Лед на байкале красивое название. Тур на байкал зимой

Легендарное российское озеро, включенное в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – магнит для туристов со всей планеты. Мы спросили у двух путешественников со стажем, в какое время года лучше ехать на Байкал. Каждый настаивал на своей версии. Юлия рассказывала о экстремальной поездке по бирюзовому льду. «А как же палаточный лагерь и путешествие на байдарках?» – упрямствовал Александр. Пришлось объявить ничью. Время года не имеет значения, если цель вашей поездки – пресноводное море Сибири.

Фото: satorifoto.livejournal.com / Даниил Коржонов

«Вот доедем – и покажу тебе место, где на прошлой неделе КамАЗ с дровами на дно ушел. Если полынья в том месте ровненько замерзла, то сквозь лед можно увидеть кабину, там неглубоко! Говорят, водила выбраться так и не успел», – под такие «веселые» байки моего иркутского приятеля Димы и клацанье моих зубов на огромном экспедиционном джипе бодро мчим из Иркутска к Байкалу. На календаре вторая половина февраля. Я, словившая первый «наркотический» приход от лицезрения яростной сини байкальских вод осенью, теперь стремлюсь увидеть его легендарные бирюзовые льды.

КамАЗ, дрова и байкальские духи

Дорога от Иркутска до поселка Сахюрта, откуда в теплое время года на остров Ольхон ходит паром, а зимой берет свое начало официальная ледовая переправа, занимает около трех часов. Причем большая часть времени уходит на задабривание местных духов со сложным характером. Делается это в специальных точках – бурханах, расположенных на всем протяжении трассы. «Надо выпить алкоголь именно белого цвета и оставить монетку из белого металла. А то шиш тебе, а не хорошая погода и крепкий лед; коньяк и вино не прокатывают», – со знанием дела объясняет Дима, грозно шевеля бровями. Ежась на холодном ветру усть-ордынских степей и вспоминая ушедших на дно мужика, дрова и КамАЗ, покорно глотаю водку и ищу мелочь по карманам.

За такие добросовестные check-in`ы на бурханах по пути к Ольхону духи благосклонно приглушают инстинкт самосохранения. И в результате, впервые выезжая на открытый лед, за границы официальной ледовой переправы, ты не орешь от страха, а тихонько подвываешь от ужаса и восторга, сидя в многотонном автомобиле, который неуправляемым снарядом несется по зеркалу Малого моря практически без сцепления с поверхностью. Под колесами – темно-синяя бездна, исчерченная белыми метеорами мелких поверхностных трещин, усеянная галактиками пузырей и туманностями редких снежных проплешин. Процесс торможения на абсолютно гладком льду – это целая спецоперация, требующая особых навыков по мгновенному расчету массы автомобиля по отношению к скорости и примерному расстоянию до ближайших торосов или торчащей изо льда скалы. Господи, спаси и сохрани!

Человек-пингвин

«К скалам близко подъезжать нельзя», – говорит Дима, блокируя все колеса и эффектно пуская машину юзом в сотне метров от обрывистого берега Ольхона. «Они нагреваются от солнца и лед рядом с ними подтаивает. Но мы туда сейчас пешком сходим». К этому моменту сознание полностью смиряется с тем, что на ближайшие несколько дней под тобой будет 50–80 см совершенно прозрачного льда и бог знает сколько десятков или сотен метров водной толщи самого глубокого на этой планете озера. Поэтому первые шаги по льду делаются с обреченностью ведомого на расстрел: в конце концов, какая разница, где тебя поглотит сия пучина – посередине Малого моря или у ближайшей скалы. Но в следующие мгновенья – после эпичного падения на пятую точку с тремя безрезультатными попытками подъема – тема разверзающейся бездны закрывается полностью. Отныне главной твоей заботой становится удержание собственного тела в вертикальном положении. Единственным в моем случае работающим способом более-менее безопасного передвижения по зеркальному льду был режим «человека-пингвина». При этом для профилактики ушибов и переломов при падениях необходимо предусмотреть одежду, которая максимально приближает вас к форме шара.

Дорога жизни

Увидеть главные сокровища зимнего Ольхона – ледяные гроты на севере – можно, только выехав за границы официальной переправы. Это дорога по льду Байкала, которую иркутское подразделение МЧС прокладывает каждый год. Дорога жизни, как ее называют жители Ольхона. Именно этой трассой пользуются для поездок на материк, по ней завозят продукты для островных поселков, дрова для отопления (на Ольхоне, который целиком является заповедной зоной, вырубка запрещена) и медикаменты.

Байкал даже подо льдом – живой, он дышит, ворочается, образуя страшные становые трещины и гигантские торосы. Подводные течения и ураганные ветра в некоторых заливах меняют структуру льда, появляются полыньи. Местные жители, выезжая на открытый лед, хорошо знают такие проблемные участки и объезжают их стороной. Для новичков выезд за пределы вешек, поставленных МЧС, – большой риск. Каждый год под байкальский лед уходят десятки машин. Очень часто жертвами становятся нетрезвые водители и гости из других регионов, по прилете в Иркутск арендующие крутые машины и рассекающие на них по замерзшему озеру. Поэтому главный лайфхак для путешествующих на зимний Байкал: забудьте про аренду автомобиля. За рулем при поездках по льду должен находиться трезвый местный житель, обладающий знаниями о ледовой обстановке по вашему маршруту.

Позы на льду

Все выезжающие на открытый лед предоставлены сами себе. И каждый придумывает развлечения по своему вкусу, отличающие разной степенью безумия и экстремальности. Спортсмены делают многокилометровые многодневные переходы на коньках с лыжными палками, волоча за собой снаряжение в санях. В заливах можно встретить рыбаков: подледный лов омуля превращает мужиков в зомби. Некоторые фанатики привозят с собой фанерные домики и ставят их прямо над лункой, в них же и ночуют. Отчаянные байкеры шипуют резину своих мотоциклов эндуро и пересекают Байкал с юга на север, с разгону перепрыгивая непреодолимые для машин торосы и трещины. Кайтеры буксировочными змеями ловят шальные ветра. Про подледный дайвинг мне даже страшно думать.

Далекий от спортивного экстрима народ с турбаз сначала плотно утрамбовывается жареным омулем и позами – гигантскими бурятскими пельменями. На позе сверху – дырка. «Сначала высасываешь у нее «душу» – горячий мясной сок из отверстия на макушке. А потом уже пустую кусаешь сбоку», – советуют мне опытные едоки. Сок обжигает язык, из отверстия идет пар. Дальше сладкий чай с лимоном, одевание с постепенным принятием формы шара и выход-выкат в солнечный морозный день.

А неугомонные туристы уже арендуют «Хивусы» – катера на воздушной подушке – и уносятся на них через полыньи и трещины в Малое море. Но «Хивус» надолго – это дорого, поэтому после народ устраивает покатушки на внедорожниках по идеально ровному льду с максимальным разгоном и последующим дрифтом. Рекомендую при этом врубить в машине на всю громкость какой-нибудь из вальсов Штрауса. Например, «Сказки Венского леса». Скорее всего, вас потом долго не будет укачивать ни на одном транспортном средстве. Когда просто дрифтовать становится скучно, к машинам привязывают надувные санки-ватрушки. Развлечение, кстати, довольно опасное: «ватрушечники» рискуют быть размазанными о байкальский лед в случае неловкого поворота неопытного водителя. Поэтому мы рисковать не стали и привязали длинным тросом к машине… мою подругу Катерину на коньках. Все сделали аккуратно: Катерина сначала вяло сопротивлялась, а потом требовала продолжения.

Гала-концерт

Вообще, конечно, скольжение идеальное. Ветер сдувает снег с ледовой поверхности и образует идеальный каток. Огромный, безлюдный и бесплатный. Ошалевшая от счастья Катерина носилась по льду с криками «Это все мое! Мое!». Перед выездом в аэропорт одной из моих важнейших задач было поймать ее и снять коньки.

А еще поражает сверхъестественная прозрачность байкальского льда. Бог его знает, за счет чего формируется этот оттенок неземной бирюзы – химического состава воды или преломления солнечных лучей? Кстати, погода на Oльxoне заметно отличается от других мест на Бaйкaле: по результатам многолетних наблюдений, на острове всего 48 пасмурных дней в году. И если день солнечный и безветренный, то, например, местные -15 или -20 °С вполне комфорты для долгого пребывания на свежем воздухе.

Да и звуки этот лед издает особые. Он то стреляет резкими разрывами далеких становых трещин, то по-змеиному тихо шипит сетью мелких поверхностных под ногами, то гулко булькает под ударами ладошек местных ледовых барабанщиков. Финальный гала-концерт мы инициировали сами и уже на берегу Большого Байкала. Синхронно разбивали большие куски льда и потом долго вслушивались, как тонко поют-звенят острые осколки, катящиеся по ледовому полю к розовому закату, опускающемуся на Бугульдейский залив. А в это время духи шаманов с Мишкиной горы хохотали над бесплотными попытками безумцев по звуку и цвету льда расшифровать формулу любви к этому удивительному месту над названием Байкал.

День 1 Знакомство с Байкалом

Утром вас встретят в аэропорту, после чего вы отправитесь к Байкалу на комфортабельных микроавтобусах. Дорога займет 3-4 часа, в пути вы сможете пообщаться с гидом или поспать после ночного перелета.

Ваш первый обед пройдет в бурятском кафе, где вы попробуете вкуснейшие блюда сибирской кухни: бурятские позы и бухлер.

После сытного обеда вы продолжите путь. Вас ждет первый выезд на лед Байкала на максимально безопасном транспортном средстве - ТРЭКОЛ. Он способен передвигаться по воде, суше и льду. Помимо своих ходовых качеств, этот транспорт выглядит очень эффектно, и фотографии на его фоне получаются особенно интересными.

Вечером вы разместитесь на базе отдыха и поужинаете. У вас будет свободное время. Вы сможете прогуляться по льду пешком или покататься на коньках.

День 2 Малое море

После завтрака вы отправитесь осматривать лед Малого моря на вездеходах. Сначала вы посетите буддистскую Ступу просветления на острове Огой, а затем осмотрите гроты, наплески и пещеры с ледяными сталактитами. Узнаете легенды и мифы о Байкале.

Обед-пикник с блюдами сибирской кухни пройдет прямо на льду озера. После него вас ждут ледовые развлечения: катание на коньках, ледовый гольф, фотосессии и посвящение в ледовые путешественники.

Ближе к вечеру вы доберетесь до Ольхона и главной визитной карточки Байкала — скалы Шаманка. Затем вернетесь на турбазу, поужинаете и отдохнете.

День 3 Тажеранские степи

Сегодня вас ждет исследование Тажеранских степей. После завтрака вы отправитесь на вездеходах в южном направлении, в сторону поселка Бугульдейка.

По пути вы сделаете остановку и совершите восхождение на обзорную вершину Тан-Хан, откуда открывается прекрасная панорама Байкала и вид на Приморский хребет. После этого вы пообедаете на берегу озера, прогуляетесь и осмотрите ледовые гроты и наплески.

Вечером вы приедете в поселок Бугульдейка, где посетите мраморный карьер. На ночь разместитесь в уютном экоцентре. После ужина можно будет заказать баню.

День 4 Прогулка на хивусе

После вкусного и сытного завтрака вы доедете до Бугульдейки на автомобилях. Здесь вы пересядете на хивус — судно на воздушной подушке, которое довезет вас до Листвянки.

По пути вы увидите несколько достопримечательностей Байкала: мыс Арка, бухту Песчаная, утёс Скрипер и Чёртов мост. Эти места славятся чистейшим льдом самых разнообразных форм, так что вы сможете устроить отличную фотосессию.

В пути вы сделаете остановку на обед. К вечеру вы прибудете в Листвянку и разместитесь в отеле у самого истока Ангары. Поужинаете (оплачивается дополнительно) и отдохнете.

День 5 Сплав на льдине

После завтрака вы посетите смотровую площадку «Камень Черского». Подъём пройдет на кресельном подъёмнике, а сверху откроется отличный вид на Байкал и исток Ангары.

Затем вас ждет экскурсия в Байкальский музей, виртуальное погружение на дно озера и знакомство со знаменитой байкальской нерпой.

После обеда в ресторане вы отправитесь к истоку Ангары, откуда начнется сплав на льдине. Вы познакомитесь с сибирскими собаками — аляскинскими маламутами или хаски, которые станут вашими спутниками в этом приключении. Во время сплава для вас будет организован пикник прямо на льдине.

После сплава вас ждёт настоящая сибирская баня с купанием в проруби. Затем вы вернетесь в гостиницу, самостоятельно поужинаете и отдохнете.

День 6 Возвращение домой

После завтрака вас отвезут в аэропорт, откуда вы отправитесь домой.

При желании вы можете остаться на Байкале еще на пару дней: покататься на снегоходах, отправиться на вертолетную экскурсию или посетить этнографический комплекс «Тальцы».

Озеро Байкал само по себе замечательно даже без ярких ледяных чудес. Эти 31 722 км водной глади расположены в юго-восточной Сибири. Байкал – самое древнее озеро на Земле, по одной из версий оно образовалось 25 миллионов лет назад. Дно этой гигантской впадины лежит на 1186 м ниже уровня моря, а расстояние от поверхности воды до наинизшей исследованной точки достигает 1642 м. Байкал – самое глубокое озеро на планете.

Трофимов говорит, окрестности водоёма отличаются исключительным разнообразием рельефа, флоры и фауны. Рядом с ним есть «высокие горные цепи, непроходимая тайга, песчаные пляжи, дикие степи». Байкальская погода также непостоянна. Озеро часто купается в солнечном свете, но бывают шторма. Фотограф считает это место «суровым, опасным, и прекрасным».

Яркий лёд бирюзовых оттенков появляется здесь каждый год ориентировочно в марте. Многие желающие посмотреть на чудесную замороженную красоту держат путь к озеру в эту пору.

Эти уникальные замороженные образования называют торосами. Нагромождения образуются в результате давления, которое постепенно развивается в неравномерном слое льда, покрывающем Байкал зимой. Неоднородность физического состава и несбалансированность температуры ледяного покрова ведёт к формированию торосов, поднимающихся над замерзшей поверхностью.

Такому явлению способствует и переменная погода в области. Штормы, солнце и лютые зимние условия вносят свою лепту в формирование ледяных торосов, создавая трещины в ледниковом покрове.

Выраженный бирюзовый оттенок торосов образуется примерно таким же образом, как и синий цвет водоёмов. Проходящие сквозь лёд солнечные лучи преломляются и рассеиваются. Длинные красные лучи больше поглощаются, а короткие синие лучше рассеивается, зрительно окрашивая прозрачную воду в потрясающий бирюзовый цвет.

В озере Байкал настолько чистая и прозрачная вода, что видимость сквозь толщу льда достигает до 40 метров в глубину. Алексей Трофимов описывает воду как «очень чистую, прохладную и вкусную. Её состав близок к дистиллированной воде».

Прозрачность байкальских вод и льдов позволяет разглядеть глубинную жизнь в озере. Иногда видны ракообразные и рыбы, например, налим и хариус. Но чтобы на них взглянуть, порой приходится выжидать в течение нескольких часов. А в холод не у всех хватает выносливости.

В мае температура повышается до нуля, и лёд тает, а в марте на термометре обычно в районе -14 по Цельсию. Но холод не помеха для орды международных экскурсантов.

Трофимов говорит, что ему удаётся избежать наплыва туристов, лишь отправляясь в такие места, где не каждый решается ступить.

Хотя самоизоляция не гарантирует фотографу мир и спокойствие. Сама природа ведёт себя громко. На озере никогда не бывает тихо. Трещит лёд, шумит вода, гудит порывистый ветер, шумят птицы и животные, населяющие прибрежную область водоёма.

Фотограф пишет, что озеро «волшебное» и «фантастическое». «Когда вы всматриваетесь в чистый и совершенно прозрачный лёд, уходящий в скрытую фантастическую глубину, то понимаете, насколько незначительны мы в этом мире.... Тогда начинаются раздумья о смысле жизни».


Байкал является самим глубоким озером на нашей планете и одним из крупнейших резервуаров пресной воды. Зимой тут особенно прекрасно. Благодаря прозрачности льда можно увидеть дно вблизи берега и заглянуть в таинственный мрак глубин озера.

Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей.

Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

Площадь замерзаемой поверхности Байкала - более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая.

Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15-20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.

Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река - Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах - 1,5-2 м.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра — вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.

Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.

Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода.

Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.

Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.

Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.

Ольхон — крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина - 71 км, ширина - до 12 км.

С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота.

Недалеко от внешней стороны Ольхона - глубочайшее место Байкала (1642 м).

Гора Жима — самая высокая точка острова

Высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров.

Мыс Хобой — самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского «клык»

Находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон — Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун).

Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия — нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески).

Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы.

Их называют сокуи.

Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Остров Харанцы

Остров Едор («Львиная голова»)

Ледяные сосульки в гроте

Скала Шаманка

Одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала

Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита.

Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.

Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала.

А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем.

Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей - самый крупный населенный пункт на острове.

В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков.

Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Остров Ольтрек и Борга-Даган

Хорошо видны следы от снежных заносов.

Остров Огой

Ступа просветления на вершине острова

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой

Её длина составляет чуть больше 10 километров

Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду — плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: «Допустимая грузоподъемность машин 5 т», «Дистанция между машинами 200 м», «Остановка запрещена», «Рекомендуемая скорость 10 км/ч», «Время работы с 9.00 до 19.00».

Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка

Основа экономики посёлка - туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами.

Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала — поселок Култук.

Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется надве транспортные артерии — в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км.

По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Мраморный карьер

Город Слюдянка

Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога.

Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля.

Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году.

До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них - тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

База отдыха Шаражалгай расположена на одной из станций КБЖД

Железнодорожный мост через реку Половинную

Байкальские лимнологи

Лимнология — наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов.

Станция лимнологов расположена прямо на льду неподалёку от посёлка Большие Коты

Интерьер станции аскетичен.

Аэростат на льду Байкала используется для метеонаблюдений.

Байкал - один из немногих водоемов, которому подходят эпитеты в превосходной степени. Глубочайшее и величайшее, самое прозрачное и самое чистое, уникальное хранилище пресной воды… Одним словом, у Байкала много необычайных особенностей, одна из которых - лед.

Первый Байкальский

Байкальский лед – любопытнейшее явление. Его прозрачность поражает: кажется, что идешь по огромному зеркалу. Его разнообразие впечатляет: на озере представлены самые разные виды льда – от привычных торосов до специфических сопок.

Так какой же он – байкальский лед?

Почему Байкал замерзает поздно?

Одна из первых особенностей байкальского льда – позднее замерзание озера, чему есть объяснение.

Казалось бы, пришла зима, температура опустилась ниже 0°С (а это, как известно, и есть температура замерзания воды), по берегам лежит снег, но Байкал никак не замерзнет. Обычно лед на озере встает в первой, а то и во второй половине января, то есть лишь в середине зимы.

Обычно охлаждение водоемов начинается осенью с наступлением холодов, когда поверхность воды теряет тепло от соприкосновения с холодным воздухом. Сам процесс проходит три стадии. Первая начинается осенью с понижением температуры поверхностного слоя воды. Как только она опустится до 4°С, начинается вторая стадия, во время которой более тяжелый верхний слой воды начинает опускаться вниз, а на его место из глубины поднимаются более теплые и легкие слои. Это продолжается до тех пор, пока вся вода (холодная и теплая) равномерно не «перемешается», опустившись до одинаковой температуры наибольшей плотности. Тогда начинается третья стадия: поверхностные слои охлаждаются, не опускаясь, пока их температура не понизится до 0°С. Именно тогда на водоеме начинает образовываться лед.

Эти три стандартных стадии замерзания водоемов убедительно показывают: чем озеро глубже (то есть чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении), тем больше требуется времени на то, чтобы встал лед. Надо ли говорить, что Байкал и здесь оказывается «впереди планеты всей»?

Известный исследователь Байкала советский геофизик, директор Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, профессор Иркутского государственного университета В.Б. Шостакович в своей знаменитой работе 1908 года, посвященной байкальскому льду, писал:

«По приблизительному вычислению оказывается, что ежегодному охлаждению подвергается в Байкале масса воды в 3000 кубических верст. Эта громадная цифра объясняет до некоторой степени медленность охлаждения озера. Значительная толща воды под вышеуказанным 200-метровым слоем имеет постоянную температуру около 4°С. Этот запас теплоты, несмотря на незначительную теплопроводность воды, не может не иметь влияния на поверхностные слои и замедляет их охлаждение.

Во всяком случае к концу декабря поверхностный слой воды в озере принимает температуру, близкую к 0°, и если озеро в общем покрывается льдом только в первой половине января (нов. ст.), то это зависит главным образом от того, что господствующие на Байкале как раз поздней осенью постоянные бури препятствуют образованию сплошного ледяного покрова».

Виды байкальского льда

Замерзание Байкала происходит постепенно. Сначала поверхность воды покрывается тонкой корочкой льда. Однако Байкал – озеро беспокойное, потому этот тонкий лед даже при слабом волнении крошится и разбивается на льдины, которые местное население называет словом «сало». Но мороз делает свое дело, и постепенно у берегов образуются ледяные «забереги» – узкие прибрежные полосы льда, намерзающие при накате волн на берега. На скалах во время штормов от замерзающих брызг нарастают ледовые корки и свисающие вниз ледяные сосульки-сталактиты. Особенностью Байкала являются ледяные «наросты», которые носят название «сокуи».

Сокуи появляются на отмелях: здесь вода при первых морозах быстро охлаждается и замерзает около самого берега. На образовавшийся лед волны плещут воду, которая, замерзая, утолщает сокуй и придает ему своеобразный волнистый вид. Особенно быстро сокуи растут во время сильных ветров и метелей – за счет массы мокрого снега, который становится для него превосходным «строительным» материалом. В итоге вдоль берегов часто образуется более или менее широкий вал, состоящий из непрозрачного, пористого льда. Бывает, что в сокуях появляются настоящие ледяные гроты, которые также исчезают с приходом весны.

Очень часто вдоль сокуя на отмелях в зоне прибоя встречаются ледяные образования, характерные исключительно для Байкала. Они носят название «сопки». Впервые они были описаны учеными Байкальской лимнологической станции в 1940-х годах

Сопки представляют собой правильные конусообразные, внутри полые, горки высотой до 6 метров, образованные из непрозрачного пористого льда. Часто они располагаются отдельно или целыми группами, иногда даже в несколько рядов, и напоминают миниатюрные горные хребты. Интересной географической особенностью сопок является то, что для восточного побережья они представляют собой обычное явление, в то время как на западном берегу встречаются крайне редко.

Кроме прибрежных сокуев и сопок на Байкале в большом количестве встречается и плавучий лед. Часть его выносят в озеро все 336 впадающих в озеро рек во время осеннего ледохода, часть образуется из обломков сокуев, часть получается из донного льда, который часто образуется в районе Большого Голоустного и Мысовой.

Плавучий лед называется «осенец». Обычно он непрозрачный, белесый, с неровной поверхностью. Как правило, именно осенец считается на Байкале самым прочным льдом.

Кроме осенца есть лед, который называется «колобовник» (или «мятик»). Он состоит из небольших, округлых глыб осеннего льда, скованных гладким прозрачным льдом. Благодаря незначительной толщине этих глыб их поверхность делается выпуклой от наплеска волн.

Чашечный и тарелочный лед, которые также образуются до полного замерзания озера, похожи по образованию на колобовник, с той лишь разницей, что отдельные составляющие его куски отличаются значительно большей величиной.

Все эти формы льда очень живописны и красивы: на темно-синем зеркальном льду разбросаны повсюду белые круглые, непрозрачные пятна осеннего льда.

А тем временем в открытой воде идет невидимый процесс кристаллизации льда. Вода не замерзает сразу, поскольку ее постоянно «перемешивают» волны. Тем не менее из-за достаточного понижения температуры и оптимального охлаждения воды в ней образуются маленькие линзочки и иголочки льда размером в несколько миллиметров.

Как только лед «схватится», он начинает нарастать примерно по 4-5 сантиметров в сутки. Первыми замерзают мелководные заливы, последними – глубоководные районы. Залив Провал обычно замерзает в первой половине ноября, затем в начале декабря замерзает пролив Малое море, к январю покрываются льдом северная половина озера и Забайкальская сторона его южной части, позднее замерзает восточный берег южной части озера и, наконец, позже всего (к середине января) – открытая вода у острова Ольхон. Средние сроки байкальского ледостава – с 9 января по 4 мая. В это время озеро замерзает целиком. И только исток Ангары (участок протяженностью 15-20 километров) не замерзает никогда.

И, конечно же, на Байкале существует классика «ледяного жанра» – торосы. Они представляют собой хаотичное накопление льдин: одни стоят отвесно, другие наклонены под разными углами… У основания они «впаяны» в лед, а сверху – занесены снегом. Высота торосов – от нескольких сантиметров до метра.

Как правило, в южной части озера лед держится 4-4,5 месяца, а в северной части – до полугода.

Толщина льда

Образовавшийся молодой тонкий лед начинает утолщаться. Сначала быстро, но потом процесс замедляется. Толщина льда зависит обычно от суровости зимы, а также от количества лежащего на льду снега, который, благодаря своей малой теплопроводности, может значительно умерить действие холода.

По всей акватории озера толщина льда колеблется от 70 сантиметров до 2 метров. Многолетние наблюдения показывают: у восточного берега лед толще.

Вдоль северо-западного побережья и в Малом море образуется свободный от снега прозрачный лед, сквозь который на мелководье можно видеть дно.

Лед толщиной 50 см выдерживает, как правило, вес до 15 тонн, поэтому зимой по льду Байкала ездят на автомобилях. В 1904 году между портом Байкал и станцией Танхой на восточном берегу даже действовала ледовая железная дорога.

Во многих районах Байкала среди зимы наблюдается локальное подтаивание льда снизу и образование так называемых «пропарин», размеры которых могут достигать до сотни метров в поперечнике. Считается, что пропарины возникают из-за действия теплых подводных ключей. Они образуются недалеко от берегов и представляют серьезную опасность, поскольку лед «подъедается» снизу и делается настолько непрочным, что не выносит даже малого веса. Обычно вначале на льду образуется одна или несколько небольших дыр, которые быстро увеличиваются и сливаются в одну полынью. Пропарины появляются ежегодно в одних и тех же местах: у Кадильного, Голоустинского и Голого мысов, вдоль всей дельты Селенги, у мыса Кобылья Голова и в Малом море между Кобыльей Головой и Сармой, а также около Ушканьих островов и у Нижнего Изголовья Святого Носа.

Кстати, есть версия, что пропарины появляются не из-за подводных теплых течений, а потому что подо льдом скапливается газ, который горит ярким пламенем. Известен старый байкальский фокус: если быстрым ударом пробить лед и тут же поднести к отверстию спичку, то из отверстия вырвется огонь, который будет гореть настолько долго, насколько большой газовый пузырь образовался в этом месте подо льдом.

Кроме того, весной 2009 года появились спутниковые снимки разных участков Байкала, на которых были обнаружены тёмные кольца. По мнению учёных, эти кольца возникают благодаря подъёму глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры. В результате этого процесса образуется антициклоническое (по часовой стрелке) течение. В зоне, где течение достигает максимальных скоростей, усиливается вертикальный водообмен, что приводит к ускоренному разрушению ледового покрова.

Другой особенностью байкальского льда являются трещины, которые называют «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина – до 2-3 метров. Разрывы льда происходят ежегодно, примерно в одних и тех же районах озера. Сопровождаются они громким треском, напоминающим раскаты грома или выстрелы из пушек. Однако благодаря трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Выделяют кислород и планктонные водоросли, которые бурно развиваются под прозрачным льдом благодаря проникновению солнечного света.

Обычно Байкал начинает вскрываться ото льда в конце апреля в районе от мыса Большой Кадильный – под действием восходящих потоков теплых вод подводных источников, которые здесь имеются. В апреле лед становится хрупким, темнеет, и к маю Байкал в основном освобождается, хотя отдельные льдины плавают по озеру до начала лета. В последнюю очередь (9-14 июня) уходит лед и в северной части озера… А спустя полгода – все повторится.

Похожие статьи