которые занимались как теорией медицины, так и совершенствованием методов лечения. Пытаясь выяснить природу заболевний, древнеиндийские медики разработали учение о трёх главных «жизненных соках», изменение состава и консистенции которых приводило к нарушению работы всего организма. Большое внимание уделялось антропогеографии – влиянию на человеческий организм природных условий, а также учениям о наследственности и врачебной этике. На высоком уровне стояла древнеиндийская хирургия. В медицинских трактатах первых веков нашей эры упоминается о трёхстах различных операциях и ста двадцати имеющихся в распоряжении специалистов хирургических инструментах. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях индийской «Аюрвéды» (науки о долголетии).

В Древней Индии развивались и гуманитарные науки: лингвистика, литературоведение, юриспруденция. Шедевром политико-юридической мысли считается трактат «Артхашáстра» («Наука о достижении полезного»), который, хотя и не является научным текстом с современной точки зрения, содержит описание государственного устройства Индии эпохи централизованной империи; он богат рекомендациями о наилучших методах управления, осуществления судопроизводства, организации экономической, культурной, внешнеполитической деятельности, адресованными царю и его приближённым.

Подводя итог, отметим, что за почти три тысячи лет своего существования Древнеиндийская цивилизация создала уникальную культуру. Обобщая и приумножая свой культурно-исторический опыт, народ Древней Индии достиг больших успехов в точных и описательных науках, в практическом и прогностическом знании. Религиозно-философские идеи и концепции, литературно-художественные ценности, мастерство, технологические приёмы, художественный вкус архитекторов и скульпторов Древней Индии стали ощутимым вкладом в сокровищницу мировой цивилизации, пользовались большим влиянием в Юго-Восточной Азии, привлекали к себе внимание выдающихся деятелей культуры Европы и России.

Индийская культура едина и многообразна одновременно. Основанная на религиозно-философских учениях, культура поощряла интеллектуальный изоляционизм, развивала умозрительное индивидуальное начало человека, в то же время в рамках цивилизационной модели индиец оставался прежде всего элементом институциональной структуры, общины, касты и т. д. В результате очень сложных взаимоотношений между индивидуальными и социальными аспектами человеческого бытия и возникают известные парадоксы индийской культуры, в которой сосуществуют аскетизм и чувственность, активное участие в земной жизни и стремление к уходу от неё. Решение этих парадоксов было выработано в самой культуре Индии в форме учения об ашрамах. Переплетение социальных, духовных и художественных элементов в индийской культуре делает сложным процесс её восприятия для представителей иных культурных традиций, но в то же время именно эта синкретичность и превращает культуру Древней Индии в уникальную, неповторимую.

Похожие статьи