Какой город расположен на берегу цемесской бухты. Тайна «проклятия» Цемесской бухты

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Новороссийск называют южными вратами России. Это мощный современный промышленный город, огромный порт, база кораблей Черноморского флота Российской Федерации. Это и славное прошлое, о чем напоминают величественные памятники времен Революции и Великой отечественной войны, это «Малая земля».

Свое знакомство с Новороссийском мы решили начать с его портовой части — прогуляться по набережной, увидеть знаменитый крейсер «Михаил Кутузов». И что может быть лучше морской прогулки! О ней — мой сегодняшний рассказ.

Выйдя на набережную, мы увидели у причала прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»*, который через несколько минут собирался отчаливать на полуторачасовую прогулку. Голос из динамика созывал людей. Такая удача! И вскоре мы уже любовались красотами огромной Цемесской (Новороссийской) бухты.

* Владимир Шапурко (1936-2009) — инженер, всю жизнь посвятивший судам Новороссийского пароходства, работал в Новороссийской инспекции Регистра СССР. Осуществлял надзор за постройкой и ремонтом российских судов. Неоднократно бывал за рубежом для выполнения особо ответственных заданий. С 1994 года — заместитель начальника инспекции. Участвовал в расследовании причин гибели пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов». Награжден многочисленными медалями и грамотами, его имя занесено на Доску Почета Главного управления Регистра.

Прогулочный теплоход «Владимир Шапурко»

Погода по дороге из в Новороссийск нас не радовала. С гор сползали тяжелые тучи, предвещавшие бурю. Однако потом все удивительным образом рассосалось, и мы увидели всю красоту Цемесской бухты, Маркотхского хребта, Новороссийского порта.

Проклятие Цемесской бухты?

Как прочитала потом, непроста и зловеща Цемесская бухта бухта. Много кораблей погибло здесь, некоторые из них — по неизвестной причине. Вспомнить хотя бы трагедию пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года, когда при столкновении с сухогрузом море унесло жизни 423 человек. А еще раньше, в 1918 году по приказу Ленина в бухте был затоплен весь российский Черноморский флот — во избежание сдачи немцам. Скорбная фигура матроса — возвышается на горном откосе около трассы М-4 «Дон». В годы Великой отечественной войны здесь погибло несколько десятков кораблей, некоторые из которых не найдены до сих пор. И еще немало других трагедий — гибели судов, людей.

А может и нет никакого проклятья этой бухты? Может дело в неистовой новороссийской боре, бушующей здесь осенью и зимой?

Впервые наши моряки узнали, что такое черноморская бора, в 1848 году. Это было через десять лет после основания на берегу Цемесской бухты, у подножия темных и безлесных гор, Новороссийского укрепления.
Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного склона они растворяются в воздухе.
Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. — Константин Паустовский, «Черное море»

Или в том, что здесь самое интенсивное на Черном море движение морских судов? Ведь глубина Цемесской бухты в среднем около 21-27 метров, что позволяет входить сюда океанским кораблям и судам любого типа.

Как бы то ни было, но в тот день эта бухта в форме подковы предстала передо мной величественной и спокойной. Российские и иностранные суда стояли на рейде. В порту кипели работы. Чуть поодаль виднелись военные корабли Черноморского флота России — даже после возвращения Крыма в Новороссийске остается немало наших кораблей.

Перевалочный комплекс и нефтебаза «Шесхарис»

Буксир «Адмирал Серебряков»

Некоторые горы изрыты карьерами. Здесь добывают мергель — осадочную горную породу, сырье для высококлассного цемента.

Корабли на рейде в Цемесской бухте

Вдали, на горном хребте, там где Андреевский перевал, виднеется полуразрушенная башня — недостроенный ресторан «Семь ветров». Оттуда открывается великолепный вид на окрестности.

С юго-востока Цемесская бухта ограничена мысом Дооб, рядом с которым расположена Кабардинка — популярный курорт.

Увы, через какое-то время наш теплоход развернулся — пришла пора возвращаться в порт Новороссийска.

Панорама Цемесской бухты в сторону Новороссийска

Величественно смотрится мемориал «Малая земля», место 225-дневных ожесточенных боев в годы Великой отечественной войны. О нем рассказ еще впереди.

Мемориал «Малая земля»

Карьер «Новоросцемента» — добыча мергеля

Вновь проходим мимо военно-морской базы Черноморского флота России. Рассматриваем грозные корабли. Слева на фотографии — новейший малый ракетный корабль проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Зеленый дол», проходящий ходовые и государственные испытания.

Портовые сооружения и суда

Морской вокзал «Новороссийск»

Крейсер «Михаил Кутузов»

Вот такая морская прогулка по Цемесской бухте получилась у нас. Обещанных дельфинов мы не видели. Но и других впечатлений хватило! Может, конечно, и есть проклятие Цемесской бухты, которое губит корабли, но в тот солнечный день она показалась мне очень дружелюбной.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Цемесская бухта (или Новороссийская) расположена на севере побережья Черного моря, свое название получила от реки Цемес, впадающей в нее.

Длина Цемесской бухты равна 15 километрам, ширина у входа в нее – девяти, а глубина колеблется между 21 и 27 метрами. Вход в бухту с северо-западной части ограничен островом Суджук, а с юго-восточной – мысом Дооб. На северо-западе бухты располагаются морской порт и город Новороссийск, от которого и произошло второе название водоема.

В восточной части Новороссийской бухты расположено село Кабардинка, которое находится в подчинении администрации Геленджика. 31 августа 1986 года здесь произошло столкновение парома «Адмирал Нахимов» и балкера «Петр Васев». Спустя год на месте аварии, на мысе Дооб, был установлен знак - дань памяти погибшим членам экипажа и пассажирам.

Цемесская бухта

Цеме"сская бухта (Новороссийская бухта) - бухта в северной части российского побережья Чёрного моря. Название получила от впадающей в неё реки Цемес. Длина 15 км, ширина у входа 9 км, в средней части 4,6 км, глубина 21-27 м, что позволяет входить в бухту любым океанским судам.

В северо-западной части бухты располагается город-герой Новороссийск.

Находится Цемесская бухта. В XX столетии здесь происходили трагические события. В 1918 году - затопление кораблей российского флота. Спустя почти шестьдесят лет - трагическое событие, унесшее жизни более четырехсот человек. Об этих двух событиях пойдет речь в сегодняшней статье.

Краткая информация

В составе Российской империи Цемесская бухта оказалась в конце двадцатых годов XIX века. Это произошло после очередной русско-турецкой военной кампании. С тех пор она активно использовалась для пассажирских и торговых нужд Новороссийска.

Цемесская бухта получила свое название от реки, которая в нее впадает. С запада от нее расположен Абрауский полуостров. С другой стороны бухту обрамляет Маркхотский хребет. Новороссийск расположен с севера-запада от нее. Всего в нескольких километрах от Цемесской бухты находится тихий курортный поселок Кабардинка. Эти места очень любят отдыхающие, путешественники. Сегодня сложно поверить, что когда-то в Цемесской бухте происходило нечто страшное. Вспомним об исторических событиях 1918 года.

Брестский мир

Подписание этого договора вызвало возмущение в российском обществе. И прежде всего среди военных. В Брестском мире ничего не было сказано о Черноморском флоте. Однако в 1918 году противник вторгся в Крым, что создало явную угрозу для российского флота. Черноморский флот мог бы перейти немцам. Но этого не произошло, потому как российские офицеры получили приказ о затоплении кораблей.

Черноморская Цусима

Именно так в годы Гражданской войны называли события, произошедшие в июне 1918 года. По мнению большинства исследователей, уничтожение эскадры получило большее значение, нежели все остальные морские потери России за годы Второй мировой войны.

Главным организатором стал лейтенант Кукель. Он выполнял поручение Федора Раскольникова - личности, о роли которой в революции и Гражданской войне историки до сих пор спорят. План потопления был разработан 17 июня. К его реализации приступили немедленно.

Участники этой операции хорошо помнили трагическую историю крейсера «Варяг». Потопленный российскими моряками, он уже на следующий день был поднят японцами со дна моря. Кукель же хотел затопить флот наверняка, так, чтобы он никоим образом не достался противнику.

18 июня в каждый крейсер заложили взрывные патроны. Обстрел кораблей в Цемесской бухте начался после обеда. На дно один за другим ушли «Калиакрия», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Пронзительный», «Стремительный» и другие судна, обстреливаемые российскими матросами. Согласно воспоминаниям очевидцев, это было ужасное зрелище. Люди собирались на берегу, наблюдали гибель кораблей, ругали советскую власть и тех моряков, которые ушли в Севастополь.

Кладбище кораблей

Словно какое-то проклятие витает над Цемесской бухтой. В Новороссийске о подводном кладбище кораблей ходят легенды. Эту бухту нередко называют российским Бермудским треугольником. В ее окрестностях есть несколько таинственных и страшных мест. Туристы, отдыхающие в поселке Кабардинка, Цемесскую бухту спешат посетить прежде всего в связи с событиями, которые здесь произошли в минувшем столетии.

Затопление кораблей, о котором рассказано выше, породило множество слухов. К сожалению, это не единственная трагедия, которая случилась в окрестностях Новороссийска. Говорят, здесь время от времени появляется корабль-призрак, наводящий ужас на местных жителей. Быть может, это один из крейсеров, уничтоженных матросами. Или «Адмирал Нахимов», столкнувшийся с грузовым судном в 1986 году? Цемесская бухта, фото которой представлено в этой статье, место живописное, но страшное. Здесь нашли последнее пристанище не только корабли, но и люди.

«Адмирал Нахимов»

Это пассажирское судно должно было осуществить свое последнее плавание в конце ноября 1986 года. Это был очень старый крейсер. Его история началась еще в начале XX столетия. «Адмирал Нахимов» тогда назывался иначе и принадлежал немцам. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, его срок годности подходил к концу. Однако окончательно вышел из строя он раньше - 31 августа 1986 года.

В семидневный круиз "Адмирал Нахимов" вышел 29 августа. На борту было более тысячи человек. На этот пароход в те годы мечтали попасть многие. Не зря его сегодня называют «советским Титаником». Катастрофа, произошедшая в августе 1986 года, повергла в шок всю страну. В восемь часов вечера «Адмирал Нахимов» столкнулся в Цемесской бухте с грузовым судном «Петр Васев». Пассажирский крейсер затонул в течение восьми минут. Согласно длительному расследованию, виновными были капитаны.

В тот момент, когда произошло столкновение, большая часть пассажиров находилась на палубе. Среди них было немало молодоженов и молодых семей. Многие родители незадолго до катастрофы уложили детей спать, заперли каюту и поднялись наверх. В суматохе немногие из них смогли вернуться. О том, что произошла катастрофа, пассажиры поняли не сразу. Когда же осознали, на палубе началась паника. Капитан «Адмирала Нахимова» виновен был еще и в том, что вовремя не дал тревогу.

Жертв было бы больше, если бы не опытные спасатели. Получив сигнал, они тут же направились к месту крушения судна. Тела погибших доставляли к причалу в течение двух недель. Осуществлять поиск в перевернувшемся судне было почти невозможно: ширина каждого из коридоров в «Адмирале Нахимове» составляла не более 120 см. Найдено было 129 тел. 64 так и остались на борту затонувшего судна. Всего в катастрофе погибло 423 человека.

Память

На мысе Дооб в Кабардинке спустя год после крушения «Адмирала Нахимова» был установлен мемориал. Судно покоится на глубине 47 метров. «Адмирал Нахимов» лег на дно, накренившись под углом 75 градусов. С каждым годом он выравнивается и все глубже погружается в ил. Поднять на поверхности крейсер и сегодня не представляется возможным.

Или Новороссийская, расположена в северной части российского побережья Черного моря и получила свое название благодаря впадающей в нее реке Цемес. В ее северо-западной части располагается город Новороссийск, а в восточной — село Кабардинка.

Цемесская бухта имеет печальную историю. Так, 18 июня 1918 года в ней по приказу Ленина были затоплены суда Черноморского флота вместе с экипажами. Моряки предпочли погибнуть в пучине, чем сдаться в плен.

Вторая черная дата — 31 августа 1986 года, когда при входе в бухту пароход «Адмирал Нахимов» столкнулся с балкером «Петр Васев» и затонул.

Моряки считают Цемесскую бухту своеобразным Бермудским треугольником. Дурная слава о ней живет в народе уже на протяжении многих лет.

Еще турки, жившие когда-то в крепости Суджук-Кале, рассказывали о таинственной бухте, имеющей форму подковы. С ужасом они говорили, что в этой бухте по непонятной причине тонули лодки, будто кто-то утаскивал их на дно. Немало погибало здесь и людей, многие из которых были искусными пловцами.

В ходе Второй мировой войны в Цемесской бухте затонуло несколько десятков различных судов, а некоторые из них до сих пор не найдены.

В настоящее время все дно бухты усеяно обломками множества кораблей. Благодаря этому аномальная зона является настоящей Меккой для дайверов, которые поднимают со дна многочисленные артефакты, в том числе старинные монеты и амфоры. Тем удивительней факт, что никому до сих пор не удалось обнаружить некоторые суда, затонувшие в бухте в XX веке, хотя имеются точные координаты мест их гибели.

Конечно, самой страшной катастрофой стало крушение парохода «Адмирал Нахимов». Он прибыл в порт Новороссийска 31 августа 1986 года из Ялты и должен был оставаться здесь до вечера.

В 22:00, точно по расписанию, лайнер отшвартовался и буксиры отвели его от причала. На выходе из Цемесской бухты пароход внезапно столкнулся с гигантским сухогрузом и затонул за 8 минут. На его борту на тот момент находились 1243 человека, 423 из которых утонули.

Адекватного объяснения произошедшему нет до сих пор. Оба капитана были опытными моряками, а столкновение произошло в практически пустой акватории. Существует версия, что приборы сухогруза отмечали наличие в бухте еще ОДНОГО судна и не распознали лайнер «Адмирал Нахимов».

При проведении спасательных работ в бухте утонули два опытных водолаза, которым, по официальной версии, не хватило воздуха. Другие же подводники, исследовавшие затонувшее судно, постоянно становились жертвами панических атак.

Все это привело к тому, что работы по подъему парохода в скором времени прекратили, и «Адмирал Нахимов» до сих пор покоится на глубине 47 м со спиленными трубами и мачтами, накрытый специальными резиновыми чехлами.

В народе же ходит легенда о проклятии адмирала Нахимова, которое и стало причиной крушения лайнера.

Так, адмирал П. С. Нахимов принимал участие в обороне Севастополя и приказал затопить корабли на входе в Цемесскую бухту, чтобы преградить путь врагам. По преданию, с тех пор все корабли, названные в честь славного адмирала, терпят крушение при входе в эту бухту.

Однако Цемесская бухта известна и другими аномалиями. Здесь нередко останавливаются часы. По свидетельству моряков, происходит это сразу у всех членов экипажа. Часто выходят из строя различные приборы. Обычно при выходе из акватории часы и аппаратура вновь начинают исправно работать.

В начале XX века жители окрестностей Цемесской бухты стали свидетелями страшных аварий, которые происходили с пугающей периодичностью, практически в одном и том же месте.

На глади самой бухты нередко наблюдаются огромные круги, в которых вращается вода.

Относительно недавно на глубине бухты проводились работы по обследованию коллекторов очистительных сооружений. К участию в них привлекались водолазы, которым пришлось работать на глубине более 45 м. Однажды один из них приготовился к всплытию, поскольку воздух у него в баллонах заканчивался. К своему ужасу он обнаружил, что что-то удерживает его на глубине и даже тянет вниз. Лишь благодаря нечеловеческим усилиям подводнику удалось подняться на поверхность, но больше на работу в бухту он не вышел.

В недавнем прошлом было зафиксировано еще одно странное происшествие. Во время погрузочных работ одновременно четверым сотрудникам порта стало плохо с сердцем. В итоге один из них умер, а причину случившемуся медики так и не нашли.

Ученые объясняют происходящее в Цемесской бухте наличием в этой области магнитной аномалии, действие которой непостоянно и зависит от множества факторов.


Цемесская бухта - это акватория, которую сейчас занимает один из крупнейших морских торговых портов Черного моря и России вообще. Бухта омывает берега города-героя Новороссийска.
Если Вы окажетесь в этом замечательном городке, просто придите на набережную и насладитесь величием порта. Еще каждые полчаса летом от центральной набережной отходят прогулочные катера. Часовая поездка по бухте очень доступна - 200 р. с человека, так что советую
В Новороссийске порт мирового значения, оттого и встретить тут можно корабли со всего мира. Вот, например, прямиком из Панамы, разгружается недалеко от административного здания организации

Вот такие прогулочные катера

А это край бунны (волнореза) с маяком на конце. Строятся для того, чтобы уберечь корабли от штормов, столь частых для здешних мест в осенне-зимний период

Три красно-белые трубы у горы - это очередной цементный завод, которых в Новороссийском районе хоть отбавляй

Как Вы наверное уже заметили, горы вокруг этих заводов с довольно измененным рельефом. Никуда не денешься - главное сырье - с них

В правом нижнем углу между гор - там находится курортный поселок Кабардинка, административно относящийся к Новороссийскому району

Нефтеналивная часть здесь также имеется и вынесена на край порта

Плавучий кран выглядит именно так

Военные корабли здесь курсируют постоянно

Недалеко от Суджукской косы открывается панорамный вид на сам город. А это мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне, называется "Малая Земля". Внутри музей, довольно популярное место у туристов соседних городов

Похожие статьи